***

Всегда Буду Против
ИСТОРИЯ ШИВЫ

Шива это древний бог, такой же старый как сама человеческая цивилизация. Возможно старше. Он был первым принятым осознанным человеком космическим трюизмом: чтобы создавать, необходимо сначала разрушить.

Риг Веда, старейший религиозный текст известный человечеству, обращается к Шиве как Рудре, дикому богу, тому кто обитает в зловещих местах, как например перекрестки дорог и стреляет стрелами, которые распространяют болезни. Дары, гимны и жертвы подносились, чтобы умилостивить его. Он был настолько ужасным, что в Айтрея Брахмане советуется даже не упоминать его имя.

Однако эти тексты были написаны только около 1500 до н.э. За тысячу лет до этого изображение Шивы появилось на терракотовых печатях цивилизации равнины великой реки Синд. На них он был изображен как Пашупати, повелитель зверей, окруженный своими дикими спутниками джунглей. Он был также изображаем как йогин, мистик, сидящий в медитативной позе.

Даже до Синдской равнинной цивилизации или любой цивилизации как таковой, Шива был известен племенам как божественный шаман: дикий охотник, целитель, добрая загодочная душа, который используя секретные порошки и ритуальные пляски, мог достигать различных уровней сознания.

Шива существовал на заре пре-истории, когда обществом управлял пантеон женских божеств. Его культ слился с этим культом великой божественной матери, Шакти. Объединение не было сложным, когда люди осознали, что оба были дополняющими частями цельной истины, как мужчина и женщина, лингам и йони.

Для неортодоксальных Вратьев, которые находились за рамками традиционности, Шива был одним из них, нон-конформистом. Также как они, он отклонял социальные нормы и искал истину в другом измерении, за рамками ритуалов, общества, природы, материи. Он был первым сиддхой, первым тантриком, первым йогином. Он был Ади-Натхом, изначальным богом. Они искали его благословения когда предавались алхимии, колдовству, магии и иногда даже в скатофилических, антропофагических и некрофилических практиках. Шива был их прибежищем. Вратьи видели Шиву окруженным существами, презираемыми цивилизованным обществом: демонами, духами и гоблинами. Они пировали в образе Шивы, танцуя и выпивая с их свитой, ганами: бешеной толпой бхутов, претов, ракшасов, якшей, асуров, пишачей и ветал.

Брахманический порядок находил сложным принятие этого дикого бога. Как Брахма, они пытались победить его. Как царь-священик Дакша они презирали его. Они отказывались предлагать ему часть их яджни. Но абсолютной силой космического трюизма Шива был принят в их философии. К 500 году до н.э., когда мудрецы писали Мундака Упанишады и Шветашватара Упанишады, Шива уже стал важным божеством. Этот ритульно нечистый бог, по иронии судьбы,стал известен как Шива, благоприятный (покровительстующий).

Греки, которые пришли в Индию около 300 года до н.э., увидели в эротическом Шиве отражение их собственного бога Дионисия, сумашедшего бунтовщика, стоящего против классических божеств, окруженного своим собственным набором ганов, шайкой похотливых и крикливых сатиров. Как Шива, Дионис был богом гор, деревьев, зверей, вина, танца и театра. Он также искал спасения души в экстатических ритулах. Его культ-мистерия принял форму Орфизма, который оказал большое влияние на Христианский обряд таинства причастия.

К эре хритианства Шива покорил общественное воображение. Он больше не был ограничен лишь формой сурового Пашупаты, чьи доктрины были выдвинуты Лакулишей (200 до Р.Х.) или доктринами культов Капалика, Калмукха, Канпхата и Агхора. Поклонение Шиве перестало быть только племенным или тайным. В Индии он стал частью основного движения, манифестируя себя в различных формах от Кашмира на севере до Каньякумари на юге.

Когда Буддизм отошел от Индуисткого общества, многие из его доктрин смогли выжить внутри появившихся Шайвистских орденов. Такие цари как Кушаны, Гупты, Пандья и Чолы стали принимать духовное владычество Шивы.

Они оценили его калоритную персональность. Шайвитские эмблемы быка и павлина стали появляться на их монетах. Также они начали строить великие храмы, чтобы «одомашнить» величайший символ Шивы – лингам.

Самое ранне свидетельствл поклонения лингаму приходит из 1го века до н.э.., хотя практика может быть прослежена в городах долины Инда и в культуре аборигенов и до этого. К классическому веку около 400 н.э. эта практика стала широко распространенной. Это был самый легкий, наиболее доступный путь объединения с божественным. Это казалось более значимой альтенативой в отношении экзотических огненных жертвоприношений и ученой философии. Камень в форме лингама был самым простым постижимым образом и возможно самым ранним физическим представлением бога. Сначала ортодоксальные священники презирали неведическое поклонение фаллическим символам. Когда они наконец примерились с этой очень земной иконой, они дали ей множественные социально приемлимые метафоры. Агамы были написаны, чтобы подробно дать описание поклонения Шиве, от построения святого места до освещения идола. Вскоре они стали такими же важными как и Веды.

Примерно в это же время многие поэты начали состовлять прекрасные гимны, выражающие их восхищение Шивой, богом который соединял высокую касту брахманов и низкую касту шудр. Первым из них было Тирумураи Наянар, Тамильская разработка составленная около 700 н.э. В этих стихах кастовая иерархия, которая управляла Индусским обществом в течение веков впервые была подвергнута нападкам. Шива был выведен из священнического заключения и возвращен людям. Этот «Шайва-сиддханта» принцип Шивы, обозначил начало бхакти революции, когда религия отошла от стерильного ритуализма и самовыразилась через бхаджаны и киртаны. Шива перестал быть далеким наводящим ужас богом; он был повелителем масс, распевая и танцуя вместе с ними в экстазе.

Под предводительством различных бхакт возникли многие Шиваитские школы: Кашмирский Шиваизм, Васугупта (800 н.э.) и каранатики Лингаятизм, Басаванна (1200 н.э.). Некоторые были эзотериками, другие эгалитаристами (поборниками равноправия), все пытались объяснить Вечную Истину обычному человеку через образ Шивы.

Шиваизм широко распространился и за пределы Индии. Вместе с Тамильскими торговцами его священные знания достигли Суварнабхуми, золотых островов в Юго-Восточной Азии. В Шиве, или Сиве как предпочитают называть его, местное население увидело их верховного почтенного учителя – Батара Гуру. Истории о нем были высечены на стенах многих изысканных храмов как например Анкор Ват, построенный царями кхмеров в Камбодже. Он был богом востока, дарователь риса и удачи, хранитель времени, повелитель судьбы, который проживал на верхушках горных пиков со своей супругой Умой.

Так как Шива становился все более и более доступным, возникало желание узнать о нем побольше, говоря человеческим языком. Барды едва справлялись с заявками и вскоре местные сказки и истории были адаптированы, изданы и встроены в Шиваитские знания. Все они были вскоре занесены в летописи и различные Пураны между 5м и 12м столетиями. Шива даже появляется в более поздних вариантах такого популярного эпоса как Махабхарата и Рамаяна. В это же время, эти рассказы которые были довольно занимательными и вдохновляющими, не говоря о непристойности и колоритности, были поставлены драматургами. Великий Калидаса написал Кумарасамбхаву, зачатие Картикеи, около 4 века н.э. Людям понравилось. Боги спутились к людям.

Шива вскоре стал вдохновением для театра, драмы и танца. Он стал любимой иконой художников и скульпторов. Он был адаптированной манифестацией божественного. Не удивительно, что многие народные божества такие как Кхандоба в Деккане и Айяппа на юге стали восприниматься как местные манифестации Шивы и и были вскоре вобраны в Шиваитское направление. Даже Шанкарачарья, реформатор Ведантистской философии в 8 м веке н.э рассматривал Шиву как персонификацию божественности, личностную репрезентацию безличного таинства, Сагуна Брахман.

Вишну, любимец Брахманического ордена, дополнял Шиву. Он был солярным богом, спасителем, конформистом. Неистовая неприязнь между Вайшнавами и Шиваитами долго документировалась в мифах и истории. Но такое сектанство было простым продуктом невежества, эгоизма и иллюзий. Мудрые всегда знали что оба, Хари и Хара, были разными выражениями одной и той же божественности.

Шиваизм повстречался с величайшей угрозой, когда Индия стала управляться последователями Мохаммеда. Мусульманские учителя Индии искренне верили что слава бога не может быть заключенна в изображении: любая попытка сделать так считалась богохульством. Эта вера привела их к разрушению множества Шиваитских святынь, таких как храмы в Сомнатхе и Каши.

Но Шива пережил осквернение его святынь. По сей день он захватывает наше воображение, волнует, вдохновляет и наполняет нас благоговейным страхом, так же как это происходило 5000 лет назад.

История Шиваизма говорит нам, что реализация Шивы достигается различными способами: от примитивного племенного шаманизма через еретические сборища и до изощренных брахманических философий. Это не удивительно, так как Шива никогда не был приходским божеством; он - космическое существо, святой грааль в духовных поисках свободы и экстаза.

СУЩНОСТЬ ШИВЫ

Шива является важным богом индуистского пантеона. Ему поклоняются 5000 лет и он все также популярен.

Все Шива-бхакты поклоняются одному и тому же лингаму, читают одни и те же мантры, устраивают одинаковые пуджи, но для разных людей он представляет разные вещи - от простого до возвышенного.

ШИВА-ПРЕВОСХОДЯЩИЙ

Шива обозначает того кто является благоприятным. Однако, все что касается его кажется неприятным: он обитает в пустынных горах, темных пещерах и густых лесах. Он танцует на погребальных процессиях, гремит в барабаны и колокольчики, носит шкуры зверей, если вообще одевает хоть что-нибудь, он натирает себя пеплом, носит черепа, пьет яды, курит наркотики, наслаждается кампанией духов, призраков и гоблинов, требуя почитания в темную половину лунного месяца.

Шива, таким образом, превосходит дуальность хорошо-плохо, правильный-неправильный, святой-грешный, благоприятный-неблагоприятный. Шива находится над всем этим, любя все это.

ШИВА- ПОСТИЖИМЫЙ

Несмотря на его внушительный космический статус, Шива представляется простым, несложным богом – непритязательным, простодушным, свободным. Его домашняя жизнь отражает земное существование, которое делает его привлекательным. В своем небесном жилище он живет как и его преданные: любя свою жену, иногда ругаясь с ней, играя со своими детьми, поя и танцуя со своими ганами, делясь чилумом с друзьями.

Он такой бог с которым многие могут себя идентифицировать, почувствовать близость. Таким образом он очень близок к людям, он их опекун, друг, отец, божественный ответ на человеческие вопросы.

ШИВА-АСКЕТ

Шива отказывается быть частью мира. Он отказывается жениться и иметь детей. Он сидит в пещерах или на вершинах гор и наблюдает за миром, кружащемся вокруг него как карусель: изменчивым, трансформирующимся, повторяющимся, неустойчивым как мираж, майя, скучный и предсказуемый как игра, лила. Он не старается контролировать или изменить его. Он просто позволяет ему быть. Он даже курит наркотические вещества и уходит в мир видений. Он управляет своими чувствами, отрицает все искушения. Он находится в состоянии вечной невозмутимости.

ШИВА-ДОМОХОЗЯИН

Жизнь – это серия компромиссов и конфронтаций: между идеализмом и реальностью, свободой и безопасностью, привязанностью и освобождением. Отношения Шивы с Вишну и Парвати являются символами этих компромиссов. Превосходить жизнь, отрекаться от общества в поисках освобождения и свободы – это хорошо, но также не хорошо оставаться без выполнения биологических функций или социальных обязательств. Отшельник может быть легко воспринят как сбежавший, если он увиливает от роли домохозяина.

Парвати является манифестацией Божественной Матери, персонификацией всех причин и энергий, всего от чего Шива отошел. Но с помощью бога любви Камы она искушает Шиву и обеспечивает его участие в цикле жизни. Она превращает его в домохозяина, создавая ему дом и вынуждая его быть частью семьи.

Вишну - поддержатель социального порядка, дхармы. Иногда как друг и иногда как обворожительная Мохини, он наблюдает что Шива выполняет его роль во вселенной, прежде чем превзойти все этого.

ШИВА-МИЛОСТИВЫЙ

Шива – это такой бог, которого легко оставить довольным. Листья бетеля или цветы датура поднесенные на лингам даже случайно могут привести к его вечной милости. Он – дарователь счастья, щедрый на дары и благославления. Он убирает всю печаль, страдание, боль. Он ведет свего преданного к вечному блаженству.

ШИВА-ОХРАНИТЕЛЬ

Шива наблюдает за всем мирозданием. Он также охраняет поселения от злобных сил. Он владыка боевых искусств, тот кто дарует оружие воинам. Он устрашающий рыцарь одновременно пленительный и пугающий, жестокий и милостивый. Он спаситель, который убирает все губительные влияния из жизни каждого.

ШИВА-УЧИТЕЛЬ

Шива – источник всей мудрости. Знания которые он передает помогают человеку жить более богатой и наполненной жизнью. Он повелитель театрального искусства, рукоделия, боевых искусств, литературы, науки, мистики и философии. Он обучает человека секретам трав, мастерству охоты, земледелию и садоводству.

ШИВА-БУНТОВЩИК

Шива – мятежник, который противостоит ортодоксальности. Он – нонконформист, прибежище всех аутсайдеров, индивидуальностей, которые чувствуют себя отчужденными в традиционном обществе. Он повелитель демонов, якшей, асуров, данавов, ракшасов, всех существ считающихся злом в обществе просто потому, что их природа не соответствует потребностям цивилизации.

ШИВА-МУЖЧИНА

Шива символизирует мужской космический аспект. Он космический муж в вечном союзе с космической женщиной. Таким образом он – бог отец, дополняющий богиню мать. Если он – семя, она – поле; если он – небо, она – земля; если он – неподвижность, она – движение; если он – ось, она – колесо; если он – лингам, она – йони. Они объеденены вместе, две половины одного целого.

ШИВА-РАЗРУШИТЕЛЬ

Брахма создает мир, Вишну поддерживает его и Шива разрушает. Вместе эта священная триада обеспечивает вращение колеса жизни. Шива принимает все что есть отвратительное, нечистое, грязное, отрицаемое; он разрушает взаимосвязь между всем этим и подготавливает к перерождению. Таким образом он обновляющий, регенерирующий, трансформирующий.

Он также разрушает гордыню и напыщенность своей простотой. Он разрушает все предрассудки и излишнюю щепитильность своим неортодоксальным способом жизни. На более тонком уровне Шива – разрушитель кармы, эго и привязанности, которые захватывают человека в ловушку самсары.

ШИВА-ДУША

Шива является вселенским духом, незатрагиваемым материальными изменениями. Он стоит за половыми различиями, пространством и временем, все же наполняя целый космос. Он – энергия жизни, источник всех вещей и их конечное предназначение. Он есть сад-читта-ананда: абсолютная истина, чистое сознание, вечное блаженство. Союз с ним является конечной целью всех живых существ.

ШИВА-БОЖЕСТВЕННОСТЬ

Шива – это наивысшие бытие. Он обладает пятью аспектами представляющими созидание, сохранение, разрушение, забвение и милость. Он обладает восьмью формами представляющими душу, солнце, луну и элементы земля, огонь, вода, воздух и эфир. Он – тотальность всех манифестаций, значение всего существования.

Он ожидающая бездонная мистерия, как и жизнь. Постичь его – значит понять последнюю реальность, управляющую мирозданием: вечную абсолютную Истину, санатана дхарму.

Каждый преданный подносит ему приветствие: « Ом намаах Шивайя!».

PS

Очень внимательно см. рисунок к статье,
Шива в аспекте - А-кулы (ниргуны, непроявленный, чёрный, снизу),
и Шива-Рудра в аспекте Каулы (сагуны, проявленного, белый, сверху) ...

... между ними соб-но __ - сама Сансара-МА.