Для чего нужно развивать речь...

Ирина Журавка
                ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?

                Заберите у меня все, чем я обладаю.
                Но оставьте мне мою РЕЧЬ.
                И скоро я обрету все, что имел
                Д. Уэбстер
 В последнее время все реже и реже можно  услышать хорошую речь. Что значит «хорошую»?  Правильную, грамотную, с соблюдением всех норм русского литературного языка.  И, к великому сожалению, все чаще и чаще наша речь представляет собой что-то невнятное, бесцветное, повторяемое. Кроме  широко используемых  разными слоями населения русских слов ненормативной лексики, кроме иностранных слов, заполонивших наш разговорный язык, появилась новая напасть:  «сайтовый» новояз. «Преведы» так прочно вошли в мозг, что  даже высоко квалифицированные специалисты в различных областях знаний используют их, чтобы  найти общий язык друг с другом. Из всего выше сказанного  следует, что в данный момент  существует огромная проблема:  неумение  многих выражать даже элементарную мысль, неумение понимать то, что говорят и о чем пишут ( так называемая болезнь – дислексия ).  « Как часто неправильно употребленное слово порождает ошибочное мнение», - писал английский  философ и социолог     Г. Спенсер. И, к сожалению, это так. Подросток 15 лет  не смог сказать, какие товары называются канцелярскими.  Подумав,  он выразил уверенность, что это … консервы.  А что такое «канцелярия» и какими предметами там пользуются, он не знал вообще. Конечно, современному поколению многое  уже не понятно. И читая, например, произведения русских классиков, нужно останавливаться почти на каждой фразе, иначе все прочитанное забудется молниеносно или будет воспринято по-своему, ошибочно, да так и запомнится на долгие годы. 
Чтобы ребенок научился ясно выражать свои мысли, нужно развивать его речь, и начинать это необходимо с раннего возраста. На данный момент существуют самые разные методики и программы по развитию речи                ( риторика). В некоторых дошкольных учреждениях и школах введены уроки, на которых дети в игровой форме учатся говорению.
Как правило, такие уроки дети любят. Потому что здесь можно поиграть, поговорить, посочинять. Например, с каким удовольствием дети разыгрывают  сценки разговора по телефону, как нравится им рассказывать по очереди известную сказку ( это игра, где начинает один, продолжает другой, и так дальше), как интересно сочинять рассказ по картинкам!  А помнится, раньше в начальной школе всегда практиковались такие уроки, когда ученикам раздавался дидактический материал в картинках и по ним составлялся сначала устный, а потом и письменный рассказ. Полезное -таки дело!
Часто в транспорте, на улице мы слышим примерно такой разговор:
- Ну, ваще…
- А он, типа, был невидимкой..
- Во, блин, дает..
 Смешно? Нет, страшно! Так разговаривает большинство наших детей. А на многострадальных уроках литературы, истории, географии, обществознания, где нужно говорить,  редко бывает более трех-пяти старшеклассников, умеющих  давать распространенный ответ на вопрос, умеющих рассуждать. И приходится бедному учителю, как клещами, вытаскивать из ребят нужный ответ, используя миллион наводящих вопросов,  и к концу опроса он  сам забывает, о чем спрашивал…
Все это очень-очень горько. И еще больнее становится от того, что в последнее время  в школах стали сокращать количество уроков литературы, не говоря уже о часах русского языка.  Такое отношение к национальному достоянию, коим является русская классика,  губит наших детей, лишая их возможности открывать для себя новое,  видеть красоту слова, учиться у героев произведений нравственности…  Нужно не бестолково отвечать на  сухие вопросы тестов, а спорить, рассуждать на уроках, писать отзывы и рецензии. А времени на уроках на это  почти нет!
А потом  приходит выпускник в вуз, пытается отвечать на экзаменах, а незнакомые преподаватели ничего не понимают из того, что говорит абитуриент. И не разбираясь долго, отправляют умного парнишку или девчонку восвояси.  Или при приеме на работу, на собеседовании, соискателя должности просят рассказать о своей прежней деятельности, а в ответ слышат нечленораздельное «блеяние» и заикание. Это только два самых простых примера того, как подводит человека  плохая речь.
Развивая свою речь, человек развивает свое мышление, учится находить свое место в социуме, становится увереннее в жизни, а, значит, и счастливее. И с этим спорить нельзя.