Лес

Геннадий Матюшин
 
    Лес. Простое слово из трёх букв обозначает целый мир, созданный природой со своими обитателями, законами и борьбой за выживание. Леса покрывают значительную часть земной суши и для многих стран являются неотъемлемой частью ландшафта, а в ряде случаев и средой обитания не только животных, но и  людей.
В минуты покоя я вспоминаю лес моего детства. А точнее леса, поскольку я вырос в небольшом городке Алатырь, что стоит на месте впадения  реки Алатырь, несущей свои воды с запада на восток в стремительно бегущую с юга на север красавицу Суру, и  привольно раскинул свои улицы на стыке лесной и степной природных зон. Он тихо дремлет  в объятиях лесов и полей, гордясь своей достаточно бурной историей и ожидая лучших времён.   
      Совсем рядом с городом  шумят широколистные дубовые рощи, торжественно качаются на ветру вершины стройных  сосен Чуварлейского бора, а смешанный Большой Сурский  лес, с его почти таёжными дебрями, манит в жаркий летний день тишиной и прохладой. И в то же время в окрестностях  города встречаются участки нетронутой степи, на которых серебрится под солнцем ковыль и волнуется под дуновением ветра  степное разнотравье.
      Правый берег реки Суры вплоть до волжских круч занимают лесные чащи, а вот левый, в основном, принадлежит привольному степному простору, языки которого, прорываясь сквозь широколиственные пойменные леса, доходят до уреза воды, где шелест трав аккомпанирует плеску речных волн. Покрытые голубоватой дымкой сосновые леса высятся по северному краю поймы реки Алатырь, а  лента Чуварлейского бора  завершает их продвижение  на восток, к Суре, уступая натиску степных трав и ветров и позволяя им продвинуться далеко на север в просторы Нижегородской области.   Огромные пологие увалы этой степной равнины разделяются  зелёными долинами небольших речек и ручьёв и  покрыты разбросанными по их склонам  степными овражными перелесками из берёзы, ольхи, ясеня, осины, украшенными зарослями орешника, рябины, отдельными соснами и кустами калины.
     Самым близким к городу лесным массивом является Духовая роща, получившая своё название от монастыря, который  когда-то располагался на её окраине. Огромные дубы и заросли орешника сплошь покрывают пологий береговой склон  реки Сура, создавая свой неповторимый микроклимат.  Роща со всех сторон окружена открытым пространством лугов и полей,  хорошо прогреваемых солнцем и продуваемых ветрами, сила которых гасится кронами деревьев, изгибом русла реки и эффектом «ступеньки», создаваемой  высоким берегом. В роще,  на её полянках, держится благоприятная для человека температура, там безветренно и очень уютно.  Всё дышит тишиной и покоем! Кажется, что стоя на такой поляне, можно услышать, как растут травы, плачет и жалуется на свою судьбу сломанная веточка дерева и шуршит в своём подземном гнёздышке серая мышка.
       Внизу, под склоном берега, блестит и играет в солнечных лучах водная гладь Суры, за которой раскинулась плоская, как сцена, равнина, с купами деревьев, зарослями ивняка, небольшими озёрами и зелёными пятнами лугов.  По ней прихотливо извивается река Бездна, поросшая по берегам кустарником, черёмухой и плакучими вётлами.  А вдали, у самого горизонта, видны увалы коренного берега Суры, покрытые сосновым лесом.
     Верхнюю часть поляны окружает зелёный шатёр из резных дубовых листьев, поднимающийся амфитеатром  вверх до самого неба, кажущимся хрустальным голубым сводом, расписанным    плывущими куда-то  белыми облаками и украшенным блистающим во всей красе летним солнцем. Такое впечатление, что сама природа создала себе театр и предложила людям оценить своё творение!
        А вниз по течению Суры, за устьем реки Алатырь,  уже на равнине, расположилась  Явлейская роща.   С трёх сторон покой рощи охраняет сама Сура, с роскошью её белых кварцевых песков и обрывами, под которыми она бурлит и плюётся пеной, преодолевая стволы и ветви смытых ею же самой деревьев. В роще богатыри-дубы о чём-то мирно беседуют с могучими вётлами,  а красавцы-клёны вовсю флиртуют с черёмухой и ольхой. Заросли кустов орешника, прикрывающие наготу стволов деревьев, расступаются, чтобы открыть взору стеклянную поверхность небольших озёр, притаившихся в глубине рощи и словно  стесняющихся своей тихой задумчивой красоты!
     Контрастом этому зелёному, слитому в единую массу многообразию деревьев и кустов, образующих заросли Явлейской рощи, служит Чуварлейский бор, с его устремлёнными ввысь корабельными соснами и почти полным отсутствием подлеска. Стволы многолетних сосен рвутся в небо, чтобы там, далеко от земли, раскинуть ветви  и получить свою порцию солнечного света. Когда порывы ветра начинают раскачивать вершины этих гигантов, то вместо шума и шелеста метёлок игл  слышится звук,  напоминающий гул морского прибоя, как будто  ты находишься не в лесу, а на берегу волнующегося моря. В ясный солнечный день лучи солнечного света буквально пронизывают  бор, создавая причудливую вязь из вздымающихся вверх, тёмных у основания и золотистых к вершине, стволов, эфемерных струящихся столбов яркого света и тёмных призрачных теней от крон, колеблющихся далеко в синеве неба.
      Подножья сосен утопают в толстом слое опавшей хвои, окрашенной в приглушённый, отдающий рыжинкой цвет, на фоне которого выделяются островки зелёной травы, отсвечивают темно-зеленым глянцем заросли черники и рдеют всеми рубиновыми оттенками налитые соком ягоды костяники. В некоторых местах  стволы деревьев стоят, словно бронзовые колонны огромного древнегреческого храма и когда проходишь мимо них невольно вспоминаешь героев гомеровской «Илиады» и ищешь глазами  статуи богов!
       Воздух в Чуварлейском бору всегда удивительно чист и наполнен тонким ароматом смолы, а отсутствие болот и обширных зарослей кустарника предохраняет его от засилья полчищ  кровососущих насекомых, роящиеся тучи которых буквально заполоняют окрестные  леса.
       А до чего же красивы и пушисты ковры изо мха и лишайников, расстеленные  природой в Большом Сурском лесу! В нём хвойные сосновые массивы чередуются участками широколиственной растительности, а белоснежные стволы молодых берёз буквально светятся под лучами солнца, разгоняя зеленоватые сумерки  густых зарослей ольхи, черёмухи и орешника. Озёра, то светлые, то тёмные,  торфяные, отражают в тихие дни на своей зеркальной поверхности ожерелье из камышей, плакучих ив, трепетных осин и берёз, украшая его розетками белых лилий и золотыми чашечками цветов кувшинки. Когда же берег озера сложен песчаными кручами, подступающими к самой воде желтыми откосами или тёмными от лишайников склонами, отражение сосен напоминает солдат, застывших в парадном строю, и только озорник-ветер заставляет их качаться из стороны в сторону, нарушая покой этого застывшего безмолвия!
       Сплошной зелёный  лесной покров прерывается проплешинами  торфяных болот  с кочками, поросшими редкими чахлыми деревцами, между которыми поблескивают окна чистой воды, сочно зеленеют прикрытые травой грязевые хляби и чернеют корни поваленных и гниющих деревьев. Утренние туманы, стелющиеся над болотами, и непонятные звуки, периодически доносящиеся из их глубин, создают вокруг них атмосферу таинственности и даже  страха перед чем-то неведомым, сохранившимся до наших дней в этих печальных и опасных местах! Но стоит только чуть-чуть отойти в сторону от кромки болота, как снова перед тобой во всей красе развёртывается лесной мир с его ароматами и запахами, пением птиц, грибными полянками и солнечными прогалинками.
      Мне нравится бывать в лесу и весной, когда звенит капель, и  природа просыпается от зимней спячки, и летней порой с её  буйством зелени, и зимой, убаюкивающей многоголосым пением пурги деревья и кусты, не говоря уж об осени, которая раскрашивает его всеми оттенками жёлтого, зелёного, красного  и коричневого цветов.
      Летом  широколистный лес, насыщенный всеми оттенками зелёного цвета, с шепчущимися о чём-то своём осинами, белоствольными берёзами, зарослями черёмухи, стройными липами и по-богатырски кряжистыми дубами даёт возможность отдохнуть глазам от  серого городского однообразия безликих фасадов домов.  Зимой,  он же дарит мне блеск россыпей драгоценных камней, сияющих под лучами солнца на снежном покрове кустов и деревьев. Весной - заставляет вспоминать молодость, а осенью - задумываться о бренности нашей жизни и торжестве красоты и гармонии!         
      В любую погоду  лесной воздух соснового леса, как лечебный бальзам, вливается в лёгкие, заставляя дышать полной грудью, и напоминает мне о наших предках-язычниках, поклонявшихся деревьям, духу леса и населявших  его удивительными существами. Лес избавляет меня от тяжёлых и неприятных мыслей, создаёт хорошее настроение и укрепляет жизненные силы! Не зря  же многие поэты воспевают его в своих стихах и поэмах! 
       
          
               
                Май  2011 года.