Полтора миллиона христопродавцев

Андрей Маркин
В минувшие выходные в Новосибирске состоялся митинг против показа оперы «Тангейзер», постановку которой в версии режиссёра Тимофея Кулябина часть верующих сочла оскорбляющими их чувства (в постановке Христос появляется в обществе Венеры, которая пытается его соблазнить). Собрало «молитвенное стояние», по разным данным, от одной до двух тысяч человек. И это несмотря на то, что митрополит новосибирский Тихон на проповеди приравнял тех, кто не придёт на митинг, к христопродавцам. По логике митрополита полтора миллиона новосибирцев, оставшихся в воскресенье дома, стали христопродавцами.

Оставим логику священника на его совести. Тем более, что далеко не все служители русской православной церкви разделяют его мнение. Например, известный православный публицист диакон Кураев считает, что часовое топтание на абсолютно безопасном провластном митинге кощунственно даже сравнивать с мучениями Христа на кресте.

«Не слишком ли дешевый рецепт спасения (и погибели) Вы предложили? Владыка, ну не путайте вы ваши мелкие капризные миражи и обидки с Крестом Спасителя. Хотите действительно быть с Крестом — продайте свой шикарный загородный особняк и раздайте бедным», - советует богослов к митрополиту.

Между тем суд города Новосибирска прекратил производство по административной статье «Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение». Опера «Тангейзер» продолжает идти на сцене новосибирского театра. Четыре последних спектакля посетило свыше семи тысяч зрителей. 48 тысяч подписали петицию в поддержку спектакля.

Бороться с произведениями искусства церковникам не впервой. Не далее как в начале ХХ века от церкви был отлучён русский писатель Лев Толстой. Мракобесие возвращается. 

Что можно сказать в этой ситуации? Богу богово, а кесарю — кесарево. Гражданскому обществу целесообразно заключить с «православным Талибаном» полюбовное соглашение. Общество не лезет в церковь и не интересуется, в какое место верующие целуют друг друга во время службы, соблюдают ли при этом санитарно-гигиенические нормы и правила, платят ли налоги и т.д. А православные фундаменталисты не лезут в светскую жизнь и не ходят на спектакли и выставки, если те оскорбляют их чувства.

Насаждать религиозные взгляды в светском обществе так же нелепо, как проповедовать атеизм в церкви. А то, чего доброго, и «Сказку о попе и работнике его Балде» объявят антиклерикальной и потребуют изъять из школьной программы. Вот анекдот-то будет.

P.S. Через неделю после описываемых событий в Новосибирске прошёл митинг в поддержку свободы творчества. Он собрал 2,5 тысячи горожан.