Черемша

Александр Внуков
Как утверждают исторически ответственные  граждане, до того момента как всё человечество разделилось по форме занятости на земледельцев и скотоводов, оно занималось исключительно ловлей и поеданием мамонтов в сыром и полусыром виде.
В ещё более ранний период, пока не произошло объединение племён в охотничьи кооперативы по рытью ловчих ям и загону в них этих несчастных лохматых существ, все живущие на Земле индивидуумы занимались исключительно примитивным собирательством.
В виду того, что план санкционированных мест,  складирования твердых бытовых отходов к этому времени ещё был не утверждён, вышестоящими организациями, собирать приходилось всё то, что дарила Природа: грибы, ягоды, листья, коренья.
С тех незапамятных времён прошло немало лет, я бы даже сказал сотни тысяч лет.
Но то первобытное чувство, засевшее где-то глубоко в генах человека, по-прежнему продолжает толкать его на поиски пропитания в различные уголки Земли, начиная от дремучей тайги до тундры.
В этом смысле Андрюха Просвирников типичный пример исследователя-собирателя.
Зимой он птицу в лесу добывает, весной папоротник заготавливает, осенью за черникой или клюквой на болота ходит. Не вытерпел тут и я, слушая его байки о приключениях в карстовых пещерах, о фантастических уловах щук на озёрах, о белках и бурундуках при сборе кедрового ореха.
Да и упросил его взять меня в тайгу на сбор каких-нибудь трав.
Дело было весной. Травка уже стала потихоньку осваивать газоны, а одуванчики повсеместно хозяйничали на вытоптанных площадках земли.
В это время на влажных участках леса под лучами тёплого весеннего солнца появляется первейшее и наиполезнейшее растение: черемша.
Имеются и другие названия: колба, медвежий лук.
Когда листья этого многолетника массово появляются над поверхностью лесной подстилки, граждане, не обремененные домашними заботами, группами или  поодиночке устремляются в лес, где собирают черемшу охапками. Кто-то на продажу, кто-то собирает себе, а затем  угощает знакомых и родственников.
Это самая первая зелень на столе горожан после долгой зимы.
Её режут в салаты, добавляют в окрошку, солят и маринуют  впрок.
Визитная карточка черемши – это немного островатый вкус и сильный чесночный запах.
Порой такой резкий, что отведавший блюдо из неё определяется в общественном транспорте и присутственных местах без проблем.
Отчего в награду ему достаётся не один косой взгляд и ворчание: «вот нажрался».
Мы с Андреем медленно, но верно продвигались по лесу, вдыхая необыкновенно свежий и чистый воздух. Он впереди, как проводник, я чуть поодаль сзади.
Как вдруг, не доходя метров шести, до какого-то муравейника, он резко остановился и даже присел на мгновенье.
Осторожно ступая, словно кошка и озираясь по сторонам, он приблизился ко мне, и, взяв за рукав куртки, тихо прошептал в ухо:
-«Валим» отсюда, только тихо, чтобы ветка не хрустнула. "Он" где-то здесь.
Я не стал задавать  Андрюхе лишних вопросов: кто это "он", и почему его испугал так этот холмик на поляне?
Но когда мы оказались достаточно далеко от этого места и остановились, чтобы перевести дух и вытереть пот со лба, я не выдержал:
-Мы от лося бежали или от кабана?
-От самого "хозяина". Ты видел, какую он кучу «навалил», слон позавидует. Андрей закурил, и держа в трясущихся руках сигарету, продолжил.
-Весной медведь выходит после спячки. И его тоже, понимаешь,  на травку тянет. После того, как всю зиму лапу сосал, эта черемша ему халвой кажется. А заодно и пищеварительный тракт очищает.
Представляешь, куча была совсем свежая. Может он где-нибудь в кустах ещё «подтирался газетой».
Вот так мы сходили за черемшой: вернулись с пустыми рюкзаками домой, но с массой впечатлений.
Кто-то скажет: «да, не удачно сходили», но это как сказать.