Золотое зёрнышко

Дмитрий Михайлович Николаев
   
         Дмитрий Николаев\Алла Коркина


Глава 1. Бабушкин двор

Без хвоста, без шпор, худой,
Обручившийся с бедой,
Вновь запрыгнул на шесток
Петя – драный гребешок.
Забияка поднял ор,
Всполошил храпящий двор:
– Двор! Вставай! Ку-ка-ре-ку!
Кто лежит там на боку?
Роясь в куче перегноя,
отыскал я золотое,
не простое зёрнышко,
что горит, как солнышко.
Снова стану я богатым:
будут курочки, цыплята.
Сто хохлаток золотых,
петушков сто озорных.
Всласть горошка поклюю
да и шпоры обновлю!

Той порой из конуры,
крепко спавший до поры,
вылез пёс Полкан, сказав,
по-приятельски: гав, гав...
– Здравствуй, Петя,
               здравствуй, брат,
вновь тебя услышать рад.

– А, проснулся, старый друг!
Ты, брат, стал ленив и глух.
А говаривали встарь:
кто с удачей, тот и царь!

– Хвастать, Петя, ни к лицу,
Знать, забыл ты про Лису.
Лисы, даже если спят,
Кур считают да цыплят!
Чем на крики тратить силы,
ты курятник навестил бы.

– У меня порядок строг:
я хохлаткам – царь и бог!
Курочки в серёжках,
петушки в сапожкаx...

Отворилась дверь сарая,
от апрельских  рос сырая,
и на травку вышли гуси —
гордость славная Бабуси. 
Впереди, равняя строй –
ветеран борьбы с Лисой,
в орденах и с бантом синим,
гордо шествует Гусыня.
Та, что воинский совет
возглавляет много лет.

– Раз, два, три, четыре... Стой!
Не ломать гусиный строй!
Так и в бой толпой пойдёте?
К Рыжей в лапы попадёте!
Как попал недавно друг,
шут гороховый, Петух?…

Оскорбился Петушок,
храбро вскинул гребешок:

– Слышал я про подвиг твой,
«ветеран» войны с Лисой.
Рим спасли когда-то гуси,
но причём здесь ты, бабуся?!

– Вот и подвиг совершай,
грудью двор свой защищай.
И пером последним жертвуй!
Как же, вспомнят после смерти!
Чтоб судил любой дурак
Так ли было иль не так.

Не смутился Петя,
прямо ей ответил:

– Я, Гусыня, всех умней
Быть таким, как я, – сумей!
Ты меня не задирай,
а не то верну в сарай…

***
От возни гусей проснулась,
оглянулась, встрепенулась
Майка, храбрая пчела:
долгий носик, два крыла,
три полосочки на брюшке,
глазки-блюдца на макушке...
Видит: светом залит двор,
раз – и села на забор!

– Что вы, право, говорите?
Это целое событье.
Так случилось в первый раз –
чудо-зёрнышко у нас.

Но Гусыня возмутилась:

– Помолчала бы, Пчела,
и взялась бы за дела!
Отыскал Петух зерно,
ковыряясь за гумном,
и кричит, смеша весь свет:
Петуха важнее нет!
Новость? Разве это новость?
Это просто бестолковость:
отыскать в навозе клад
и об этом бить в набат.

Но Петух  вскричал задорно, 
показав характер вздорный:

– Не указ вы мне отныне,
Псы, и Пчелки, и Гусыни.
Не нужны со всем добром,
коль владею я зерном!
И к чему с надрывным криком
двор будить – убогий, дикий –
где так серо для меня,
где любая мышь – родня!
Вновь курятник я отстрою:
Пёс в ливрее, куры — строем,
в золоте гнездо, насест,
просо из заморских мест...
Запишусь в курятник царский,
трубачом в отряд гусарский,
к славе приведёт оно,
в стольный град моё зерно!
Будет петь мне у дверей
зорьку царский соловей...
Встану – репортёров рать,
кукарекну – все дрожать.
На меня не сможет впредь
глаз поднять и сам Медведь. 
Буду равным среди Звёзд!
Даже эта – Рыжий хвост –
чтобы птичник навестить,
приползёт меня просить...
Я  же... что мне мелочиться?
Может, мне на ней жениться? 
Надоели вы мне все.
Да! Женюсь я на Лисе!

Все вдруг смолкли во дворе,
даже сторож в конуре:
– Ну, Петух! Ну, задавака!
Ждёт нас всех большая драка.


Глава 2. Ловушка

На заре Лиса Алиса
вспоминала Петушка.
По своей привычке лисьей
обожая потрошка.
Из трофеев покрывало
постелила на диван,
и с улыбкой напевала,
поджидая тех, кто зван:

– Уберу свою пещеру
для гостей, не для проказ.
Петя нынче горд не в меру,
хоть ощипан мной не раз.
Новость дивная в лесу —
Гусь позвал дружить Лису.
На Лисе гусиный плед —
неразлучней пары нет!

Тук-тук-тук...
– Кто стучит там в дверь спросонок?
– Я, сударыня, Волчонок.
По совету знатных дам
на учёбу прибыл к вам.
С детства я о вас наслышан
и хочу под вашей крышей,
став, как вы, без хвастовства,
брать уроки мастерства.

– Превосходно! Позовём-ка
Кабана – он мой сосед.
Наш полковник видит зорко,
хоть ума большого нет.
Хоть и хрюкает он страшно,
всё же брат свинье домашней,
и порой бывает нуден,
но... тверда его рука.
Он придёт, тогда обсудим
план захвата Петуха.

И Лиса стучит к соседу,
пригласить его к обеду.
– Разложи, полковник, карту –
где там этот бабкин двор?

– Динамит, – полковник гаркнул, –
под курятник, под забор...
– Вот стратег! Взорвать и – баста!
А как быть нам с псом зубастым,
с шустрой сворою щенят?
Где возьму тогда цыплят?
Нет, подальше от двора —
нынче новая игра!
Новость слышала: Петух
стал к советам близких глух.
Отыскал он Зёрнышко,
золотое солнышко...
Повезло же дураку:
вожаком быть в царстве кур.
Пригласим-ка на банкет
Петю, он ведь наш сосед...

– Петуха? Дружка нашла!
В суп его – и все дела!

– На расправу лёгок ты.
Есть ли прок от простоты?
Ты, Кабан, всегда вот так,
словно бомбу, слово – бряк!
А курятник? А несушки –
эти глупые толстушки?
Ходит барином Петух,
их хозяин и пастух.
С ним давно и сладу нету,
не поёт он в час рассвета,
корм не ищет для цыплят,
задирает всех подряд.
И от этих «славных» дел
сам изрядно поглупел...

Тут Волчонок удивился, 
целый мир ему открылся:
– Да откуда знать вам это?
Вы в норе. Вдали от света…

– Я кормлюсь здесь много лет,
у меня там свой агент.
Вот бы мне добыть зерно...

– Да зачем тебе оно? –
удивился вновь полковник.
– Я, Лисица, твой поклонник,
ты богата, знаешь свет,
и чего здесь только нет.

– Да, полным-полна пещера,
но... без зёрнышка всё серо.
Тускло всё без солнышка –
золотого зёрнышка.
Мы же скажем Петуху:
твоё имя на слуху,
приноси находку
на лесную сходку.
Станешь чудом из чудес,
знаменитым на весь лес!
– Знаю я: кому все льстят,
Знать того и съесть хотят.

А Волчонок с нетерпеньем
говорит с похвальным рвеньем:
– Дайте! Дайте мне заданье.
Разузнаю всё заране:
как овечек навестить,
у козлёнка погостить.
Как с телёнком забавляться,
научить его бодаться,
и, дразня щенячью рать,
в догонялки поиграть...

– Много ль счастья Волку надо:
сторожить овечье стадо, —
рассмеялся и Кабан,
неустанный ветеран.
– Вот и пусть Волчонок с Псом
разберутся, что почём...
Как Петух ни глуп, но всё же
заподозрить что-то может.
Мы пошлём ему билет
с приглашеньем на банкет.
Скажем: Петенька, заметь,
на банкет придёт Медведь!

Восхитился тут Волчонок,
голосок его был звонок:
– Как умны вы, госпожа,
всех посадим на ежа!
 
Глава 3. Раздор

Полдень. Солнышко, забор.
У ворот открытых спор:
три цыплёнка, три дружка
не пускают Петушка
в лес, к Лисе на сходку
показать находку.
Окружив его кольцом,
препираются с отцом:
– Нам с утра твердили все:
не пускать тебя к Лисе!
– Гребень, перья надушил,
а совета не спросил?
– Марш в курятник!
Там вам место!
И без вас мне всё известно.
Только вышли из яйца,
а уже учить отца!
От Медведя на банкет
приглашенье – вот билет.
Показать всем зёрнышко,
золотое солнышко.

Важным, толстым стал Петух,
ясный взор его потух.
В новых шпорах золотых
он забыл о днях былыx.
Хвост хвастливо распушил,
цепь к жилетке прицепил.
От богатства стал упрям,
перестал петь по утрам,
но зато ему не лень
на других кричать весь день...

Вдруг примчалась пчёлка Майка –
и к Полкану без утайки:
– Я  летала на разведку
и всё слышала на ветке:
затевает вновь Лиса
утащить цыплят в леса,
заманить и Петушка,
и пустить на потрошка.
Выкрасть наше Зёрнышко –
ласковое солнышко,
Кабана подговорить
и весь двор наш разорить.
А средь нас – ещё момент –
у Лисы есть свой агент!

Всполошилась вдруг Гусыня,
аж запрыгал бантик синий:
– Как агент? Какой агент?
Что ты, Майка? Это бред!
Всполошила целый свет.
Никаких агентов нет!
Кто агент?
                Петух? Полкан?
Или я – ваш ветеран?
Кто сказал тебе всё это?
– Мошки, бабочки, цветы...
– Легковерней нет на свете!
Попусту трезвонишь ты!

– Я слыхала: план готов
кражи наших петушков...

– Красть? Лиса? Цыплят? Зерно?
Изменился мир давно.
Долго ты летала, Пчёлка,
да видать теперь – без толку!
Да, была Лиса коварна,
но...  умна, и знаю славно
носит рыжий свой наряд,
ей к лицу – все говорят…

Бросил реплику Полкан:
– Вот нашла чем восхищаться?!
Это пух твоих же братцев.
Перья кур, хвосты гусей
украшают шляпки ей.
Петя, в лес ты не ходи.

– Сам себе я господин!
Это чьи-то козни, сплетни!
Нынче же на ужин летний
созывает знатный круг
нам Лисица – лучший друг.
Ты завидуешь мне, Пчёлка,
всё жужжишь тут без умолку.
Вот тебе, Полкан, по холке,
вот тебе за сплетни, Пчёлка.
Всё мне делают назло –
как с двором не повезло!

Вслед ему сказал Полкан:
– О! Пошёл, сверкая цепью,
наш упрямец со двора.
Не видал я дел нелепей,
не видать теперь добра.
На устах у Лиски пост,
а в зубах куриный хвост.
Был Петух наш симпатягой,
Славился своей отвагой,
Стал богат, задрал свой нос –
и вперёд, как паровоз!

И Гусыня, торопясь –
тоже в гости собралась:
– Вы, цыплята, погуляйте,
ну а я сменяю платье...
Ты, Полкаша, подежурь.

– На банкет и ты?! Вот дурь!
Да… весёлым будет вечер.
Надо спрятать мне овечек,
а к Лисе я не ходок.

– Поостынь-ка, мой дружок!
И  закрыла дверь сарая,
чтоб не слышно было лая…
И быстрей к Лисе-подружке –
та заждалась на опушке.


Глава 4. Ночь Петуха

Над крыльцом трещит сорока:
жди гостей, придут до срока.
Разодетая по моде,
Лисонька огонь разводит,
накрывая шустро стол.
Ставит на очаг котёл.
А в гостях Кабан, Гусыня,
всех свела Лиса отныне,
и пирует с другом друг –
и Волчонок и Петуx...
Все дурачат Петуха –
хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
– Кто у нас красавец первый?
Кто храбрец? Гость дорогой?
У кого всех краше перья,
хвост от солнца золотой?

– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

– Петушок мой, что с тобой?
Ах, проказник наш Волчонок,
вырвал пёрышко, чертёнок,
из хвоста, да он – шутя!
Непослушное дитя!

И Гусыня, словно в шутку,
тоже вырвала перо,
а Кабан, в одну минутку,
полхвоста, смеясь хитро!
– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Нет милее Петуха!
Подари мне, женишок,
зёрнышко на перстенёк.

Ей Гусыня комплимент
выдала в один момент:
– Всё тебе к лицу, подружка,
первой будешь на опушке,
славу, почести иметь...
– Ой, Лиса, а где Медведь?
Где мой хвост? Я без хвоста!
Нет! Всё это неспроста?!

Лиса (Волчонку):
– Ах, какой ты, Волк, кусака:
потрепал дружка, однако.
Слишком ты перестарался –
без хвоста жених остался.
Разыгрался ты не в меру...
Прочь, негодник, из пещеры!
Хватит нам твоих затей.
Убирайся в лес, злодей!

И ушла Лиса с Волчонком,
чтобы объяснить всё толком.
– Я скажу, но не при всех:
надо нам развить успех.
Без охраны нынче двор,
он не заперт на запор.
Ты во двор беги, за речку,
прихвати себе овечку.
Кабану – мешок картошки.
Попируем все немножко.
Там закрыла Пса Гусыня,
наша жирная разиня.
Поспешу я к Петушку,
предложу-ка  женишку:
отпущу на солнышко,
пусть подарит зёрнышко!


Глава 5. Храбрые цыплята

– В лес пойдём искать мы папу,
хоть и дождик будет капать,
мы пойдём спасать втроём!
Пусть он в ссоре со двором.
– И Полкан куда-то делся…
трудное досталось детство.
– Не послушал папа нас,
будем вместе в грозный час.
– От Лисы не будем драпать,
из беды спасём мы папу,
и другой не нужен нам,
ей устроим та-ра-рам!

– Заблудились мы в лесу.
Где теперь найти Лису?
– Да, попали в переделку.
Вон, смотри, на ветке – Белка!
Белка:
– Вы? В лесу? Одни? Цыплята?
Как случилось так, ребята?
Знать и впрямь у вас беда,
раз забрались в глушь, сюда.

– Где наш папа, мы не знаем,
а Лиса такая злая.
– К уговорам был он глух.
К ней на бал пошёл...
– Петух?
Он и впрямь с ума сошёл,
если сам спешит... на стол.
– Вот и выхода нет вроде...

– Есть! К Медведю-воеводе
поспешим-ка до зимы
рассказать всю правду мы.
Был обманут он Лисой
и попал в осиный рой.
Сладко бурого встречали –
целый день по лесу гнали!
И Лисе – как говорят –
отплатить он будет рад.
Поспешим к нему, цыплята,
средь лесов его палаты.

Лишь ушли цыплята с Белкой,
Еле спасшись в переделке,
Прибежал к опушке Волк –
И зубами громко – щёлк!
– Сердце рвётся из груди…
Ну, Гусыня, погоди!
Ты в сарае пса закрыла,
о щенятах-то забыла…
Только сунулся во двор,
а они все хором — вор!
Повезло – Полкана нет,
а щенки не держат след.
Я сбежал от гончей стаи,
от меня тебе – едва ли.
Всё продумала Лиса,
только чудом спасся сам.
Не сложилась что-то
у меня охота!

Появился вдруг Медведь,
И, сердясь, давай шуметь:
– Ты, Волчонок? Взрослым стал.
От кого ты так бежал?
– Передать вам всем привет
с приглашеньем на банкет.

– Знаем мы банкеты ваши:
на жаровне гости пляшут.
Хоть Медведь и неуклюж,
но зато на правду дюж.
Сколько Лиске не хитрить,
а хозяйкой ей не быть!
– Ваша правда, господин.
Вы хозяин здесь один.

Лапу бурому пожал
и… в пещеру побежал.

Появились вдруг цыплята –
ищут бурого палаты.
– Дядя Миша, поспеши,
суд над Рыжей соверши!
– Ох, цыплятки дорогие,
были б времена другие!
Охромел и окривел
от осиных вражьих стрел.
Вот маленько подлечусь
и на выручку пущусь…
– Нет! Нельзя нам ждать часами,
что ж, спасать помчимся сами!


Глава 6. Подвиг Цыплят

Ночь черна, и воют волки.
Под ногой шуршат иголки.
Братья по лесу идут.
Братья ищут лисий кут.
В яму вдруг попал один.
– Брат, держись! Ты папин сын...
– Белка, веточку нагни!… 
– Брат, хватай её, тяни!…
Спотыкаясь и хрустя,
вновь вперёд идут друзья.
– Там, за ёлкой, огонёк…
– Это лисий уголок!
Лисья песенка слышна…
Папин голос… Не одна!…
– Эй, Лиса, открой нам дверь!
Ты не скроешься теперь.
– Мы пришли: Закон и Суд!
Вора плутни не спасут…

А Лиса, раскрыв объятья,
их встречает, словно братьев:
– Ох, цыплятки золотые,
как люблю я вас, родные,
снится столько лет подряд –
сладко косточки хрустят…

– Окружайте, братцы! Живо!
– Шишки к бою! И крапиву!
– Клюв вперёд и шпоры к бою!
– Петушиным двинем строем…

– Ты куда глядишь, Кабан?
Где твой знаменитый план?
Где же видано, чтоб ночью
покидали дом свой отчий,
и врывались в дом чужой,
чтоб устроить здесь разбой?…
– Га-га-га! Наш ужин стынет,
дети-неслухи отныне.

– Папа, где ты? К нам беги!
Здесь кругом твои враги!…

Видят:  посреди пещеры,
их отец, уже без веры,
на жаровне возлежал…
а Кабан держал кинжал.
Но Петух – уже приправой
припорошен, точно славой,
оглушён, ощипан весь,
встрепенулся, – дети здесь!
– Это всё моя вина!
Раз, и клюнул Кабана.

Взвыл Кабан и окривел:
– Прочь скорей от лисьих дел.
Я зашёл лишь по-соседски
побеседовать по-светски.
Что же я, Лиса, нашёл?
Хлопнул дверью и …  ушёл.

– Вот Кабан! Вот куманёк!
Враз пустился наутёк.
Как на ужин – все гурьбой,
а как в драку – мне одной!
Нет бы гнать цыплят взашей,
так бегут от малышей…

Тут Гусыне шишкой метко
запустила Белка с ветки.

На ноги вскочил Петух.
Возмутился Петя вслух:
– Вот ужо сейчас я вас!…
Вот тебе, Гусыня, в глаз,
ты шипела, что умна –
только в суп ты и годна!

– Бей лису! Конец воровке!
– Не поддайся на уловки!
– Шпоры в бок! Хватай за хвост!…
И гони за сотни вёрст…
– За отца, за зёрнышко
Лисий мех – на колышки!
– Шишкой бей! Коли иглой!
Защитим отца собой…
– Бей её, плутовку,
проявляй сноровку!

Клюнул в темя ей Петух –
свет в очах её потух.
В страхе мечется Лиса,
убежать спешит в леса.
Вдруг Гусыню крепко – хвать!
и в окно скорей бежать.
Но Петух не будь так прост,
ухватил Лису за хвост.
Та рванулась из куста
и… умчалась без хвоста.

          Глава 7. Возвращение

Утро. Март. Проснулся двор.
Петушка нет до сих пор.
Слышат вдруг: Ку-ка-ре-ку!
Просыпайся, двор, ликуй!..
Без хвоста, едва живой
возвращается герой.
И над ним победы знамя –
лисий хвост горит, как пламя. 
А за ним молодцевато
входят гордые цыплята.
Гребешки огнём горят,
шпоры шпагами торчат…

И сказал всем покаянно
Петушок, простой и славный:
– С добрым утром, милый двор!
Искуплю я свой позор.
Вот принёс я солнышко,
золотое зёрнышко.
Майка, пчёлочка, прости,
грех мой – глупость – отпусти.
Я – как будет здесь тепло –
подлечу твоё крыло.
Где Полкан, мой друг, теперь?
Заперт он? Откроем дверь.

Вырвался Полкан сердитый,
весь верёвками увитый:
– Я  Гусыню не прощу,
как увижу – не спущу!

– Лишь медаль да бантик синий
нам остались от Гусыни.
Ей Лиса сказала прямо:
понимаю, это драма,
но нельзя без угощенья
всех оставить в воскресенье.
Ты была агентом верным,
извини, что вышло скверно,
но гусятинка не хуже
петушатинки на ужин.

– Что ж, похоже на Лису.
Всех коварнее в лесу!

Во дворе все погрустнели,
но ворота заскрипели
и во двор, слезу глотая,
входит гуска молодая.
– Тётя, тётя, что с тобой?
Ветеран борьбы с Лисой...

И сказал Полкан сердито:
– Если глуп, то будешь битым.
Лисий выкормыш, позор!
Предала родной свой двор.
Восхищалась всё Лисой,
да пришлось платить собой.

– Пусть бывали и ошибки,
всё же с доброю улыбкой
всех встречала, чуть заря,
тётя бедная моя.
Место тёти, как родне,
вы занять позвольте мне.
Бант надеть и эполет
и возглавить наш Совет!

Петушок всплакнул немного:
– Выросла и нам подмога.
Молодёжь идёт за нами,
поднимая наше знамя.
Всё Лиса предусмотрела,
но детей, что храбро в дело
ринутся, смешав все планы,
не учла. И это славно!
Посажу я зёрнышко,
будет всем по солнышку,
разнесёте в каждый двор
бедам всем наперекор.
И тогда, друзья, мы с вами
распростимся с петушками.
И споём давайте вместе
нашу песню, нашу песню!

Все поют:

– В Добрый путь! В Добрый путь!
Праздник детства не забудь.
Как дружили, как мечтали,
и какие клятвы дали.
В добрый путь! В добрый путь!
Только храбрым в жизни будь,
даже если нет пути —
не сдавайся и иди...

В Добрый путь! В Добрый путь!
Сказки дома не забудь.
Отправляясь в дальний край,
их с собою забирай!
В Добрый путь! В Добрый путь!
Чтоб друзей не обмануть,
им помочь не опоздай
и с улыбкой всё отдай.

В Добрый путь! В Добрый путь!
Не позволь свечу задуть.
Подвиг в жизни соверши:
сохрани огонь души.
В Добрый путь! В Добрый путь!
С плеч печаль успей стряхнуть,
если плачут над тобой —
ты с улыбкой песню пой.

В Добрый путь! В Добрый путь!
Жизни смей в лицо взглянуть,
оскорбить себя не дай,
и простить не опоздай.
В Добрый путь! В Добрый путь!

***
И пока идёт прощанье
Кто там двор наш навещает?
Кто крадётся за забором,
нос свой выставив задорно?
Не плутовка ли Алиса?
Или это всё нам снится?..

2004 г.