Бывают странные сближенья

Виктор Притула
В одном из интервью Александр Кабаков назвал Василия Аксенова «нашим советским Керуаком».  Сравнение очень точное, но применимое только к ранней прозе Аксенова времен катаевской «Юности», и только к параллелям с ранней прозой Керуака.
Удивительно другое. Ранний Аксенов никак не мог знать книги раннего Керуака, уже хотя бы потому, что к началу писательства американца,  мальчик Вася  был школьником младших классов.
Да и позднее, когда Аксенов начал активно публиковаться в «Юности» и других журналах, вряд ли он читал Керуака.
Первые переведенные на русский язык книги Керуака пришли  к нам в конце 90-х начале 2000-х, когда Аксенов уже покинул Америку и жил попеременно в Париже или в Москве.
Однако, читая роман Керуака «Море – мой брат» ( «Азбука», 2015 г) невольно начинаешь вспоминать аксеновские «Звездный билет», «Апельсины из Марокко»  и  «Пора, мой друг, пора»…
«Море – мой брат» -  первая в творчестве Джека Керуака книга, которая пришла к американскому,  а вслед за ним и к русскому читателю (надо отдать должное оперативности издательства «Азбука») спустя более полувека со времени ее создания. Роман был написан Керуаком в конце сороковых и вероятно сам автор не счел нужным его издавать. Началом творчества Керуака принято считать даже не дебютный роман «Городок и город» , а знаменитую и ставшую  настольной книгой поколения битников «В дороге».
Аксеновские герои никоим образом к битничеству касательства не имели. Но им был свойствен дух странничества в поисках своего места в жизни. Герои раннего романа «Море – мой брат» Керуака  Уэсли и Билл – автобиографичны, причем в каждом – какая-то часть писателя. Аксенов в этом отношении старался свое  «альтер эго» выразить лишь в одном из персонажей.
Вышедший после громкого успеха « В дороге» травелог Керуака «Одинокий странник», изданный под одной обложкой  с романом «Море - мой брат», опять же вызывает определенные ассоциации с американскими путевыми заметками «В поисках грустного бэби» Василия Аксенова.
Правда в отличие от аксеновской книги «Одинокий странник» - настоящий гимн бродяжничеству, которое Керуак рассматривает не столько как социальное явление, а скорее как паломничество к познанию мира и своего места в нем. Это автобиографическая книга, главный герой которой - пути-дороги Джека Керука,  его встречи с прекрасным.  Этот прекрасный мир писатель сумел увидеть,  как в обыденных, ничем не примечательных местах и ситуациях, так и в памятниках культуры, тонким ценителем которых он предстает в своих путевых заметках.
Серия «Другие голоса», которую  издательство «Азбука» открыло «неизвестным Джеком Керуаком», продолжилась «неизвестным Генри Миллером». В сборнике «Замри как колибри» король литературных скандалов, которого в свое время обвиняли чуть не в порнографии, Генри Миллер предстает как замечательный эссеист. Он точными мазками способен создать литературные портреты столь разных  авторов  как Торо, Уитмен, Ионеско и Шервуд Андерсон, он может, как философ  рассуждать об экономической и моральной сторонах денег, о восточной философии, о природе художественного творчества и о многом другом. Словом о том, чему  герои его эпатажных романов  не придавали никакого значения.