Картина Кононенко Портрет Ленина

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Записки Юры Кононенко Эму Левицкому. Первая написана Юрой, а вторая моей женой Любовью Николаевной, а Юра её "заверил".


У Юры была одна картина, которую не приняли на выставку в Дом учёных в 1970 году – портрет Ленина (масло). История ее создания такова. Мы с Юрой не один раз подолгу разговаривали у нас на кухне, куда он приходил как домой. Мы с ним сидели далеко за полночь. Любочка давно спала, а мы все никак не могли разойтись. Говорили «за жизнь». Абсолютно обо всем. Неторопясь. Я обдумывал сказанное им. Он обдумывал сказанное мной. Мы были не просто друзьями, а проверенными друзьями, прошедшими совместно тяжелейшие времена. Не предавшими друг друга. Он жил в своем, только ему ведомом мире, и он делился им со мной, а у меня выспрашивал совет, как жить в другом мире, куда его вытаскивала жизнь, грубо, за шкирку, заставляя играть по своим правилам. Со временем он даже чему-то научился.

Юра всегда метался. У него часто бывали периоды, когда он совсем не мог рисовать. Потом что-то где-то щелкало или он кого-нибудь встречал и ему хотелось нарисовать, или надо было сменить обстановку. Но в период творчекой депрессии он пытался понять, что с ним случилось. Куда пропал его пыл и жар. Почему он не может взять кисть в руки. Вот и теперь, одной из тем разговоров были трудности с представлением его картин на выставках. Это его сильно тревожило. Он просто не понимал, почему их не берут. Сам-то он знал, что они хороши (пусть не великие, он так никогда не говорил), что они много лучше, чем тебе, которые приняты к показу.

А время было такое, что в стране была развернута кампания подготовки к столетию со дня рождения Ленина (22 апреля 1970 г.). И повсюду только и было слышно – лениниана, лениниана.... Писались портреты Ленина, картины, где он был изображен один или в группе соратников, с «простым» народом, скульптурные портреты». В Новосибирске к 100-летию Ленина поставили скульптурную композицию на центральной площади (площади ленина), загородившую Театр оперы и балета. В народе эти 6 фигур – рабочий, красноармеец, партизан, юноша с, девушка с колосом и Ленин (к слову, жаль, что не Гарин-Михайловский; по крайней мере, тогда было бы понятно, почему он смотрит на мост через Обь, с которого, собственно, и начался Новосибирск) прозвали чучелами. Привыкнуть к ним для меня оказалось невозможным.

Поэтому мне в голову пришла идея:
– Юра, - сказал я, - а не нарисовать ли тебе портрет Ленина. Может, тогда власти станут к тебе добрее?

– Ну, старик, - ответил Юра, - я так не смогу, наверное.

Не так уж много времени прошло, и он принес показать мне портрет Ленина.
- Вот, старик, - сказал он, - я намалевал.

Он поставил портрет на стул, так чтобы не отблескивало, и отошел в сторону.

Я глядел на портрет. Это несомненно был Ленин, только очень непривычный. На портретах он всегда был либо деловит и решителен (вождь), либо излучал доброту и простоту (добрый дедушка и свой в доску). А тут на меня смотрел фанатик-революционер, жестокий и беспощадный с пронзительным и подозрительным взглядом. Я отошел в сторону, но Ленин с портрета продолжал следить за мной. И куда бы я не отходил, он всегда смотрел на меня. Я спросил об этом Юру.

– Это нетрудно, старик. Просто зрачки глаз я разместил в середине.

– А почему ты детально выписал голову, а плечи и дальше показаны лишь контурно?

– А зачем? Я все сказал, что хотел.

– А с чего ты рисовал?

– Да я в ГПНТБ нашел редкие портреты. Вот один из них и послужил натурой.

Я видел впоследствии этот портрет. Юра еще более усилил те черты Ленина, о которых я написал выше.

– Понимаешь, старик, я подумал, что только такой человек мог стать во главе революции. Только с таким вождем революция могла победить.

Через пару месяцев я спросил Юру, приняли ли портрет Ленина на выставку. Он замялся, и я так и не понял, то ли не приняли, то ли он даже не показывал картину. А портрет он вскоре принес ко мне, и следующие 10 лет он висел у меня в кабинете.

Однажды ко мне из Ленинграда приехала мама и мы поставили для нее диван, напротив портрета. Наутро она сказала:

– Мишенька, я не могу спать. Он все время смотрит на меня. Я боюсь.
Я молча переставил диван на другое место.

Время было такое, что портрет с беспощадным фанатиком-революционером Ленина (сейчас бы сказали – террористом-экстремистом) впору было снять со стены подальше от чужих глаз, чтобы не донесли. Но я удержался, хотя некоторые друзья говорили мне, что его нужно непременно куда-нибудь запрятать.

Наступило время перестройки. Дышать стало легче. Как то в один из приездов из Москвы Юра спросил:

– Старик, ты не обидишься, если я возьму этот портрет? Я хочу его показать.

– Нет, Юра. С какой стати, ты же мне его не дарил?

Он унес портрет, и больше я его не видел. Гоаорили, что он показывал его Эму Левицкому, моему другу, гению в науке, рано ставшем инвалидом из-за инсульта. Правда, портрет Ленина он держал за шкафом.

Потом он хотел забрать его у Эма, но не застал его. Тогда он зашёл к нам и написал две записки. Одну он просил передать Эму, а другую тому, кто должен был забрать портрет. Но Эм быстро вернулся, и Юра сам забрал у Эма портрет Ленина. А записки остались у нас.

Но где портрет Ленина сейчас, я не знаю.


10 сентября 2018 года я нашел в интернете большую статью Мамаева [1] о "ликах" Юры Кононенко (ликами Юра именовал портреты, которые он рисовал). И там Мамаев рассказывает о своём впечатлении от портрета Ленина.

Он пишет:

Прорези глаз, масковидная схема глаза - нос с линией носа, продолженной на лоб, полное отсутствие волос на голове (исключая охваченный пожаром лик Ленина - единственный не лысый!), каменный или чугунный  башковитый череп – хоть кол на голове теши - фигура торчания из неведомого основания, простой и сильный контур, отсутствие какого бы то ни было фона – все это черты символической архаики. Ей противостоит телесность живописного мазка, но не человеческого тела. Мазки отдаленно напоминают проблески икон Феофана Грека. - Таково наше феноменологическое наличие.

Я думал, что Мамаев приведёт и портрет Ленина, но нашёл, вместо него портрет (без названия), в котором есть черты самого Мамаева

Примечание:

1. Константин МАМАЕВ. Художник Юрий Кононенко: http://www.hrono.ru/text/2010/mam0110.php