Дом детства

Диана Лобань
Дом детства.

Памяти моих любимых бабушки и дедушки.

 У каждого из нас есть свое, особое воспоминание из детства.
Бывает, услышишь мелодию или песню, и вдруг вспомнишь себя маленькой девочкой с косичками, радостно распевающей эту же песню на качелях. Или попробовав новый сорт мороженого, неожиданно узнаешь вкус из детства, и перед глазами сразу пронесется вихрь воспоминаний. И ты улыбнешься или наоборот, немного взгрустнешь.
Для меня такая частичка детства – это запах тополей. Особенно, когда после проливного дождя или грозы распахнешь окно или выйдешь на улицу, и в нос ударит свежий, чуть терпкий тополиный запах…

.. Сколько себя помню, каждое лето я проводила у бабушки с дедушкой в Прокопьевске. Это шахтерский город в Кемеровской области, бывший когда-то давно селом Монастырским. Бабушка и дедушка жили в небольшом двухэтажном доме, где было два подъезда и десять квартир.  Во дворе, вместо детской площадки, были высокие, подпиравшие небо, тополя и множество погребов. Между подъездами стояла желтая скамейка, а напротив нее, обложенные белыми кирпичами, три большие клумбы. Кусты желтых роз, сирень, ландыши, незабудки – и все это цветет и сладко пахнет. 
Дома у бабули и дедули всегда было очень уютно. Даже сам запах был таким родным и повторюсь, уютным, что чувство теплоты и надежности охватывало сразу, едва я переступала порог.  Одно время с бабушкой жила семья моей любимой тети Оли. Она сама, ее муж, мой дядя Сережа и их дети – Илюшка и Танюшка.  Правда, все вместе они жили недолго – когда родилась Таня, они переехали в другую часть города, в новую квартиру, но Илюшка жил с бабушкой до тех пор, пока не пришла пора идти в школу. Да и потом, на все каникулы, они с Таней перебирались к бабушке и дедушке. На самом деле, есть такие люди, одно присутствие которых создает уют и чувство счастья. Вот так было в доме бабушки и дедушки. Там всегда было удивительное ощущение семьи.
Помните, популярную когда-то песню Анжелики Варум «Городок»:

Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости, милый дом.
Где рождение справляют,
И, навеки провожают всем двором.

Вот так было и у нас.
Все обитатели дома знали друг друга, дружили. И у нас была своя веселая компания, которой мы носились по местным дворам, играя в «Казаки-разбойники», играли в прятки. А как было здорово прятаться между погребами или за толстыми стволами тополей. Никакая, самая лучшая детская площадка, не могла бы дать такой простор для детского творчества и воображения!
Хотя, детский городок, конечно, был и совсем рядом. Надо было пройти вверх по улице, миновав два дома и выйти на небольшую площадь перед музыкальной школой. Там стоял белый фонтан и деревянный городок с качелями и горками. Мы часто ходили туда с моей подругой Ольгой и младшим братом Ильей.  В особенно жаркие дни братишка все норовил подобраться ближе к фонтану, и мы с Ольгой нередко приходили домой в промокшей одежде. Хотя, что скрывать, иногда Илюшка был просто предлогом, что бы намочить руки  в фонтане или постоять под разлетающимися в разные стороны брызгами!
По вечерам папы и дедушки собирались в гаражах через дорогу, что бы сыграть в шахматы. Да-да, никакой водки или чего-то подобного. Мы шутили, что это наш местный шахматный клуб. Наш дедуля каждый вечер шел туда со своими шахматами и нередко мужчины засиживались там до самых сумерек, пока мамы и бабушки собирались на лавочке между подъездов. Чаще всего туда выходила наша бабуля и бабушка моей подруги Ольги – Мария Захаровна. Нас с Олей дольше всех не могли завести домой. Помню, в какой-то теплый летний вечер наши бабули сидели на скамейке, разговаривали и периодически спрашивали нас, не пора ли домой.  А мы с Олей, из-за кустов желтых роз, распевали песни из фильма «Гардемарины, вперед», и из «Приключений Электроника».  И это в час ночи! Правда, пели мы тихо, что бы никому не мешать, но все равно, было очень весело!
 А однажды у нас даже был свой концерт!  Мы, организованные старшими братом и сестрой Ольги и Юли – Алексеем и Катей, пели песни, рассказывали стихи, и показывали сказку «Репка». Пригласили мы всех соседей своего и соседнего, тоже не очень большого, дома. И ведь пришли почти все! До сих пор дома хранится фотография, где я, в роли Жучки, тяну репку.
С Олей мы начали переписываться очень давно! Помню, что началось все с песен. Я обещала ей прислать переписанные песни из фильма «Приключения электроника», а Оля мне из мультфильма «Кот Леопольд». Мы переписывались весь учебный год, пока я снова не приезжала к бабуле и дедуле.  Часть наших писем до сих пор хранится у меня в шкафу.
С младшим братом мы при встрече всегда сразу «вставали на уши», начиная веселиться, дурачиться. Однажды я приехала, меня на вокзале встретил дедушка, дядя Сережа и Илюшка. Мы приехали домой и едва успев пообедать, начали играть вместе с сестрой Таней. Визг и писк стояли такие, что не прошло и пяти минут, как из соседней квартиры прибежала Оля.  Она догадалась, что я уже приехала, по гвалту от наших игр.
Бабуля всегда переживала по поводу того, что я мало ем. Мой старший брат приезжал от нее, поправившись на пару размеров, а со мной дело обстояло наоборот.  Несмотря на очень вкусную бабулину стряпню, мне мало надо было, что бы наесться. Я больше была сыта счастливыми эмоциями. Как-то раз Оля пришла утром, что бы позвать меня поехать с ней и ее папой в Зенковский парк, а бабуля искренне переживая, выдала:
- Ой, я даже не знаю, как ее отпускать! Она всего три блина на завтрак съела!
Всем стало очень смешно. Олин папа все-таки уговорил бабулю отпустить меня, но фраза про три блина у нас долго была крылатой. Ольга до сих пор смеется, вспоминая об этом.
А еще было здорово, когда днем или утром начиналась гроза или дождь. Тогда мы выходили из квартир, и собирались на крыльце, под большим балконом. Если дождь начинался, когда я была дома, то Ольга заходила за мной и говорила:
- Выходи на крыльцо!
И стоять мы могли на крыльце очень долго, говоря обо всем на свете, смеясь или делясь какими-то детскими тайнами.  А после того, как заканчивалась гроза, разливался запах тополей. Сверкая необычно зелеными, чистыми от пыли зелеными листьями, особенно на фоне черного после дождя асфальта,  тополя казались просто сказочными зелеными великанами. И мы закрывали глаза и глубоко вдыхали этот запах тополей, запах безмятежного и счастливого детства. И мы были совершенно, абсолютно счастливы в такие минуты.
Когда мне было четырнадцать, умерла моя мама, и бабуля – её мама – очень поддерживала нас в тот страшный и тяжелый год. За зиму она приезжала к нам раза три, не меньше. Местом скорби было не кладбище, а опустевший без мамы дом.
Мама часто писала письма бабуле, после ее смерти писать стала я.  Под Новый Год мы с бабулей обменивались посылками. И получая посылку от бабушки, я всегда знала, что для меня там лежит сшитая ее золотыми руками ночнушка или халатик.
А поездки летом в Прокопьевск стали немного иными – в старших классах переехала с родителями в Барнаул Ольга, и видеться мы стали гораздо реже.  Зато подросли брат и сестра, и мы гуляли втроем там, где раньше гуляли с Ольгой. Вечера мы проводили, уютно усевшись в зале за просмотром сериалов или разгадыванием кроссвордов. Дедушка всегда разгадывал кроссворд до конца, а если не мог угадать какое-то слово, то сохранял газету до свежего номера, что бы посмотреть не угаданное слово. А мы с братом могли уткнуться в книги и весь вечер читать, пока сестренка смотрела сериал.  Пока мои друзья ездили в Турцию и в Египет, я приезжала на весь отпуск в дом своего детства. Лучше, чем там, я бы нигде и никогда не отдохнула, потому что там я отдыхала душой…
…  Теперь уже нет в том дворе ни клумб, ни скамейки. Убрали зачем-то забор у дома, и двор стал проходным. Никто больше не смеется с соседями и друзьями под окнами. Вместо белого фонтана, у музыкальной школы поставили большую клумбу темно-красного цвета. Не стало дедушки с бабушкой.
Прокопьевск навсегда останется любимым городом моего детства. Там живут мои любимые родные, там я подружилась с Ольгой, и мы дружим уже много лет.  Когда-нибудь, и я надеюсь, что скоро, в квартире бабушки и дедушки поселится со своей семьей брат  или сестра. И я уверена, что они будут там так же счастливы, как были бабушка и дедушка, всю жизнь прожившие душа в душу.
И каждый раз, почувствовав знакомый и родной с детства запах тополей, я закрываю глаза, и в мыслях переношусь туда, в беззаботное и счастливое детство…
...  Возможно, рассказ получился сумбурным. Но такие и воспоминания. Они приходят и накатываются на тебя одно за другим, словно теплые волны на побережье. И за ними не уследишь, не выстроишь сразу в одну цепочку. Ими просто наслаждаешься с благодарностью за то, что это было.

На фото я и моя сестренка Таня возле той самой клумбы, которую поставили вместо фонтана у музыкальной школы.