Камни хошена-самоцветы древнего Египта

Моиси Гликман
Часть первая.
М.Л. Гликман,  Израиль                29.03.2015

          При изучении вопроса "камни наперсника Первосвященника " постоянно сталкиваемся с доминантой перевода   Семидесяти (LXX), его влиянием на все последующие переводы и комментарии соответствующих разделов  Святого Писания.
       В интернете на сайте http://studybible.info/compare/Exodus  представлено 80 переводов  Книги Исход  и, в том числе, названий двенадцати камней  хошена на разных языках мира.  При  простом  арифметическом подсчете получили нижеследующее распределение минералогических эквивалентных названий  ( в скобках - количество случаев) :
   Одем   - сард (58), рубин (13) , карнеол (8),  красный кварц (1)
   Питда  - топаз (75),  изумруд (3),  перидот + хризолит (2)
   Барекет- изумруд (50),  берилл (3), хризолит (3),  карбункул (24)
   Нофех -  карбункул (28), антракс (4),  гранат (1),  рубин (12), изумруд  (23),   бирюза (6), малахит (2),  гиацинт (1)
   Сапир – сапфир (80)
   Яhалом – алмаз (52) , яшма (16),  изумруд (4),  хризолит (2),  оникс(2),  лунный камень     (1),  хрусталь (2),  александрит (1)
   Лешем – лигурион (лигуре) (30 ),  гиацинт (27),  опал (15),  топаз (3),  рубин (1),  яхонт (1),  бирюза (1), янтарь (2)
   Шво  - агат (76) , бирюза  (4)
   Ахлама -  аметист (79),   гематит (1)
   Таршиш  - хризолит (37),    берилл (21),   бирюза (10),  топаз (3),   таршиш  (9)
   Шоhам  - оникс (69),   берилл (7), и  сардоникс (4)
   Яшфе – яшма (65), берилл(9),  оникс (5), серый кварц (1).
        Именно   набор  камней  из LXX , ставший  в какой-то  смысле традиционным, обсуждался и обсуждается в литературе  (  В.Бобылев,  2005;   А. Кривошеев,  2007;      M. Bokobza, 2010;  St. Kobeilus , 2012  и др).  В  2013 году в Мюнхене прошла выставка      " В  золотой оправе. Драгоценные камни веры и церкви", на которой  были представлены  соборные и  церковные  сокровища , в " оформлении которых обязательно присутствовали  12  драгоценных камней ,упоминаемых …Исх.  28, 17-20 и Иез. 28, 13. Образцы этих камней также были  на выставке ". (http://www.bogoslov.ru/text/3585139/index.html )
       В  последние  годы наметилась тенденция проведения  анализа  с поправкой на время, т.е. историческая геммология в действии.  Так профессор Университета в Толедо (США)  J.A.Harrell   (2007, 2009, 2010 и др)  опубликовал серию статей, посвященных минералогии древнего  Египта с описанием   месторождений   и времени их разработок.  В  статье  "Old Testament Gemstones : A Philological, Geological, and Archaeological Assessment of the Septuagint " (2011)  он сумел доказать, что определенная часть камней, упомянутых в переводе Семидесяти , стали использоваться  в Египте  только  во времена  Птолемеев  или  в Греко-Римский период, и не ранее.  Чтобы выразить частоту использования того или  иного камня автор ввел две оценки :  rare (r)  и common (c) , разбив  археологический  материал  по  временным  периодам  Pre-Hellenistic  (1000 – 330 B.C.)  и Hellenistic  ( 330 – 30 B.C.).  В статье  также приведено  и  авторское видение  значений греческих названий минералов, перечисленных  в  LXX . Для иллюстрации выпишем полученные им результаты,  чуть изменив  порядок повествования:
  Одем – сардион - карнеол или сард  (" c" and " c" , т.е. одинаковая частота в обоих временных периодах) , но м.б.  и красная яшма
  Питда - топазион  - перидот  (  "r" и только во втором периоде)
  Барекет –  смарагдос – предположительно бирюза  ("с" и "с") , возможно и малахит  ( "-" в обоих периодах, чаще использовался,  как краска для  век)
  Нофех  -  антракс – красный гранат ("r", "c" )
  Сапир – сапфейрос  -  ляпис –лазурь  ( "с", "r")
  Яhадом – яспис –   амазонит ( "с", "r") или зеленый микрокристаллический кварц
  Лешем – лигурион-  янтарь ( "r", "r")
  Шво – агатис- агат  ("r", "r")
  Ахлама – аметистос – аметист ( "r", "c")
  Таршиш - хритзолитос – предположительно желтоватый халцедон ( редко)
  Шоhам – бериллион -  предположительно аквамарин ( этот камень и изумруд стали использовать  только в первом  веке до н.э. )
  Яшфе – онихион – оникс ("-", "с"), сардоникс  ("r", "c")
   J.A. Harrell  в статье  указал  на   ошибочную идентификацию самоцветов  первого столетия до н.э. , встречающуюся в литературе. Так  голубовато-белый халцедон называют лунным камнем, зеленый халцедон – нефритом или жадеитом, бледно окрашенный аметист – розовым кварцем,  цитрин   (в Египте  редко использовали  и только  с первого века до н.э.) - топазом, желтым сапфиром, цирконием (или гиацинтом) , зеленое стекло  - перидот,  гранат – шпинель или рубин. Из ювелирных корундов  только сапфир , согласно материалам разбираемой публикации , появился в Египте  ( с отметкой  "rare") в первом веке до н.э.
    Итак, в перевод  Семидесяти ( III век до н.э.)  вошли самые популярные  на   то время   самоцветы. Часть   из них  вообще не использовалась ювелирами Египта в предыдущих веках,  и это  ставит под сомнение обобщающую роль перевода   LXX  и подтверждает  предположение, которое   выдвинул  Дж. Кунц  (1913, цит. по  1996) , что  наперсников Первосвященника   было несколько :  "нагрудный знак времен Моисея "  и  Второго Храма.  Вот соответствующие  списки камней (по Дж. Кунцу,  1996, стр.227):
 Красная яшма                Карнеол
 Светло-зеленый серпентин                Перидот
 Зеленый полевой шпат(амазонит – М.Г.)                Изумруд
 Миндальный гранат                Рубин
 Ляпис -лазурь                Ляпис -лазурь
 Коричневый агат                Сапфир или гиацинт
 Окаймленный агат                Окаймленный агат
 Аметист                Аметист
 Желтая яшма                Топаз
 Малахит                Берилл
 Зеленая яшма или нефрит                Зеленая яшма, нефрит

   И здесь есть место для критики, но для нас важно подтверждение  идеи , что семьдесят два  старца создали свой список камней хошена,  отличный от изделия  сотворенного  в пустыне умельцами Бецалеля .
    Сколько же было  наперсников Первосвященника – один, два, три или больше? В Торе описано изготовление  только одного. Но историки предполагают, что алчность захватчиков  и разрушителей  Храма не могла пройти мимо этого  ювелирного изделия из золота и драгоценных камней.  Не считая римлян, Храм грабили дважды : египтяне после смерти  царя Соломона  и   вавилонцы  с Навуходоносором  в У1 веке до   н.э.. Если допустить, что каждый раз еврейские золотых дел мастера  заново  создавали хошен, то во времена Птолемея  II  Филадельфа  (285 – 247 гг. до н.э.) старцы описывали копию (реплику), и именно ее  могли видеть  Иосиф Флавий и Иоанн Богослов . Артур  Конан Дойл  в своем рассказе "Иудейский наперсник "  также описывает  "восстановленный " хошен.
   В Торе написано, что евреи вышли из Египта,  прихватив некоторое количество драгоценностей в счет заработной платы за свой рабский труд.  В дальнейшем часть ценностей была пожертвована на строительство Мишкана  и создание Храмовой утвари, в том числе и одежд Первосвященника.  Вожди принесли камни шоhам и камни наполнения.
    Мало кто из специалистов по истории Египта и Ближнего Востока оспорит  тот  факт, что   Исход евреев из Египта   произошел  во время  правления  одного  из фараонов  Нового Царства ( 1544-1153 годы до н.э.). Странное совпадение , что  именно  с  ХУ  века до н.э.  в Месопотамии,  в Египте  и в Микенах    начали вырезать   ( глиптика - инталии) на микрокристаллических кварцах . Dora Vassilicou (2000) в своей книге " Mycenaean signet rings"   пишет: "… the  first seal-cutting workshops were established on the mainland as late as about 1450 B.C."( cтр. 10). Эта дата фигурирует и в других работах по истории глиптики. (см статью  " Камень шоhaм  из земли Хавила . Вместо эпилога").  А чуть  позднее  и цветное стекло  стало цениться  у  фараонов  почти в равной степени с самоцветами .   Вообще,  в древнем Египте  существовал культ камня,  как для украшений, так и для многочисленных амулетов.
  Версия:  на создание   хошена   Бецалел   использовал в основном  те же  материалы , что и  ювелиры –египтяне, а также их технологии.  Теперь нам  предстояло   изучить публикации   о лексикографии названий минералов , нашедших свое применение  в Египте  во времена Нового Царства ( не забывая археологические отчеты  о находках,  датируемых этим   периодом ) . Безусловно,  список  самоцветов,  которых добывали в самом Египте,  пополнялся привозными материалами, имевшими свои исходные названия.  Происходила  интеграция, создавался общий  лексикон, облегчавший торговые сделки. Возможно, что двенадцать названий на иврите – это  сборная   минералогическая лексика  времен  Исхода .
  Отчет о проделанной работе в следующей  части.