Фредерик Лейтон и его Пылающий огонь

Алина Алексеева-Маркезин
Фредерик Лейтон ,Пылающий огонь, 1895г. Музей де Арте-де-Понсе, Пуэрто-Рико.

 Сюжета нет. Просто девушка заснула. И главным героем картины стала удивительное, тонкое, розово-оранжевое платье, которое и дало необычное название виртуозно нарисованной картине.

        Эта картина притягивает взгляд своим ярким цветом. Сначала рассматриваешь платье,а потом взгляд останавливается на спящей девушке..Один раз увидев эту картину,её сложно забыть..

      Особенно поражает пылающий цвет платья,этот удивительный оранжевый цвет,действительно похож на огонь.От спящей фигуры девушки веет спокойствием и умиротворением.

О художнике.

    Фредерик Лейтон — английский живописец и скульптор, выдающийся представитель академической живописи Викторианской эпохи. Излюбленными темами его творчества были мифология и история.По сути он был одним из салонных художников.
Позже поступил в берлинскую Академию художеств.

         Он родился 3 декабря 1830 в Скарборо (графство Йоркшир). Его отец был врачом, а дед, сэр Джеймс Лейтон, придворным врачом русского императора Александра I.

    В детстве Фредерику Лейтону пришлось много путешествовать по Европе. Лейтон начал изучать живопись в возрасте десяти лет в Риме, а позже в Лондоне, Дрездене и Флоренции. Фредерик Лейтон жил и творил в эпоху королевы Виктории.

           В своих работах Лейтон часто обращался к мифологии, писал картины главным образом на сюжеты из античной истории с изображениями обнаженных фигур, часто вводил в свои композиции сентиментальные мотивы. И именно эта особенность работ стала одной из причин популярности художника.

             А стойкая приверженность классицизму принесла высокую репутацию среди коллег. В 38 лет он стал академиком Королевской Академии Художеств, а в 48 – ее президентом. За труды получил дворянство, титул барона, а за день до смерти в 1896 году, ему был пожалован королевой титул лорда. Таким образом Лейтон стал первым английским художником, удостоенным этой чести.

        Высокое общественное положение и блестящий успех не оградили живописца от личных утрат и неурядиц. В 1879 году скончалась его давняя подруга - Аделаида Сарторис. Эту смерть Лейтон переживал очень тяжело.Позже он обратил внимание на свою натурщицу Дороти Дин. Неизвестно, связывали ли художника и его последнюю музу романтические отношения, но Лейтон очень заботился о девушке - он занимался ее образованием, часто посещал бедный дом ее родителей.

      С уверенностью можно сказать лишь о том, что Дороти послужила моделью для таких работ Лейтона, как "Пылающий июнь", "Плененная Андромаха" и "Сад Гесперид".

      Когда Лейтон умер в 1896 году, он оставил Дин значительную сумму денег, которою она не успела воспользоваться, т.к. она умерла на 40-м году, после продолжительной болезни три года спустя. Она не выходила замуж.
      
    Знаменитый "Пылающий огонь" Лейтон написал незадолго до своей смерти в 1895году. По его словам, идея картины пришла ему в голову, когда он увидел натурщицу (Дороти Дин), уснувшую в его мастерской.

     "Меня поразила гибкость и податливость фигуры уставшей девушки, - говорил художник, -и я решил изобразить ее". Лейтон к тому времени уже не раз изображал спящих девушек. Да и сама тема сна была чрезвычайно популярна в викторианскую эпоху.

     Пожалуй, ни один живописец той поры не устоял перед соблазном написать "красивый" сон молодой женщины. Лейтон, безусловно, знал это, и тщательно прорабатывал композицию, стараясь, чтобы его картина не была похожа на сотни других "сонных полотен".
   
    Работая над "Пылающим огнём", он создал множество набросков, ища нужное положение тела натурщицы и наиболее выразительный формат картины. Мастер приблизил фигуру спящей девушки почти вплотную к зрителю и заключил ее в рамки "тесного", герметичного пространства, напоенного летним теплом и пронизанного таинственностью.

   Восхитительно передано замкнутое пространство картины, удивительное "пылание" шафранных драпировок, пронизанных яростным летним солнцем, трепет горячего воздуха, а возможно - и сам символ огненного сна июньской нимфы...
 
           Возможно, на изображение фигуры спящей женщины на картине Лейтона вдохновили многочисленные греческие скульптуры спящих нимф и наяд. В правом верхнем углу находится ветка олеандра, сок листьев которого ядовит, что может быть намёком на тонкую грань между сном и смертью.
               
   Сюжет красивого сна был очень популярен в Англии Викторианского периода,  Лейтон здесь шагнул за викторианские рамки. Великолепная картина радует схожестью идеальности своего таинственного мира с другим шедевром - картиной Джорджоне "Спящая Венера".1510г.

   Картина имеет и другое название-"Пылающий июнь".Мне понравилось больше - "Пылающий огонь".

 http://maxpark.com/community/6782/content/1605952