Информационное противоборство в период оккупации

Нефея
Информационное противоборство советской и нацистской систем
в период оккупации Ставропольского края.
*
Методы и формы ведения информационно-психологической войны.
*
Маршрутный лист экскурсии, посвященной 70-летию Победы Великой Отечественной войны.
Районный слет участников Всероссийского туристско-краеведческого «Движения «Отечество – 2015».
***
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 Курского муниципального района Ставропольского края
Руководитель: Переверзева Елена Геннадьевна, учитель информатики МОУ СОШ №1 Курского муниципального района, 2015 год
***
Цель экскурсии:
расширение кругозора, получение дополнительных знаний о формах и принципах информационной пропаганды, используемой фашистской Германией в период оккупации Ставропольского края (25 июля 1942 г. – 9 октября 1943г)
Задачи:
показать, как формировался «Образ врага» фашистскими идеологами;
обратить внимание на особенности политики ФГ на Кавказе;
рассказать об идеях советской пропаганды;
прокомментировать лживую политику геноцида;
показать роль советской пропаганды в освобождении Кавказа.
Экспонаты экскурсии: агитационные плакаты (советские и немецкие), копии документов (приказов, объявлений), фотографии, книги. 
Экскурсия рассчитана на учащихся старших классов.
Форма - тематическая экскурсия, принцип построения маршрута тематико-хронологический.

Данная экскурсия стала результатом работы над проектом «Информационное противоборство советской и нацистской систем в период оккупации Ставропольского края». 

Экскурсия состоит из пяти подтем, объединенных общей темой. Критериями для выбора объектов стали их познавательная ценность, известность,  необычность (экзотичность) и выразительность.
***
Содержание экскурсии (Тезисы):
Сегодня мы ознакомимся с основными формами проведения пропагандистских мероприятий использовавшихся в годы Великой Отечественной войны – устной и печатной пропагандой,  и основными методами ведения борьбы – выпуск листовок, плакатов, объявлений, газет, приказов, проведение митингов.

*
Станция 1 – Формирование образа врага фашистской Германией.
Экспонаты: группа фашистский плакатов из Интернет: «Немецкий агитационный плакат «22 июня» (1),  «Большое антибольшевистское шоу» (2), «Батюшка Сталин» (3).

Комментарии к показу:
показав плакат «Немецкий агитационный плакат «22 июня» старшеклассникам без объяснений, хотелось бы услышать их ответы о том, кто выпустил этот плакат, о чем он? Каковы истинные планы захватчиков?
Переходим дальше к следующему плакату «Большое антибольшевистское шоу», где фашистская Германия формирует «образ страны-врага», обращаем внимание, что Советский Союз изображен в форме красного паука.
В немецких агитационных плакатах «Образ руководителя страны», Сталина,  выглядит не лучше.

Прием  показа, организующий наблюдение, изучение и  исследование:
К плакату «Немецкий агитационный плакат «22 июня» форма немецкой пропаганды по побуждающим эмоциям – позитивная. По направлению психологического воздействия -  Борьба со злыми силами. - «Сияющее обобщение» - борьба с большевизмом!
К плакатам «Большое антибольшевистское шоу», «Образ руководителя страны» - форма пропаганды по побуждающим эмоциям – негативная. По направлению психологического воздействия -  Моральность себя —  аморальность противника.

**
Станция 2 – Политика ФГ на Кавказе.
Экспонаты: Фашистские плакаты: «Кавказ будет свободным» (4), «Народы Кавказа! Мы несем вам освобождение от большевистского ига!» (5),
Фашистский документ от 1942 года, обращение к оккупированному населению,  (Орджоникидзевский край, г. Пятигорск)  «Объявление населению» (6),

Комментарии к показу:
В одном из фашистских документов, регламентирующих пропагандистскую деятельность, было указание, что в случае затяжной войны идеологическая пропаганда должна играть главенствующую роль, сохраняя силы своей армии и преумножая победы. Так и произошло в середине 1942 года, начав наступление на Кавказ, фашистская Германия изменила политику к местному населению. Глядя на плакаты «Кавказ будет свободным» и  «Народы Кавказа! Мы несем вам освобождение от большевистского ига!» вопрос: кто, кого  и от чего освобождает?

В документе от 1942 года, обращение к оккупированному населению (Орджоникидзевский край, центр в г. Пятигорске):  «Германская армия ведет борьбу исключительно против большевизма... Германская армия обеспечит крестьянам свободу на собственной земле! Будут восстановлены частная собственность и свобода вероисповедания. Народы Кавказа получат национальное самоопределение. Открывайте церкви и мечети! Изберите из вашей среды старосту, знакомого вам и пользующегося вашим доверием».

Прием рассказа и показа, опирающийся на аналогии при использовании разных способов и методов – приказа и плакатов. Экспонаты группы объединяет аналогичная форма пропаганды - воздействуя на эмоционально-волевую сферу местных жителей, пропаганда отключает у них логическое мышление и порождает фальш-цели, уводя от подлинных целей захватчиков (ресурсы Северного Кавказа).

Что общего у фашистских плакатов: «Народы Кавказа! Мы несем вам освобождение от большевистского ига!», плаката «Кавказ будет свободным» и документа, рассмотренных ранее? С первого взгляда на них  создается впечатление, что фашисты  – не только знают, но и понимают, и уважают традиции других народов. Создается иллюзия - «Защита слабых и обездоленных».
***
Станция 3 - Советская пропаганда.
Экспонаты: Приказ НКО СССР от 28.07.1942 № 227 «Ни шагу назад» (7), фото  из музея г. Пятигорска: «Призыв участников антифашистского митинга народов Северного Кавказа «Ко всем народам Северного Кавказа» (8).

Комментарии к показу:
Понимая серьезную угрозу, нависшую над государством при захвате Кавказа, советское командование издает приказ (Приказ НКО СССР от 28.07.1942 № 227) известный как «Ни шагу назад»! В приказе объясняется, почему нельзя отступать бесконечно.  Отдавая врагу территорию, мы отдаем и людей (наших матерей, жен, детей), лишаемся хлеба, топлива, металла, сырья, фабрик, заводов, железных дорог – всего.
Очень жестокая и вынужденная мера по укреплению дисциплины в армии – создание «штрафных батальонов». Способ аналогичный фашистскому, и поэтому часто сравнивают фашистский и советский режим, называя их тоталитарным.

И все же главным идеологическим оружием, которое помогло выстоять и победить в жестокой битве с фашизмом, было не устрашение провинившихся, а идея братства и единства всех народов, проживающих на территории Советского Союза. По всему Кавказу прошли антифашистские митинги.
Сегодня в экспозиции Пятигорского краеведческого музея  можно увидеть «Призыв участников антифашистского митинга народов Северного Кавказа «Ко всем народам Северного Кавказа», который прошел в г. Орджоникидзе  13 августа 1942 г. (ст. Курская была оккупирована 17 августа 1942г., Ворошиловск – 3 августа).

Прием показ и рассказ с комментированием. Советская пропаганда использует методы убеждения, и даже устрашения, как вынужденной меры в приказе «Ни шагу назад».
Форма пропаганды по побуждающим эмоциям – позитивная. По направлению психологического воздействия в пропаганде используются принципы «Дьявольский» характер врага, мужественный образ себя, моральность себя —  аморальность противника, борьба со злыми силами, защита слабых и обездоленных, порядочность, человечность.

****
Станция 4 – Геноцид. 
Экспонаты: фото  из музея г. Пятигорска: «Воззвание к еврейскому населению» (9).

Комментарии к показу:
Аналогичные обращения «Воззвание к еврейскому населению» были во всех оккупированных населенных пунктах Северного Кавказа. Ложь, жестокость, вероломство, обман по отношению к еврейскому населению показало истинное лицо фашизма. По всему своему пути следования они оставляли могилы уничтоженных не только семьями, целыми деревнями.
В одном из оставшихся воспоминаний погибшей еврейки    (всемирно известного психоаналитика Сабина Шпильрейн (см. ниже - Сноска 1)  в г. Ростове – на – Дону рассуждение о том, что немцы, которых она хорошо знает, культурный народ, а все сообщения в советской прессе о тотальном уничтожении евреев лишь выдумки и запугивание.

Только в нашем, Курском районе, уничтожено около тысячи лиц еврейской национальности, в поселке Винсовхоз и  селе Богдановке установлены памятники жертвам нацизма. 

В рассказе используется прием контраста о том, что думали евреи (по воспоминаниям) и о том, что с ними реально сделали. Форма фашистской пропаганды по побуждающим эмоциям – позитивная. По направлению психологического воздействия пропаганда создаёт у объекта воздействия иллюзию выбора, а на самом деле лживая и антигуманная.

(Сноска 1) С сайта: http://b0gus.livejournal.com/398505.html -
Можно только дивиться той готовности, с которой еврейское население Ростова пришло на сборные пункты по приказу немецких властей. При том, что в отличие от Прибалтики и отдельных украинских районов, нападений и случаев насилия по отношению к евреям со стороны нееврейского населения в Ростове не было. Возможно, что на такую высокую явку повлияло также то, что с мая по ноябрь 1918 года Ростов уже был оккупирован немцами, которые оставили о себе у жителей достаточно теплые воспоминания (особенно по сравнению с конноармейцами Буденного, устроившими в Ростове многодневный погром, направленный вообще-то против всех "буржуев", но, в силу особенностей местной экономики и демографии, затронувший прежде всего еврейское и армянское население города). При этом многие, особенно из более старшего поколения, считали, что информация советских СМИ об уничтожении немцами евреев - не более чем пропаганда и дезинформация. Показательна в этом плане история с всемирно известным психоаналитиком Сабиной Шпильрейн. Когда обеспокоенные знакомые предложили выправить ей и ее дочерям документы на армянскую фамилию, Сабина, значительную часть жизни проведшая в Германии, с негодованием отказалась и заметила, что она как никто другой знает, что немцы не способны на те преступления, в которых их обвиняют. Сабина Шпильрейн и ее дочери закончили жизнь в окровавленных рвах Змиевской балки.

*****
Станция 5 - Отстоим Кавказ
Экспонаты: фото «Кукрыниксы» (10),
Советские плакаты: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» (11), «Красная армия шельму метит» (12), «Превращение "фрицев", Окно ТАСС №640, 1942г.(13), «Отстоим Кавказ» (14), «Доигрались (молниеносная война)», 1943 г. (15)
фашистская оккупационная газета "Кавказский свободный орел" (16).

Комментарии к показу:
С первых дней войны в Советском Союзе орудием политической борьбы с врагом стали плакаты, листовки, карикатуры, которые создавали художники, один из самых известных коллективов - «Кукрыниксы». Название -  аббревиатура  из фамилий участников.
За их едкий, злободневный юмор Гитлер даже обещал их расстрелять.
За военные плакаты «Кукрыниксы» были удостоены Государственной (1942) и Ленинской премий СССР (1965).
Если сравнить образ фашизма, на первом плакате Кукрыниксов в 1941 г, где он представлялся в образе ужасного Гитлера, то  в 1944 году его образ заштопанного и побитого уже совсем не страшен (Плакаты - 11, 12, 13, 15). 
Очень популярны в годы войны стали агитационные плакаты  «Окна ТАСС».

С июля 1942 года по октябрь 1943 года шли тяжелые бои за Кавказ. «Мягкий» оккупационный режим, конечно, ввел в заблуждения какую-то часть населения. Поэтому историки, сегодня говорят о таком явлении, как коллаборационизм – поддержка оккупационного режима.
Но надежды Гитлера на повсеместную поддержку местного населения на Кавказе не оправдались. Этому в том числе, способствовала и печатная советская пропаганда - агитация листовками и плакатами.
Средства массовой информации и радио стали мощным оружием в руках оккупантов на Ставрополье. Со страниц газет и радиопередач местное население получало неверную информацию о происходящих событиях, боях на фронте, а так же велась агитация о «новом режиме».  В тоже время здесь активно работали партизаны и подпольщики.
Читая оккупационную газету "Кавказский свободный орел", бросается в глаза описка или опечатка, сравнивающая жителей Кавказа со стадом, которое должно идти за немецкой стаей. Возможно, это вовсе и не опечатка, а работа советских партизан, которые хотели таким способом показать реальное отношение фашистского режима к местному населению.

Прием рассказа и показа, организующего исследование, опирающегося  на переключения внимания и наличие контраста, зрительной аналогии  наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.
По направлению психологического воздействия относится к пропаганде 
просвещения, стойкости и героизма.

Фашистская  пропаганда должна была побуждать к – позитивным эмоциям, но, учитывая фактический текст, обязана была вызвать негативную реакцию.
По направлению психологического воздействия относится к пропаганде  разделения и создания межнациональной розни.

***
Заключение: К сожаленью, в коротком рассказе невозможно отразить все нюансы  ведения информационно-психологической войны, в нашей экскурсии мы наметили лишь основные формы и направления противоборства. В результате работы над проектом и экскурсией было собрано и систематизировано большое количество материала.
Это и работа с книгами, интернет - ресурсами, изучение экспозиций музеев г. Ставрополя и Пятигорска, анкетирование, интервьюирование.
Мы приглашаем вас посетить нашу школу для более глубокого знакомства с материалами проекта и прослушать полный вариант лекции.



***
ЛИТЕРАТУРА К ПРОЕКТУ
1. Ставрополье в период немецко-фашистской оккупации (август 1942 – январь 1943 гг.): документы и материалы /Сост. Водолажская В. и др.–Ставрополь,2000.–175 с.
2. Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях / Науч. ред. проф. Т.А. Булыгина; Сост.: В.В. Белоконь, Т.Н. Колпикова, Я.Г. Кольцова, В.Л. Мазница. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005. - 608 с.: ил. - 2000 экз.
3. Беликов Г.А. Оккупация/ Ставрополь 2009г., тир. 500 экз., стр. 361- 570
4. Ставропольцы в Великой Отечественной войне/ Историко-публицистические очерки.  Колл. авт. гл. ред. Фатеев Г.С., Ставропольский фонд культуры 1995г., 350 стр.
5. Бичеев А.М. Заговорили Моздокские степи. Книга памяти об участниках войны 1941-1945гг, жителях Курского района/ г. Новопавловск Ставропольского кр., 2012г., тир. 500 экз., 668 стр.
6. Бичеев А.М. Ага-Батыр в воспоминаниях. Книга посвящается 65-летию освобождения Советской Армией Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков/ г. Новопавловск Ставропольского кр., 2008г., тир. 300 экз., 551стр.
7. Суменко В.Г. Мои журналистские тропы/ Ставрополь 2002г, тир. 1000 экз., 205 стр.
8. «Совершенно секретно! Только для командования». Документы и материалы. - М., 1967; Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.). 3-е изд. - М., 1985;

(Из списока источников по теме: Кравцова Тамара Юрьевна, зав. отделом краеведческой литературы и библиографии СКУНБ им. М. Ю. Лермонтова. Тел. 8(8652)26-71-04. E-mail: kraeved-st@rambler.ru):
9. Доронина Н. В. Идеологические мероприятия нацистов в период оккупации Северного Кавказа // Университетские чтения – 2009, посвящ. 70-летию ПГЛУ: 12–13 янв. 2009 г. – Пятигорск, 2009. – Ч. 12. – С. 84-89. – Библиогр.: с. 88.
10. Линец Сергей Иванович. Северный Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации (Состояние и особенности развития, июль 1942 - октябрь 1943 гг.) : Дис. д-ра ист. наук : 07.00.02 : Пятигорск, 2003 341 c. РГБ ОД, 71:04-7/39-3
11. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. М.: Поколение, 2012 /
12. Документальный исторический фильм «Симуляция истории. Идеология обмана» История России XX век. / ООО «Новое время», 2011 год, режиссер Николай Смирнов, военный эксперт
13. Документальный исторический фильм  «Голос эпохи. Тайны забытых побед» О главном дикторе Союза Ю.Б. Левитане / ЗАО "Народное кино" по заказу правительства Москвы, 2002 год

14. Из семейного архива автора проекта Кононовой Т., и её бабушки Кононовой Т.И.
15. Жулин Н.П. «Их подвиги помнят» Стихи - участникам освобождения района от фашистов посвящается…