Разговор с донецким ополченцем

Василий Гапонов
Высокий худой парень с пронзительными глазами. Мне уже несколько человек говорило, что есть в нем что-то необычайное, но не знали что. Видно такой эффект появляется у тех, кто нюхнул пороха и глянул хотя бы мельком в бездонные очи старухи с косой.

Коренной донецкий паренек, для краткости и конспирации назову его буковкой В, в Армянск попал несколько месяцев назад. Путь получился длинноватым, но тут уж как у кого получается. Мне было интересно поспрашивать у непосредственного участника донбасской войны "как же там все", поскольку кино кином, но живой человек может рассказать без прикрас.

(Я) – Как ты попал в ополчение:

(В) – Я же местный, из Петровского района Донецка. Примерно в сентябре вступил в один из отрядов, желая встать на защиту родного города…

Тут хочу уточнить: если читатель помнит, то в сентябре 2014 как раз началось перемирие, пусть хрупкое, пусть ненадежное, но относительно спокойное, когда боевых столкновений по всему фронту Новороссии уже не было.

(В) – У нас командиром был обычный человек с гражданской профессией. У меня лишь вызывало недоумение, откуда у простого человека во владении несколько дорогих джипов и еще кой-какие колеса. Не исключаю, что все это было "отжато" у кого-то…

(Я) – А сам ты видел, как ваш отряд занимался притеснением местных?

(В) – Нет-нет, такого точно не было! Не дам гарантии, что этим не грешили где-то в других местах, но при мне не было точно. Я служил с сентября по ноябрь включительно.

(Я) – Можешь сказать честно? (В посмотрел на меня вопросительно, не зная чего я от него дожидаюсь.) Вот много говорят о российской армии в Донбассе. Ты сам видел регулярные российские части, может советников из ГРУ или иных спецслужб России?

(В) (хмыкнул) – Я точно могу сказать: не видел таких. Наша группа насчитывала около сорока человек. В ней было несколько россиян из Кургана и еще из каких-то российских городов, но регулярной армии я точно не видел. Были еще российские казаки – хорошие воины. Остальные – это местные ребята из Донецка, Горловки, Славянска и других мест. Инструктором у нас был прошедший летние боевые действия боец из Славянска (Не из российских соратников Стрелкова, а именно из Славянска!). Мы тренировались как передвигаться в разведке, как прикрывать спины друг другу и другое…

(Я) – Была ли дедовщина или что-то подобное? Ну, там, более опытные бойцы, нюхнувшие войны, как-то обижали новичков?

(В) (улыбнулся) – Не! С дисциплинкой в самом деле было не очень. Я когда шел, то думал, что это будет воинская часть в полном смысле этого слова, а там больше партизанщина царила. Дело даже не в оплате: обещали 100 долларов в неделю, вскоре эта сумма была распределена на две недели, а потом и вовсе за последний месяц никто не платил. Мало ли, время военное, могут сбои возникать.

(Я) – Форму выдали специальную или как придется?

(В) – Вначале неделю ходил по гражданке, а потом присмотрелись, дали 500 гривен и сказали купить форму на рынке. Купил. Потом нашивку своего формирования пришил. (Детализировать насчет того, какую именно нашивку – не стану во избежание причинить вред В.) Но координации особой между отрядами не было. Кто там сбоку нас или с кем мы идем на задание вместе – это вообще никто не знал. Там самые боеспособные части были – это подразделения "Оплот" Александра Захарченко и "Восток"…

(Я) – А Моторола и Гиви?

(В) – Это само собой. Они в районе аэропорта работали. Вот таких, как мы, мелких отрядов, очень много. Кто кому подчинялся – неизвестно. Вот кому подчинялось наше подразделение – я точно и не знал.

(Я) – Так может вы вообще, банда какая-то была?

(В) – Нет! Мы привлекались комендатурой для поддержания порядка в городе. Ездили на выезды. Как-то пьяные ополченцы стрельбу на детской площадке устроили. Там никого не было, они в воздух стреляли, но, все же, беспорядок…

(Я) – Сами-то вы выпивали или наркоманили?

(В) – Да, пили у нас люди. Несколько человек и наркоманили. Это меня как-то обескураживало. Зайдешь, бывало, в помещение поспать, а все как поснимают обувь – просто нос пробирает от вонючих носков! Как-то один из бойцов случайно по пьяни застрелил другого, то его посадили под арест и потом как-то били всей толпой за содеянное. Потом простили и отпустили. Дальше продолжил служить.

(Я) – Настоящих-то диверсантов задерживали?

(В) – Видел как-то таксиста, который оказался наводчиком украинской артиллерии. У нас он сутки пробыл в карцере, а потом его куда-то перевели в другое место. По пару бойцов постоянно охраняло дом нашего командира, который опасался нападения на семью. Непосредственно на фронте в боевых действиях я участия не принимал…

(Я) – Почему ты ушел из ополчения?

(В) – Та это как-то получилось все вопреки моим планам. Как-то уехал командир с сыном на авто, а через минут десять прибегает его сын и кричит: "Папу забрали!" Получилось, машину остановили, сына командира вытолкали и вооруженные люди уехали в неизвестном направлении. На следующий день командор пришел избитый и с переломанными ребрами…

Опуская подробности, как я понял из пояснений В, перед этим были люди из "Оплота" и популярно объяснили их шефу, что их отряду пора прекращать партизанить и надо бы влиться в войска ДНР как полноценное воинское соединение. Видимо, здесь мы имеем дело как раз с процессом централизации разрозненных доселе отрядов, которые к моменту зимней компании (январь-февраль 2015) превратятся в настоящую армию. Факт этого видоизменения признают и украинские военачальники, усмотрев и, главное, прочувствовав на собственной шкуре в действиях армии Новороссии признаки именно армии, а не беспорядочные уколы полупартизанских ватаг.

Мой знакомый имел несчастье попасть в ополчение как раз в те трудные времена, когда Захарченко пытался объединить силой имеющиеся на территории республики разношерстные отряды под командованием независимых полевых командиров. Только вот разобраться в таких стратегических ходах простому пареньку было трудно и ему происходящее казалось предательством. Да и разве ему одному?!

(В) – Первыми уехали россияне из Кургана. Потом стали растекаться по углам и другие. Заместитель командира тайком слинял на авто вместе с семьей в Ростовскую область. Все, кого я знал, стали куда-то уезжать. Я тоже засуетился, почувствовав себя брошенным. Тут как раз один из наших казачков ринулся домой в Севастополь и меня с собой взял прицепом. Так вот я и оказался в Крыму…

(Я) – Родня твоя сейчас где? В Донецке?

(В) – Родители наотрез отказались покидать Донецк: "Мы тут родились и если надо, то и умрем здесь!" Жена пока с ребенком в Ростовской области у родни…

(Я) – От российских гуманитарок что-то достается родителям?

(В) (хмыкнул) – Ничего! Как-то родственники жены позвонили моим родителям, сказав, что в такой-то школе выдают гуманитарку. Мои пошли, а там сразу набросились: "Кто вам сказал, что тут что-то дают? Ничего тут не дают!" В общем, ни разу ничего не получали. Видно, для какого-то узкого круга все-таки раздавалось…

(Я) – Так на что живут родители?

(В) – Отец что-то своими руками делает потихоньку, подрабатывает, так и перебиваются…

(Я) – Может перевод как-то переслать можно? Говорят, со дня на день банковская система запускается в ДНР…

(В) – Это еще при мне с сентября эти разговоры ходили о запуске банковской системы, а уже полгода прошло… Видно, сложно это все.

(Я) – Не передумал относительно ДНР? Может лучше уже Украина будет у вас?

(В) – Да нет! Это наша земля! Люди устали, конечно, от всей этой кутерьмы, хочется мира и стабильности, но не с Украиной…

Не знаю насколько взгляды товарища В присущи всему населению Донбасса, но у него такая позиция. Оно ведь народ не железный! Только вряд ли даже завоевав Донбасс (допустив самый неблагоприятный вариант развития событий!), Украина насладится плодами победы: пролитая кровь мирных жителей еще долго будет вопиять, а единой страны точно не будет. Если, разве что, не истребить физически всех обитателей мятежной территории.

Еще я понял, он не исключает своего возвращения в ополчение…

В общем, мира не предвидится.