Исключение из Правил

Валерий Брусков
ИСКЛЮЧЕНИЕ   ИЗ   ПРАВИЛ

               И  если  не  будет  никакой  пыли – стряхни  никакую.
                Овидий
       Парень ходил за Верой, как вторая тень, уже целую неделю. Он не лез ей слишком назойливо на глаза, но в то же время и не исчезал из поля её зрения надолго. Он точно приучал её к своему постоянному присутствию, прежде чем перейти к следующему этапу знакомства.
       Первые два дня он Веру банально раздражал. Она никогда не любила откровенных наглецов и приставал, а этот дистанционный ухажёр определённо давал понять, что не всегда намерен соблюдать избранный им же самим интервал в отношениях.
       Спустя ещё два дня Вера уже ждала, когда же он, наконец, подойдёт.  Нет, это не было безоговорочной капитуляцией перед стойким чужим напором, просто в ней скопилось столько абстрактного раздражения, что оно требовало хоть какого-то конкретного выхода.
       А парень будто испытывал на прочность и её безграничное терпение, и её священный гнев. Он не приближался и не исчезал, и это уже начинало походить на странную игру.
       К концу недели Вера перезлилась, перепсиховала, пере... В общем, она переболела всем возможным негативным, и теперь в ней стойко поселилось любопытство, замешанное, к её удивлению, на зачаточных симпатиях... Упорство стоит многого, а если оно ещё и деликатное... Резкий напор женщину порабощает, затяжная нерешительность ненадолго покоряет, неудачная комбинация из первого и второго чаще всего раздражает. Вера относилась к тем женщинам, которым нравится, когда их покоряют. Один однажды уже сделал это и с блеском…
       Веру откровенно увлекла игра, в которую её заманили, увлекла настолько, что она сама решила слегка поохотиться на самоуверенного охотника. Использовав проходной двор, она легко ушла от своего не слишком внимательного преследователя, и, совершив несложный манёвр, зашла ему в тыл.
       Парень вышел на оживлённую улицу, растерянно огляделся, понял, что потерял её, и медленно побрёл куда-то, смотря себе под ноги. Вере не стоило особого труда догнать его.
       - Вы испытываете меня на выносливость? - спросила она обтянутую джинсовой курточкой спину.
       Парень круто повернулся, сделав шаг назад, чтобы не потерять равновесия. Вера видела его издалека, а теперь вблизи могла дорисовать тот образ своего таинственного поклонника, который она изобразила в собственном воображении.
       Он был чуть выше неё, чуть старше, и чуть шире в плечах. Светлоглазый, тонкогубый, тёмноволосый. Его нельзя было назвать не только красавцем, но даже просто симпатичным. Так, середнячок, не претендующий на большее, почти гадкий утёнок. И всё же ему нельзя было совсем отказать в некотором обаянии, когда он вот так, как сейчас, растерянно и виновато улыбался. Зубы у него были белые и крупные; последнее Вере почему-то понравилось. Она даже сама этому удивилась. Зубы, как она понимала, должны были бы нравиться львице у льва.
       - Это почётный эскорт, - сказал парень вкрадчивым баритоном. - Красивым женщинам он необходим, как признание их достоинств.
       Вера ещё чуть-чуть оттаяла, но покажите хоть одну женщину, чья броня перед этим устоит. Назови красавицей и Королеву Совершенства, и уродину, они обе не станут против этого сильно возражать.
       - Обожание не всегда бывает бескорыстным, - сказала Вера уже с улыбкой.
       - Это если нигде больше не подрабатывать на жизнь... - парень продолжал смущённо улыбаться, но оборона его была прочной. - Для меня обожание - это хобби.
       - Много же оно отнимает у вас времени. Халтурите вы, очевидно, по ночам?
       — Как уж получится, - парень чуть сместился к краю тротуара, чтобы дать прохожим возможность жить их собственной жизнью, не мешая чужой. Вера восприняла это как демонстративный намёк на длительное продолжение уже начатой беседы.
       - Странно... - сказала она. - Сама себе откровенно удивляюсь. Никогда прежде я не затевала первой разговор с незнакомым мужчиной, обычно бывало наоборот.
       - Надо же когда-то начинать и это. В нашей жизни всё может пригодиться...
       Их в очередной раз толкнули, несмотря на принятые ими предосторожности.
       - Пойдёмте, - предложил парень весьма неплохую идею. - А то нас затопчут насовсем. Вы ведь домой сейчас? Я могу проводить. Адрес вроде знаю...
       - А имя?.. - Вера хитро прищурилась.
       - Имя тоже... - парень виновато отвёл свои влюблённые глаза. – Каюсь… Каюсь…
       - Это мне уже начинает импонировать. Всего за неделю узнать так многое! Не досье ли вы на меня собираете?
       - Нет, это для Души.
       - Я чувствую. Иначе вы представились бы мне в первый же день и предъявили удостоверение личности.
       - А сейчас это сделать ещё не слишком поздно? - тон у парня был просительный.
       - Показать мне какие-нибудь корочки?..
       - Нет, просто представиться...
       - А у вас хватит на это смелости?
       - Соберу в кулак остатки...
       - Тогда действительно идёмте. - Вера двинулась в сторону своего дома. - Итак?..
       - Сергей...
       - О! - сказала Вера с деланным восхищением. - Высокоуважаемый... Высокочтимый... И где же это вас так уважительно чтят?
       - В институте физической химии. И кое-где ещё, где приходится подстраховываться от неожиданностей жизни.
       - Давайте пока будем только о вас, - предложила Вера. - Для экономии времени. Обо мне вы, скорее всего, знаете всё - неделя для этого слишком большой срок.
       - Двадцать восемь уже прожитых лет, - сказал Сергей безропотно. - Есть однокомнатная квартира и пушистый кот Матроскин. Остальное - пока в проектах...
       Вера неожиданно для себя самой поняла, что Сергей очень многим напоминает Игоря. И манерой говорить, и образом мышления. Что это - случайность или она просто обречена Судьбой на определённый тип мужчин? Игорь тоже не был писаным красавцем, но она очень скоро забыла об этом, совершенно очарованная другими достоинствами, которых в нём было с избытком. Они прожили вместе почти пять лет, и до последнего дня Вера постоянно открывала в муже что-то для себя новое. Когда мужчина любит, он неистощим, в любом другом случае он неинтересен уже через два часа и на всю оставшуюся жизнь.

       Сергей остановился возле её подъезда, деликатно пропуская хозяйку дома вперёд.
       - Вот мы и пришли... - сказал он, и в голосе его появилась неприкрытая грусть.
       Ей вдруг стало жаль этого странного и обаятельного парня, потому что ничему между ними не быть, несмотря на её неожиданные симпатии. Нет, тому не были виной его внешние данные и всё остальное - они были ни при чём. Просто она почувствовала, что ещё РАНО... Не утихла боль, не заросла рана, а без этого всё не имело смысла. И сколько ещё ждать - неизвестно. Возможно, всю её жизнь.
       Чувство вины прочно осело в душе. Она не оправдывала его ожиданий и ничего не могла дать взамен его симпатиям, пытавшимся вырасти в нечто большее.
       - Вы любите ходить в гости? - спросила она, желая хоть на прощание быть щедрой.
       - Да, - с готовностью сказал Сергей. - Но только когда меня искренно приглашают.
       - Я вас приглашаю! - сказала она, сжалившись над ним и над собой. - На чашку чаю. Искренно!
       Он понял, что это её первое и последнее приглашение, должен был понять, но Вера не заметила на его лице явного огорчения. При желании на нём даже можно было бы обнаружить плохо скрываемую радость. Это было странно и подозрительно, но Вера не любила отменять собственные решения, да и в облике парня было слишком уж много интеллигентного для банального грабителя.

       Когда они вошли в квартиру, странности в поведении Сергея посыпались на Веру градом.
       Он переступил через порог чужого жилища так, будто хотя бы однажды здесь уже бывал. Он окинул прихожую одним коротким взглядом и словно тут же потерял к ней всяческий интерес. Он вёл себя так, точно вошёл в знакомый ему дом после не очень продолжительного перерыва, сравнивая его с тем, что видел прежде.
       И всё...
       Вере стало безгранично интересно. Она умышленно вошла в комнату первой, чтобы посмотреть на реакцию гостя, но он её опять удивил. Взгляд его был ещё менее заинтересованным, чем в прихожей. Он будто увидел в комнате сразу всё, что его могло интересовать.
       Однако!..
       Вера придвинула к дивану журнальный столик, убрав с него предварительно вазу с уже угасающими цветами.
       - Присаживайтесь, осматривайтесь пока. А я сейчас приготовлю всё остальное.
       Она хлопотала на кухне и думала о том, как сказать Сергею все нужные, но так болезненные для него слова. Сказать необходимо было сейчас, не откладывая на потом. Потом будет ещё труднее, потому что надежда его после визита сюда может окрепнуть.

       Когда она появилась с подносом, Сергей смотрел на дверь. Он не оглядывался и не ходил по комнате, удовлетворяя своё любопытство, он просто сидел и ждал хозяйку с чаем.
       - Вам здесь так скучно, что вы даже не осматриваетесь? - спросила Вера почти с обидой, ставя поднос с чаем на столик. - Неужели у меня такой плохой вкус?
       - Нет-нет, что вы! - испугался он, что обидел женщину своим невниманием к её труду и фантазии. - Просто я здесь уже бывал. В прежней своей жизни. Мне так кажется...
       - Если это и было, то в каком-то другом, не нашем мире, - она села в кресло с чашкой в руке. - Или вы в новой своей жизни живёте всего три года.   
       Она иронически улыбнулась.
       - Я въехала в эту милую квартиру только три года назад.
       - Тем не менее, у меня сейчас такое чувство, будто я уже жил здесь однажды...
       - Для трёхлетнего возраста вы выглядите слишком уж взрослым, - сказала Вера всё с той же иронией. - А кем же вы были здесь в прежней своей жизни? Комаром? Мухой?
       - Клопом... - сказал Сергей, тихо кашлянув.
       - Тогда это я вас и отравила, - она налила ему добавки. - Пейте, не бойтесь, я травлю только один раз.
       - То уже не считается, - сказал Сергей таинственно, делая крохотный глоток. - То было давно и в прошлой моей жизни, а в нынешней у вас всё ещё впереди...
       - Вы заслуживаете от меня яда?
       - Яд яду рознь...
       - Это уже почти похоже на признание, - укоризненно сказала Вера. - А вы не торопитесь?
       - Я опаздываю... - сказал он и оглянулся на гитару, висевшую на стене. - Вы позволите?..
       - Нет! - отрезала она.
       - Я понимаю... - сказал Сергей с отчаяньем. - Что дозволено Юпитеру... И всё же, дайте быку шанс...
       Она молча смотрела в чашку с чаем.
       - Я же здесь больше никогда не появлюсь... - взмолился Сергей. – Я ВСЁ понимаю, поэтому позвольте и мне кое-что, как позволили себе... В первый и последний раз...
       - К этой гитаре прикасались руки только одного мужчины, - сказала Вера, не поднимая глаз. - Его больше нет...
       - Я знаю... - Сергей решительно встал, опережая её возможный ещё больший протест, и подошёл к давно остывшей гитаре. - И всё прекрасно понимаю...
       Он нежно провёл дрожащими пальцами по привыкшим к безмолвию струнам.
       - Расстроилась... - сказал он печально.
       - На ней не играли больше двух лет...
       - Я знаю и это...
       Сергей ещё более решительно снял гитару с гвоздя, уверенно покрутил колки, настраивая её.
       - По заявке хозяйки дома... - сказал он вдруг глухо и как-то почти отрешённо…
       Вера удивлённо подняла глаза.

       - ...Когда  рождается  Заря
             И  запевает  птичий  хор,
                Я, сонный  Мир  тебе  даря,
                Опять  иду  в  знакомый  двор...

       Вера от неожиданности уронила чашку на пол, в глазах у неё странно потемнело. Голос был чужой, но вот чувства и интонации... И слова песни, известные лишь двоим: ей и тому, кто для неё её когда-то написал, как признание в любви…

       - ...Люблю  я  тихий  этот  дом,
             В  котором  ты -  о,  мой  Кумир, -
                Живёшь, не  ведая  о  том,
                Что  для  тебя  я  создал  Мир...

       ...Вера пришла в себя от частых и горячих поцелуев, которыми покрывали её руки. Она открыла глаза и увидела над собой испуганное, побледневшее лицо Сергея.
       - Здравствуй, Верочка... - сказал он, и голос его вибрировал, как гитарная струна. - Это я...
       - Игорь?!. - ей не хватало воздуха.
       - Да...
       - Но как же?!. Как?!. – почти прошептала она. - ОТТУДА НЕТ ВОЗВРАТА!..
       - Ты права, нет... Но для меня сделали исключение из Правил... Я очень этого хотел!
       - Господи!.. - застонала она как от мучительной боли. - Это же невозможно! Я так хочу, чтобы так было, но это просто немыслимо! Нельзя так жестоко шутить, Сергей!
       - Игорь... - упрямо поправил он её. - Игорь! Во веки веков! И чтобы доказать тебе это...
       Он встал.
       - Ты тогда нашла мой подарок к тому последнему дню твоего рождения, который мы уже не успели отпраздновать вместе?
       - Нет... - она покачала гудящей после обморока головой. - Какой ещё подарок?
       - Тот самый, о котором могли знать только мы с тобой. Наш с тобой секрет…
       Он посмотрел на висевшие на стене старинные часы, вставшие лет сто назад.
       - Тогда он на месте...
       Сергей открыл стеклянную дверцу часов и достал что-то из-за их циферблата.
       - Вот он... - он протянул руку и раскрыл ладонь. - Тот самый львёнок, который тебе тогда так понравился. Твой знак зодиака. Я приготовил заранее, но так и не успел подарить.
       Она закрыла глаза.
       - Но как же?.. Как?..
       - Не знаю. Но я очень хотел! Я НЕВЫНОСИМО  ХОТЕЛ!!! Реинкарнация Души - обычное дело, но в новое тело вкладывается лишь зародыш с набором способностей и предрасположенностей. А мне сохранили всё моё былое сознание. Вторичное, но моё! Меня вселили сразу во взрослого человека, но я не растворился в чужом  Я, а сосуществовал с ним. Этот Сергей жил, работал, общался с друзьями, а я наблюдал за ним. И осваивался. В новом теле, в новой жизни. Именно поэтому я и не пришёл к тебе раньше! Мне сначала нужно было обрести себя в чужом теле, потом максимально подавить в нём его первоначального хозяина, иначе я попал бы сначала в больницу, а затем и в сумасшедший дом. А я хотел вернуться к тебе! Прилететь!!! Примчаться! Прийти. Приползти... И именно самим собой, а не безумцем, страдающим хроническим раздвоением личности.
       Вера с трудом села на диване, доверчиво опираясь на его незнакомую, но крепкую руку.
       - Это слишком уж невероятно, чтобы быть правдой... И чтобы не быть ею... Но как я хочу, чтобы это было именно так! И всё это время хотела! Подсознательно, пытаясь верить в невозможное, надеясь на какое-то Чудо! Ты часто приходил в мои сны, и я жила так, будто ты никогда и не уходил из моей жизни!
       - Может быть, именно поэтому и сделали исключение. Не для меня - ДЛЯ НАС!
       Она сжала пальцами подбородок.
       - Ты не человек... Игорь... Человеку такое не под силу... Нормальному человеку…
       - Я не имею желания вникать в такие детали! – отмахнулся Сергей –   Игорь. - Я хотел быть здесь, и я здесь! В другом облике, но разве тебе это мешает?
       - Нет! - Вера энергично помотала головой, отчего она снова закружилась. - Это же ты!
       - Да, я, и ты с каждым днём всё больше будешь убеждаться в том, что я не жестокий жулик - мистификатор, играющий на слабой струне твоей израненной души.
       Он взял лежавшую на полу гитару.

       - ...Я  для  тебя  уж  столько  лет,
             Как  добрый  сказочник,  творю,
                И, хоть  тебя  со  мною  нет,
                Я  всё  тебе  одной  дарю...
       
       Уронив похолодевшие руки на колени, Вера слушала, и из глаз её капали частые слезинки.

           - ...Ручьёв  весенних  звонкий  смех
                И  утро  солнечного  дня,      
                И  первый  дождь, и  первый  снег
                Прими  в  подарок  от  меня...
         
         Снова
                я  в  небе  зажгу  Зарю,
         В  полях  распущу  цветы
         И  солнечный  дождь  пролью!
         Словно
         Волшебник  тебе  дарю
         Весь  Мир, чтобы  знала  ты,
         Что  тебя  одну  люблю!..

       Игорь положил гитару, и взял в свои мягкие, тёплые ладони мокрое лицо Веры.
       - Мы снова вместе, Верочка! У меня теперь две специальности, а у нас с тобой два дома. Сергей был детдомовцем и не успел жениться – ОНИ хорошо позаботились о том, чтобы у нас с тобой с этим было как можно меньше проблем.
       - А как же твоя мама?..
       - Она меня полюбит и в новом моём обличии. Я постараюсь, чтобы это произошло. Она так хотела внуков, а мы с тобой не успели сделать ей такой подарок. У неё добрая душа и она всё поймёт так, как надо. Твои родители тоже, они ведь желают тебе добра. Я пока не знаю, как мы им всё объясним, но надеюсь и на твою помощь.
       - Да, да, конечно! - Вера обречённо-счастливо закивала ещё гудящей головой.
       - Тогда... - он порывисто встал с кресла, потом галантно опустился на одно колено, и поцеловал тыльную сторону Вериной кисти. - Я прошу вашей руки...
       Это был приём не Игоря, он достался ему в наследство от Сергея, но Вере он почему-то тоже очень понравился…

        Жестокость  Судьбы  редко  нравится  даже  Року…