Вишневый сад в лунном свете

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

«Вишневый сад» в лунном свете

Последняя пьеса А. П. Чехова наделена скрытыми метками реального времени своего сюжета, как и предыдущие. И вновь в инструментарии хронологической локализации действия пьесы присутствуют христианский православный и китайский циклический календари [1].

Хронологические метки открытого текста: Раневская, Аня и Шарлотта возвращаются из Парижа в начале мая, май холодный (температура в ночь приезда минус три), упоминается, что Аня и Шарлотта уехали в Париж за Раневской на Страстной неделе, когда были морозы и снег; через три недели после возвращения Раневской, Ани и Шарлотты происходит восход луны (полной, иное было бы отмечено, как и в «Чайке»); аукцион по продаже имения состоялся 22 августа; Гаев, Раневская  и другие уезжают из имения в октябре (температура воздуха в тот день была минус три).

Остаются неизвестными: год, на который приходится действие пьесы, числа дней отдельных разделов сюжета (композиционных «действий») пьесы.


Восход луны.

Ключевое событие, датирующее события пьесы, – восход луны спустя три недели после приезда Раневской, Ани и Шарлотты (три недели – маркер, заявленный Лопахиным, который в ночь приезда «парижан» пообещал вновь посетить имение через три недели, что и произошло во втором действии пьесы). Из пяти лет, предшествовавших созданию пьесы в 1903 г., в наибольшей степени заявленным автором признакам астрономического события соответствует астрономическая ситуация 1898 г. Тогда майское полнолуние пришлось на 23 мая (ст. ст.), восход луны в районе Донецка (город выбран из перечня сайта rodirago.net, более вероятный Воронеж в программе сайта не задействован) произошел в 20.39 местного времени, заход солнца – в 20.24. Если от этого дня отсчитать назад 21 день, то получится 2 мая – день, с которого начинается действие пьесы. Пасха в 1898 г. была 5 апреля (ст. ст.). Следовательно, Аня и Шарлотта выехали в Париж в конце марта или в начале апреля (весна 1898 г. на юге России была холодной, в марте наблюдались снегопады и морозы) [2]. Поездка заняла у них приблизительно один месяц. В четвертом действии Гаев говорит: «Помню, когда мне было шесть лет, в троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь…» Троица 1898 г. пришлась на 24 мая (ст. ст.), то есть на следующий день после майского полнолуния (и второго действия пьесы); конечное числовое значение 24 равно 6 – указание на связь вспоминания Гаева с Троицей 1898 г., три градуса мороза в первый и последний день действия, вместе образующие 6, связывают воспоминание Гаева со всей пьесой. Наиболее вероятная дата последнего дня и последнего действия пьесы – 12 октября (ст. ст.): Симеонов-Пищик намерен встретиться с Лопахиным в четверг, первый четверг октября исключается, поскольку это 1 октября, из других (8, 15, 22, 29) более предпочтительным выглядит 15 (конечное числовое значение равно 6, заявленной Гаевым). Для среды, 14 числа, четверг «завтра», выбирая между вторником и понедельником, предпочтение следует отдать понедельнику, 12 числу, поскольку конечное значение этого числа равно 3 (Гаев упоминает Троицу – в день отъезда, температура воздуха - три градуса, конечное числовое значение даты 12.10.1898 равно 3).


Золотые монеты и собака.

В первом действии Шарлотта без какого-либо повода говорит, что ее собачка ест орехи, эти ситуационно нелепые слова и тема собаки в целом, в контаминации с темой Шарлотты, – маркировка года собаки по китайскому календарю (1898). Дополнительная маркировка китайского года – золотые монеты, которые вопреки обстоятельствам раздает Раневская: год собаки в десятилетнем цикле был желтым (прохожий из второго действия, который получает золотой, символизирует ход времени, равно и бурлаки, которых он упоминает ). Одна из первых фраз Раневской – «Желтого в угол!» [3]. С десятилетним циклом связан и выбор даты для наиболее важного события пьесы – аукциона: одна из символических проекций двух «небесных стволов» года – конец лета. Основной символ «желтого» года – земля, и очевидно, что существует коррелятивная связь между вишневым садом и землей, из которой на Востоке прорастают два «небесных ствола» (в десятилетнем цикле пять пар «стволов»).


Блок.

Существует еще один источник, подпитывавший воображение А. П. Чехова в 1903 г. Это два стихотворения А. Блока без названия, написанные в 1898 г. Январское стихотворение как собственную исповедь могла бы прочитать Любовь Раневская, вернувшаяся домой «в холодной мгле предрассветной» под угасавшим месяцем начала мая. Июльское интонационно очень близко к эмоционально-образному строю второго действия пьесы с его пустынным ландшафтом, темой дороги и прохожего, восходом луны и «непонятной тревогой» (последний мотив у Чехова: «Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный»).

Тексты А. Блока.

Без названия

Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной,
Облитой острым, сладким ядом.
И тщетно, страсти затая,
В холодной мгле предрассветной
Среди толпы блуждаю я
С одной лишь думою заветной:
Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Январь 1898. С.-Петербург

Без названия.

Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
      Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной по нем ползущий
      Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу,
Непонятная тревога
      Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
      Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
      Жизнь кипит.
Июль 1898. С. Шахматово


Возвращаясь к Чехову: в том же 1898 г. в другом уголке России штабс-капитан Соленый застрелит барона Тузенбаха, а  сестры Прозоровы начнут свою жизнь снова.


Сноски и примечания.

1. См. о предыдущих: Сагит Фаизов «Три сестры»: хронология событий и другие смыслы // http://www.proza.ru/2015/03/24/2362; Он же «Дядя Ваня»: хронология // http://www.proza.ru/2015/03/26/19; Он же «Чайка» и Челны на восходе луны 5 июля 1894 г. // http://www.proza.ru/2015/03/27/977; см. также в ЖЖ sagitfaizov
2. Cм. об этом: http://www.randewy.ru/gml/meteo2.html
3. Далее желтый бильярдный шар не один раз упоминается персонажами, Гаевым и Трофимовым.

Иллюстрация-заставка: коллаж автора статьи «Лунная ночь» - с использованием  картины Архипа Куинджи «Ночь на Днепре», декорации к опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» Минского театра оперы и балета и фотографии бильярдного стола.

Источник копирования изображений



Участник репрезентации: Alex Bakharev, фотограф
Изображение является общественным достоянием.


Участник репрезентации: Хомелка , фотограф
Снимок доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

User: Nordelch
Снимок доступен по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unporte

Цвет темноты извлечен из картины Сезанна The Magdalen по адресу


User: Andreagrossmann
Изображение является общественным достоянием

Опубликована 30 марта 2015 г. Илл.-заставка опубликована 2.01.2017