Лиха беда-начало

Иван Алтынник
Эту небольшую историю рассказал мне мой давнишний знакомый Володя. Рассказал он её давно, я о ней надолго забыл, а вот теперь вдруг вспомнил и решил занести в электронную память.
Дело было в СССР, в то время, которое называли развитым социализмом. Оно было характерно тем, что рабочему люду массово выделяли участки земли под дачи. Не продавали, а давали даром. Во-первых, дачник всегда при деле, а, следовательно, ни вкакую смуту не полезет, во-вторых, уменьшит давление на социалистический рынок, который явно не баловал изобилием товаров. Одним словом, огромное число граждан великой страны приступили к обустройству дач, строительству дачных домиков и прочих хозяйственных построек. Наёмной рабочей силой практически никто не пользовался, всё на своих участках делали сами хозяева, каждый в меру своих способностей, или прибегали к помощи соседей по даче, или друзей.  Началось повальное освоение профессий: каменщиков, сварщиков, маляров, штукатуров и многих других.
Но нужны были ещё и инструменты, а их в магазине не всегда и далеко не все можно было купить. Но их можно было сделать на родном заводе. Расчёт производился в жидкой валюте, которой был спирт. Цены не были заоблачными, скорее символическими – от сотни до двух сотен грамм за заказ. Но, если заказ серьёзный – до половины литра. Спирта на заводах было много, достать его для хорошего дела было не трудно.
Кроме  дачных потребностей, были ещё и автомобильные. То время было и временем массовой автомобилизации. Автомобили у всех отечественные – в основном, Москвич и Жигули. Конечно,  и Запорожец. Как же без него! И анекдотов о нём. Народный автомобиль. На рыбалку или до дачи довезёт. А иных автолюбителей и на моря возил.
И вот в это уже давнее время к моему знакомому Володе, токарю по профессии, подошла с заказом семейная пара. Его Володя знал. Это был инженер-конструктор, Сергей Владимирович. 
Познакомились они по производственным делам. Володя точил детали для  конструкторских разработок Сергея Владимировича. «Дотошный въедливый мужик, – говорил о нём Володя. –  Три раза на день, бывало,  прибежит ко мне с пояснениями, что за деталь я делаю, и как  её надо сделать».
Однажды, Володя ему насмешливо  сказал:
– Сергей Владимирович! Спите спокойно. Ваша деталь будет сделана по техпроцессу.  Если будет не такая, как Вы ожидали, ищите ошибки в нём – в техпроцессе. Или в себе.
Сергей Владимирович, не обращая внимания на колкую реплику, взмолился:
– Ошибки могут быть у всех, но всех, кто тебе предшествует, я уже проверил. Ты последняя инстанция. Не подведи – не перекали, не прослабь.
– И себя тоже проверьте, – сказал ему в назидание Володя.
– Проверю и себя, – пообещал Сергей Владимирович.
«В общем, мужик дотошный. Чудной немного. Но, похоже, основательный», – подытожил Володя.
Её Володя не знал. Но уже первое знакомство  позволило сделать вывод: «В дотошности, а тем более в оригинальности, мужу не уступит».
– Володя! Я – жена Сергей Владимировича. Зовут меня Наташа. Но для Вас, Володя, я, пожалуй, Наталья Павловна, – представилась она.
– Не возражаю против любого варианта, – вставил реплику Володя.
– Я бы тоже не возражала, но возраст не позволяет, – заметила Наталья Павловна, несколько смущаясь, и продолжила:
– Володя!  Мне Серёжа сказал, что Вы самый лучший токарь. Вы должны нас выручить. Мы начинаем строить дачу. Как и положено, строительство начинаем с туалета. Уже для него завезли цемент и кирпич.
– Стройте. Я тут причём? – удивился Володя.
– Володя! Как же Вы не догадываетесь! – воскликнула Наталья Павловна. Нам нужны отвесы. Хорошие отвесы. Говорят Вы большой мастер по этому инструменту.
– Приходилось делать, – согласился Володя. – Вы не первые дачники. Но хитрости и большого мастерства в этом деле не много.
– Но нам вы отвесы сделайте, пожалуйста, по нашему чертежу, – попросила Наталья Павловна.
– Почему Вы всё время эту нехитрую  деталь, пусть она даже будет сделана по вашему с Сергеем Владимировичем чертежу, называете во множественном числе? Отвес будет один. Тогда почему – отвесы? – не понял Володя.
– Володя! Ну как Вы не понимаете? В туалете четыре угла. Значит и отвесов должно быть четыре. Мы с Серёжей продумали весь ход строительства, – изумилась Наталья Павловна.
– Хорошо! Будут Вам отвесы. Приходите за ними в пятницу после четырёх часов, – сказал Володя обнадёживающе.
В пятницу начинающие дачники прибыли в назначенное время. Володя завершал рабочую смену – убирал и смазывал станок.
– Володя, покажите наш заказ. Нам не терпится на него посмотреть, – попросила с нетерпением Наталья Павловна.
– Вон лежит на тумбочке ваш заказ, – сказал Володя и кивнул на свежеизготовленные детали.
Не прошло и минуты, как послышался удивлённый возглас Натальи Павловны:
– Почему только два, а не четыре?!
– Я вам расскажу способ, как провести ваще строительство с двумя отвесами, – сказал спокойно и несколько насмешливо Володя.
– Володя, мы же на Вас надеялись, а Вы  нас так подвели, –произнесла возмущённо Наталья Павловна. – Если  Вы посчитали плату за работу недостаточной, то мы бы договорились.
– Мне плата, а тем более дополнительная, не требуется. Оплатите заказ после того, как построите туалет, – парировал претензию Володя. – А теперь слушайте, как работать с двумя отвесами.
Наталья Павловна хотела что-то возразить, но её жестом остановил Сергей Владимирович.
А Володя изложил способ работы с двумя отвесами:
– К одному отвесу цепляйте нитку и работайте им по всем четырём углам вашего туалета. А второй – положите в гараже на полку, и пусть он там лежит, пока первый  не потеряется в растворе.
Наталья Павловна, услышав такую обидную шутку, хотела что-то сказать обидное в ответ, но Сергей Владимирович её опередил:
– Наташа, может, он прав. Воспользуемся советом. 
Он поблагодарил Володю за работу, и они удалились.
Эта история меня очень развеселила. Как-то через пару месяцев я о ней вспомнил и спросил Володю:
– Ну что построили эти твои оригинальные знакомые туалет?
– Да, ответил Володя. – Правда, с пятой или шестой попытки. Пришлось неоднократно всё разваливать, чистить кирпичи. Но они настырные.
«Пироги должен печь пирожник. А туалет делать каменщик», – заключил  я. И сказал Володе:
– Хотя бы они не решились домик сами строить.
– Да, – согласился Володя. – Там кирпичей чистить – не перечистить.
Через некоторое время я спросил Володю:
– Как там у этих чудиков туалет не завалился?
– Туалет стоит. Но они и домик построили.
– Сами?! – Удивился я.
– Да. Представь себе, – сказал Володя.
– Значит, правду говорят: «Не Боги горшки лепят», - подумал я.
А Володя сказал:
– Лиха беда – начало.
 – Выходит так, – согласился я.