Бабуля - рукодельница

Елена Вознесенская
        Бабушка Уля  была умелицей и рукодельницей. Помню,  как мы исходили слюной в ожидании, когда она вынет из печи круглые  ковриги  душистого ржаного хлеба. Её хлеб славился на всю Березовую Рощу. Несколько раз я видела, как соседка приносила часть ковриги своего  хлеба в обмен на  краюху бабушкиного. Бабушкин хлеб долго не черствел. Пишу, и чувствую во рту незабываемый вкус  горячего ржаного хлеба с парным молоком! Нашим детям это лакомство, увы, не досталось. Помню, как она вставала очень рано, чтобы истопить печку и поставить «в легкий дух» упариваться вкуснейшие «шти и похлебку», картошку с салом, а изредка и с мясом, «гарбузню» - пшенную молочную кашу с тыквой, пшенный кулеш, овсяную или перловую кашу на молоке. До самого ужина все оставалось теплым и вкусным. А весной ждали праздника с  сорока жаворонками из белой муки с глазками из крошечек древесного угля – куда до них всяким чипсам и несквикам!
        Бабушкины руки никогда не отдыхали.  Каждую весну она осноравливала кросна, на  которых ткала полосатые половички. Половички эти сшивались по два полотнища и назывались «дерюга» или «рядно». Это рядно служило подстилкой на печке, простынями и одеялами на кроватях с сенными матрацами . А половики были и повседневные, из более тусклых по цвету лоскутков, и праздничные, яркие, которые устилали отмытый до желтизны дощатый пол и лавки  в праздники. Лоскутки, порезанные на узкие ленточки и смотанные по цветам  в большие клубки, она собирала целый год. И я ей всегда помогала сшивать их, а позже и разрезать на ленточки. Нити для основы она пряла на прялке из льняной кудели, которую расчесывала специальным большим костяным гребнем. Нитки эти были ровными и прочными.      

       Я несколько раз пыталась научиться прясть, но почему-то колесо никак не хотело вертеться ровно и в одну сторону - каждый мой нажим на педаль заставлял колесо крутиться то в одну, то в другую сторону и обрывалась нить. Так я и не освоила это ремесло.  Долгое время на чердаке  хранились две бабушкины прялки, а потом бабушкин правнук Миша разобрал их. Колеса понадобились для каких-то его самоделок.