Кот. Купейная исповедь-VI. Валерий Панин

Литклуб Листок
 Глава шестая, заключительная.

         …Василий был на даче… Когда под вечер я в отчаянье подбежала к дому, то с облегчением увидела, что входная дверь не заперта. И хотя внутри его не оказалось, сердце от радости забилось где-то у горла: «Он здесь! Он никуда не исчез!» Уйти далеко он не мог, поэтому я скинула плащ и вышла на улицу. В соседнем дворе неестественно зло надрывалась собака. Она буквально захлёбывалась лаем, и я пошла на шум, уверенная в том, что мой Кот именно там – с хозяином двухэтажного особняка они нередко допоздна засиживались за шахматной доской.

         Он и впрямь был у соседа, но не играл в шахматы. Присев на старенький табурет, Василий делал наброски в походном планшете. А картина перед ним была более чем живописная. Хозяйский пёс из последних сил рвался с цепи. Глаза его горели таким бешенством и яростью, словно он собирался сразиться, по меньшей мере, со львом, тогда как перед ним, буквально в двух сантиметрах от брызжущей слюной пасти, мирно и тихо сидела самая обыкновенная кошка и вылизывала пушистый живот. Казалось, она не видит и не слышит исходящего лютой ненавистью пса у себя за спиной.

         Стараясь быть незамеченной, я тихо подошла и встала за спиной любимого человека. Но он услышал меня. Или учуял. Мне иногда казалось, что его обоняние развито не хуже, чем у диких животных. Не поворачивая головы, Кот произнёс:

- Животные, как и люди, умеют мстить. Но их жажда мщения прямолинейна и, по своей сути, не жестока. И лишь кошки, подобно человеку, способны на изощрённую, утончённую месть, зачастую не связанную с какой-либо обидой… Смотри как она встала! Даже головы к нему не повернула… Видишь? Видишь – её хвост чуть задел чувствительный нос беснующегося пса? А теперь она медленно, не теряя грации и достоинства, уходит, оставляя врага побеждённым, не нанеся при этом ему ни одного удара… Высший класс ведения психологического боя.
- Это похоже на пытку, – недоумённо сказала я.
- Так и есть. Как правило, хищные звери сразу убивают добытую дичь, но кошка, поймав мышь, играет с нею. Порой, довольно продолжительное время. Сначала она ограничивает её в движении, повреждая шейные позвонки, а затем, якобы, отпускает, даря иллюзорную надежду на спасение. Но раз за разом несчастная оказывается в её зубах, и каждый раз думает, что это точно конец…

Я положила руку ему на плечо и позвала:

- Любимый, пойдём домой. Я весь день искала тебя, чтобы сказать…
- Пойдём, – перебил меня Василий. – Нам есть, о чём поговорить.

Он захлопнул планшет и стремительно направился к калитке. Я покорно поплелась следом. Дома, не проронив ни слова, он накрыл на стол, и мы сели ужинать. Молчание было невыносимо. Наконец, Василий налил в чашки чаю и произнёс тихим безжизненным голосом:

- Диа. Сегодня ты переночуешь здесь, а завтра уедешь домой. Я разрываю с тобой отношения.

Видя моё желание что-то сказать, он резко выставил перед собой ладонь:

- Ни слова, Диа. Все слова сейчас будут пусты и бесполезны. Я не общаюсь с людьми, на которых надета маска. Всё. Прощай, – и он удалился в свой кабинет…

         Утром я уехала… Самыми трудными были первые дни. Думаю, всем вам знакомо это состояние, когда лишаешься самого близкого человека. Кажется, весь мир теряет краски и звуки, окружающие люди и вещи становятся ненужными и лишними. Нет желания с кем-либо разговаривать да и видеть никого не хочется. Всё теряет смысл и значимость. Особенно мучительно было по вечерам и ночью, когда августовский тёплый ветер шевелил занавески на открытых окнах, а спелая Луна пробивалась сквозь ткань, рисуя в темноте навязчивые образы.

Вы не поверите, но я часами разглядывала себя в зеркале, пытая обнаружить следы той самой маски, о которой говорил Василий, но кроме осунувшегося, подурневшего лица ничего не находила. Видимо человек, носящий её, так к ней привыкает, что принимает за свой истинный облик. А потом пришла тоска. Из меня ушли все чувства и желания. Не хотелось ничего: ни вставать по утрам, ни принимать душ и идти на работу. А после работы не хотелось идти домой, и я подолгу бездумно сидела на скамейке в парке, в который воровкой прокралась осень.

         Как-то роясь в шкафу, я обнаружила кинокамеру Василия. После поездки на Валаам, где он много снимал, она осталась у меня и я про неё забыла. Мне вдруг до ужаса захотелось посмотреть на ту далёкую и счастливую жизнь, которая то ли была, то ли приснилась мне. Но я совсем не умела пользоваться такими сложными вещами, как кинокамера. Было безумно жаль… И вдруг меня озарила мысль, что я могу его увидеть. Увидеть! Хоть раз ещё увидеть любимое и родное лицо, заглянуть в жёлтые, чуть прищуренные глаза… Повод самый что ни на есть подходящий – вернуть кинокамеру. Дорогая всё-таки вещь. Звонить не стала, рассчитывая на эффект неожиданности.

         Жизнь приобрела некоторый смысл. И сразу же появилось множество мыслей: когда идти? в чём? какой макияж наложить? Критически осмотрев гардероб, я поняла, что погибла – ничего путного и достойного случая в нём просто не было. Ну, не в вечернем же платье шагать по городу с кинокамерой в руке! А лицо? Разве это лицо? Краше в гроб кладут! …А потом как-то навалилось равнодушие. К чему всё это? Мой Котяра не из тех мужчин, которых можно было завлечь модной юбкой или сногсшибательным макияжем. Решила идти сразу, чтобы – как в омут головой. Оделась в первое, что под руку попало, от косметики отказалась, положила камеру в пакет и пошла. В знакомом подъезде вдруг отказались идти ноги. Страшно стало. И вся затея такой глупой показалась, что я малодушно решила повернуть назад. А камеру передать потом, через знакомых. Совсем было пошла, как вдруг вижу: сверху по лестнице спускается кот. Нет, не мой Василий, а самый настоящий такой дворовый котик. Пушистый. Совершенно не боясь, подошёл ко мне, стоящей у двери, потёрся мягки ухом об ноги и мяукнул. Иди, мол, не бойся. «Ну, так тому и быть!» – решила я, и бодро застучала босоножками по ступенькам.

Василий открыл сразу. Посторонился, пропуская меня, и сказал: «Здравствуй…» Я ответила и прошла в горенку, где ничего не изменилось. Так же было чисто и уютно. До боли знакомые вещи находились на своих местах. Только меня среди них не было…

- Чай? Кофе? – спросил Василий.
- Нет. Спасибо, не буду, – севшим от волнения голосом отозвалась я. – Вот камеру твою принесла. После Валаама у меня осталась.
- Да?

Голос у Кота был всё такой же мягкий и завораживающий. Он внимательно смотрел на меня, словно впервые видел, а я почувствовала себя так неудобно в этом нелепом летнем платье, немодных босоножках и с лицом доходяги.

- Извини, я тороплюсь, – пробормотала я, и заторопилась к выходу.
- Стой!

Я обернулась.

- Пойдём, пожалуйста, в студию, – попросил он.

Внутри у меня всё затрепетало.

- Зачем? – Спросила я.
- Мне надо сделать несколько набросков, а лица подходящего нет.
- Лица? Но ты сказал, что у меня нет лица. И я тебе поверила. На мне маска.
- Сейчас её нет. От тебя пахнет горем…
- Тебе нужно горе? – Голос мой неожиданно зазвенел. – Ты хочешь убедиться, что я горюю? Так я не стану скрывать – я действительно тоскую. Я так тоскую, что…
- Диа!

Моё имя прозвучало как выстрел. От неожиданности я замолчала и тихо направилась в студию.

        …Он рисовал, как одержимый, быстро делая один набросок за другим. И это продолжалось так долго, что я устала. Наконец, он бросил карандаш на мольберт и подошёл ко мне. Какие у него были глаза! Не жёлтые и не зелёные, а… как два пламени свечи. Казалось, они прожигали насквозь… А потом… Потом мы очутились на лежаке, на шкурах, и я на какое-то время снова окунулась в то давнее и сладкое, когда в один и тот же миг умираешь и возрождаешься, когда нет ни времени, ни пространства. Когда нет ничего и никого – только мы…

…А после душа он попросил меня уйти. Сказал, что к нему должны прийти английские адвокаты, чтобы решить некоторые формальности относительно его лондонской выставки. Я сразу поняла, что это была отговорка. Дело было не в адвокатах, а в какой-нибудь смазливой девке, которая, по-видимому, совсем недавно заняла моё место. Это было хуже пощёчины. Хуже публичной казни. Внутри меня что-то ухнуло.

- А завтра ты снова сможешь ко мне прийти, – виновато добавил он.

Я собрала последние остатки сил:

- Я никогда не приду к Вам, Василий Арнольдович. И попрошу Вас забыть о моём существовании. Это очень серьёзно, – отчеканила я и вышла из квартиры.
Последнее, что я услышала, было «Диа…»

         … Ну вот, собственно, и всё… Остальное вам известно. …Через месяц я узнала, что беременна… Потом, искала его всюду и везде, а потом сделала аборт… как и предупреждал старый еврей гинеколог Тихон Абрамович – с печальными последствиями…

…Невесёлая вышла история?.. Ну что ж, и такие бывают. Без счастливого конца… Хотя... Если уж договаривать всё до конца, то скажу ещё одну вещь. Не в командировку я еду. Здесь на станции, где мне сейчас сходить, приют есть. Там дети воспитываются, от которых матери в роддоме отказались. Полгода назад я сюда по работе приезжала – на инспектирование детских домов и интернатов. Один ребёнок – крохотуля совсем – всё в угол жался. Другие-то набросились на нас, конфеты и игрушки ждут, а это дичится, только глазёнки жёлтые посвёркивают. Я подошла к нему и спросила, как его зовут, а он неожиданно чистеньким голоском ответил:

- Василий.
- Кот Васька, значит?
- А ты откуда знаешь?
- Что знаю, малыш?
- Что я Кот? – он доверчиво посмотрел на меня своими глазёнками, в которых вспыхивали жёлтые и зелёные искорки, а во мне вдруг всё оборвалось.

…Вот теперь, наконец-то, я все бумаги оформила на усыновление. Еду забирать моего Котёнка… Станция… Спасибо вам за всё, за то, что были терпеливы. За то, что выслушали. И… не осуждайте, если сможете… До свидания…

*******
Эпилог

- Вон она по перрону идёт…
- Н-да… Вот тебе и история…
- А вы думаете, что она правду рассказала?
- Ну что вы, разве такое придумаешь?
- В поезде всё что угодно придумать можно. Поди, проверь… Больно уж гладенько да красивенько у неё вышло.
- А таблетки глотала тоже для гладкости? Я ж видела, как она побледнела…
- А может она актриса. А перед нами роль репетировала…
- Женщины! Как вам не стыдно? Она ж просила не осуждать её…
- А вы, мужчина, нам рот не затыкайте. Правильно она сказала, все вы коты да кобели. И на уме у вас только одно…



Конец