От Великого будущего к Великому прошлому

Революционарио Шер
Ислам Каримов получил почти 91% голосов избирателей, но эту победу трудно назвать демократической, не смотря на то, что выборный процесс – есть форма демократического волеизъявления народа. Просто современные избирательные системы в Узбекистане – это некий спектакль с отведенным для каждого актера ролью и декорациями в виде наблюдателей, партий, СМИ. И иностранные представители, что следили за процессом, заявили, что серьезных нарушений не обнаружили, то есть все прокатило в рамках принятых правил, правда, не обратив внимание на то, что была нарушена Конституция. Главный «актер» - Ислам Каримов – не имел права выдвигаться в очередной раз на пост президента. На этот «недостаток» внимания не обратили, посчитав, что самому народу решать, как быть и что делать, то есть спихнув с себя эту скользкую тему.

Голосуя за Каримова, гражданин Узбекистана выбирал не стабильность и процветание, а свой привычный образ жизни, когда он определился, как ему выкручиваться из хитросплетений законов и реальности, как обходить проблемы, разрешать конфликты, извлекать выгоду – за четверть века уже стали ясные эти темные правила игры, навязываемыми обществу государством. Естественно, созданная модель экономики и политического состояния не предполагает ничего иного, как использовать коррупцию и нелегальные связи для достижения результата. Покупка «Нексии» - через «шапку» диллеру; оплата за электроэнергию – по прокрутке счетчика при договоренности с инспектором райэнергонадзора; поступление в вуз – через взятку приемной комиссии; получение заказа – посредством последующего отката – это часть обычной повседневности рядового узбекистанца. Это социальная адаптация к системе, и поэтому в нарушении президентом Конституции люди не видят нечто предсудительное – все так делают; но с другой стороны, если так поступает глава государства, то почему не может и обычный гражданин?

Ислам Каримов ничего предложить нового не мог, ибо он уже не способен «родить» нечто прогрессивное, привлекательное, свежее. Избиратели слышали уже известные им «истины» о признании международным сообществом узбекского пути развития, о высоких темпах ВВП, о гарантированной социальной защите малоимущих, о стимулировании бизнеса и привлечении иностранных инвестиций. Нудное толкование об идее национальной независимости и специфики собственного трансформационного периода. Пафосное «Великое будущее» вызывало внутреннее отторжение. Говорилось о многом, но не о реальности, то есть о проблемах. Президент не только не готов к их решению, он всячески оттягивает их разрешение, понимая, что причиной их зарождения является именно его политика, его модель государственного строительства. Он не создал настоящий рынок, не не открыл дорогу либерализации в гражданской сфере, не создал условия для политической свободы – вместо этого имеем квазирыночную экономику при административном управлении, клановую структуру общества, коррупцию в судебной и правоохранительной системах.

Ислам Каримов фактически правит страной с того момента, как возглавил Коммунистическую партию Узбекистана, а потом протолкнул себя в качестве президента через Верховный совет УзСССР в марте 1990 года. Он трижды избрался через прямые выборы главой государства и дважды продлевал свои полномочия, для этого всячески корректируя Конституцию. Его сподвижники и соратники утверждали, что подобные юридические манипуляции дают ему право баллотироваться бесконечно, и факт остается фактом – такие игры сходят ему с рук. Более того, международное сообщество признает Ислама Каримова в качестве легитимного президента, не смотря на нелегитимность выборов и нахождения его у власти. Формальные процедуры порой сильнее закона, и демократические страны вынуждены считаться с так называемыми странами с восточными укладами жизни, где формальность возведена в искусство. А с другой стороны, с авторитарными странами легче договариваться, например, о доступе к национальным ресурсам, об аренде военной базы, о получении льгот для определенных компаний, о поддержке курса «дружественной» страны. Капитализм ищет не там, где демократично, а где выгодно. И поэтому до сих пор ведется активная торговля Запада с африканскими или латиноамериканскими, или азиатскими государствами, гдле права человека – фикция.

В истории Узбекистана Исламу Каримову заготовлено свое место. Уже сейчас трудно будет назвать первого президента создателем «узбекского чуда», так как оно не произошло, а также основателем узбекской государственности, хотя бы потому, что первым президентом был Юлдаш Ахунбабаев еще в далеких 1920-х годах. Узбекистану не 25 лет, а девяносто! – и этот исторический факт никак не заретушировать. Конечно, это сказки, что Каримов хотел независимости, будучи главой Компартии, он до последнего дня готов был подписать Ново-Огоревские соглашения об обновленном Союзе. Только независимость сама упала ему в руки, так как распад СССР стал неизбежным и неотвратимым. Но при всем этом Ислам Абдуганиевич мог стать тем лицом, который обеспечил более мягкий и эффективный переход от социалистической системы к либерально-демократической. Нет, уже по сути он не мог быть рыночником или демократом, поскольку для этого не располагал ни знаниями, не имел опыта, ни соответствующего государственного мышления – он был всегда чиновником советского образца, партократом. Просто он мог стать «техническим» президентом, то есть руководителем страны, когда ему удается удержать Узбекистан от распада на удельные эмиратики и ханства, остановить стихию криминала и религиозного экстремизма, подготовить условия для последующих реальных экономических и политических преобразований. Вот здесь бы его командный стиль мог бы пригодится. Иначе говоря, Ислам Каримов был хорош в период с 1990 по 1998 годы. А вот второй президент уже стал бы проводить реформы в другом ключе и под другим проектом.
Только этого не произошло. И то что мы сегодня имеем – это результат того, что началось еще в конце 1980-х – начале 1990-х годов – формирование кланово-олигархического капитализма и авторитарного режима правления. Абсолютная власть в руках одного человека превратила страну в нищую и коррумпированную, хотя материально-техническая база и людские ресурсы на тот момент позволяли Узбекистану получить другой результат. Разрушены крупные заводы и фабрики – флагманы отечественной индустрии, почти 4 млн. трудовых мигрантов как следствие отсутствия рабочих мест, а вместо этого построенные предприятия, где все материально-финансовые потоки протекают по серым и черным схемам, узаконенное рабство в виде принудительного сельхозтруда и многое другое. Чиновники извлекают коррупционную ренту с должности, министерства и ведомства превратились в «пылесос» для высасывания ресурсов из страны, бизнеса и населения. Фактически коррумпированно все – начиная от Центрального банка, заканчивая хокимиятом районного разреза. И это есть модель развития по-каримовски. Если кто-то полагает, что республика 2015 года – парламентско-президентская, то его наивность скоро рассеется. У Олий Мажлиса нет никаких рычагов влияния на главу государства, и даже якобы контроль над правительством – это всего лишь перевод стрелок ответственности на других лиц. Даже в законодательный орган попали люди, которых отфильтровали еще до «входа» в эту ветвь власти – на ключевых позициях лишь преданные люди Исламу Каримову.

Реальный политик отвечал бы за коррупционные действия не только назначенных им персон, но и за членов семьи, однако события, связанные с Гульнарой Каримовой, свидетельствуют об обратном. Президент скрывает все, что связано с ее криминальным состоянием, выводит из сферы ответственности, пытается защитить незаконно приобретенные капиталы. Он делает это не один, ему помогают чиновники, которые призваны защищать закон. В реалии они все защищают себя, и поэтому ставку делали на нелегитимные выборы 2015 года.
Демократия понимает как само собой разумеющееся сменяемость президентов, подчиненность их закону, самостоятельность и взаимоконтроль всех ветвей власти. То, что произошло 29 марта сего года, еще раз подвердило то, что нет сменяемости лица, нет сменяемости и политики. Только проект «Великое будущее» все больше трансформсируется в «Великое прошлое», когда прошлые «заслуги» ставятся как мотор общественного прогресса, а население остается жить в тех же условиях, что и были 25 лет назад.

Резо Чедия специально для e-center.asia