Часть первая.
М.Л. Гликман, Израиль 29.03.2015
При изучении вопроса "камни наперсника Первосвященника " постоянно сталкиваемся с доминантой перевода Семидесяти (LXX), его влиянием на все последующие переводы и комментарии соответствующих разделов Святого Писания.
В интернете на сайте http://studybible.info/compare/Exodus представлено 80 переводов Книги Исход и, в том числе, названий двенадцати камней хошена на разных языках мира. При простом арифметическом подсчете получили нижеследующее распределение минералогических эквивалентных названий ( в скобках - количество случаев) :
Одем - сард (58), рубин (13) , карнеол (8), красный кварц (1)
Питда - топаз (75), изумруд (3), перидот + хризолит (2)
Барекет- изумруд (50), берилл (3), хризолит (3), карбункул (24)
Нофех - карбункул (28), антракс (4), гранат (1), рубин (12), изумруд (23), бирюза (6), малахит (2), гиацинт (1)
Сапир – сапфир (80)
Яhалом – алмаз (52) , яшма (16), изумруд (4), хризолит (2), оникс(2), лунный камень (1), хрусталь (2), александрит (1)
Лешем – лигурион (лигуре) (30 ), гиацинт (27), опал (15), топаз (3), рубин (1), яхонт (1), бирюза (1), янтарь (2)
Шво - агат (76) , бирюза (4)
Ахлама - аметист (79), гематит (1)
Таршиш - хризолит (37), берилл (21), бирюза (10), топаз (3), таршиш (9)
Шоhам - оникс (69), берилл (7), и сардоникс (4)
Яшфе – яшма (65), берилл(9), оникс (5), серый кварц (1).
Именно набор камней из LXX , ставший в какой-то смысле традиционным, обсуждался и обсуждается в литературе ( В.Бобылев, 2005; А. Кривошеев, 2007; M. Bokobza, 2010; St. Kobeilus , 2012 и др). В 2013 году в Мюнхене прошла выставка " В золотой оправе. Драгоценные камни веры и церкви", на которой были представлены соборные и церковные сокровища , в " оформлении которых обязательно присутствовали 12 драгоценных камней ,упоминаемых …Исх. 28, 17-20 и Иез. 28, 13. Образцы этих камней также были на выставке ". (http://www.bogoslov.ru/text/3585139/index.html )
В последние годы наметилась тенденция проведения анализа с поправкой на время, т.е. историческая геммология в действии. Так профессор Университета в Толедо (США) J.A.Harrell (2007, 2009, 2010 и др) опубликовал серию статей, посвященных минералогии древнего Египта с описанием месторождений и времени их разработок. В статье "Old Testament Gemstones : A Philological, Geological, and Archaeological Assessment of the Septuagint " (2011) он сумел доказать, что определенная часть камней, упомянутых в переводе Семидесяти , стали использоваться в Египте только во времена Птолемеев или в Греко-Римский период, и не ранее. Чтобы выразить частоту использования того или иного камня автор ввел две оценки : rare (r) и common (c) , разбив археологический материал по временным периодам Pre-Hellenistic (1000 – 330 B.C.) и Hellenistic ( 330 – 30 B.C.). В статье также приведено и авторское видение значений греческих названий минералов, перечисленных в LXX . Для иллюстрации выпишем полученные им результаты, чуть изменив порядок повествования:
Одем – сардион - карнеол или сард (" c" and " c" , т.е. одинаковая частота в обоих временных периодах) , но м.б. и красная яшма
Питда - топазион - перидот ( "r" и только во втором периоде)
Барекет – смарагдос – предположительно бирюза ("с" и "с") , возможно и малахит ( "-" в обоих периодах, чаще использовался, как краска для век)
Нофех - антракс – красный гранат ("r", "c" )
Сапир – сапфейрос - ляпис –лазурь ( "с", "r")
Яhадом – яспис – амазонит ( "с", "r") или зеленый микрокристаллический кварц
Лешем – лигурион- янтарь ( "r", "r")
Шво – агатис- агат ("r", "r")
Ахлама – аметистос – аметист ( "r", "c")
Таршиш - хритзолитос – предположительно желтоватый халцедон ( редко)
Шоhам – бериллион - предположительно аквамарин ( этот камень и изумруд стали использовать только в первом веке до н.э. )
Яшфе – онихион – оникс ("-", "с"), сардоникс ("r", "c")
J.A. Harrell в статье указал на ошибочную идентификацию самоцветов первого столетия до н.э. , встречающуюся в литературе. Так голубовато-белый халцедон называют лунным камнем, зеленый халцедон – нефритом или жадеитом, бледно окрашенный аметист – розовым кварцем, цитрин (в Египте редко использовали и только с первого века до н.э.) - топазом, желтым сапфиром, цирконием (или гиацинтом) , зеленое стекло - перидот, гранат – шпинель или рубин. Из ювелирных корундов только сапфир , согласно материалам разбираемой публикации , появился в Египте ( с отметкой "rare") в первом веке до н.э.
Итак, в перевод Семидесяти ( III век до н.э.) вошли самые популярные на то время самоцветы. Часть из них вообще не использовалась ювелирами Египта в предыдущих веках, и это ставит под сомнение обобщающую роль перевода LXX и подтверждает предположение, которое выдвинул Дж. Кунц (1913, цит. по 1996) , что наперсников Первосвященника было несколько : "нагрудный знак времен Моисея " и Второго Храма. Вот соответствующие списки камней (по Дж. Кунцу, 1996, стр.227):
Красная яшма Карнеол
Светло-зеленый серпентин Перидот
Зеленый полевой шпат(амазонит – М.Г.) Изумруд
Миндальный гранат Рубин
Ляпис -лазурь Ляпис -лазурь
Коричневый агат Сапфир или гиацинт
Окаймленный агат Окаймленный агат
Аметист Аметист
Желтая яшма Топаз
Малахит Берилл
Зеленая яшма или нефрит Зеленая яшма, нефрит
И здесь есть место для критики, но для нас важно подтверждение идеи , что семьдесят два старца создали свой список камней хошена, отличный от изделия сотворенного в пустыне умельцами Бецалеля .
Сколько же было наперсников Первосвященника – один, два, три или больше? В Торе описано изготовление только одного. Но историки предполагают, что алчность захватчиков и разрушителей Храма не могла пройти мимо этого ювелирного изделия из золота и драгоценных камней. Не считая римлян, Храм грабили дважды : египтяне после смерти царя Соломона и вавилонцы с Навуходоносором в У1 веке до н.э.. Если допустить, что каждый раз еврейские золотых дел мастера заново создавали хошен, то во времена Птолемея II Филадельфа (285 – 247 гг. до н.э.) старцы описывали копию (реплику), и именно ее могли видеть Иосиф Флавий и Иоанн Богослов . Артур Конан Дойл в своем рассказе "Иудейский наперсник " также описывает "восстановленный " хошен.
В Торе написано, что евреи вышли из Египта, прихватив некоторое количество драгоценностей в счет заработной платы за свой рабский труд. В дальнейшем часть ценностей была пожертвована на строительство Мишкана и создание Храмовой утвари, в том числе и одежд Первосвященника. Вожди принесли камни шоhам и камни наполнения.
Мало кто из специалистов по истории Египта и Ближнего Востока оспорит тот факт, что Исход евреев из Египта произошел во время правления одного из фараонов Нового Царства ( 1544-1153 годы до н.э.). Странное совпадение , что именно с ХУ века до н.э. в Месопотамии, в Египте и в Микенах начали вырезать ( глиптика - инталии) на микрокристаллических кварцах . Dora Vassilicou (2000) в своей книге " Mycenaean signet rings" пишет: "… the first seal-cutting workshops were established on the mainland as late as about 1450 B.C."( cтр. 10). Эта дата фигурирует и в других работах по истории глиптики. (см статью " Камень шоhaм из земли Хавила . Вместо эпилога"). А чуть позднее и цветное стекло стало цениться у фараонов почти в равной степени с самоцветами . Вообще, в древнем Египте существовал культ камня, как для украшений, так и для многочисленных амулетов.
Версия: на создание хошена Бецалел использовал в основном те же материалы , что и ювелиры –египтяне, а также их технологии. Теперь нам предстояло изучить публикации о лексикографии названий минералов , нашедших свое применение в Египте во времена Нового Царства ( не забывая археологические отчеты о находках, датируемых этим периодом ) . Безусловно, список самоцветов, которых добывали в самом Египте, пополнялся привозными материалами, имевшими свои исходные названия. Происходила интеграция, создавался общий лексикон, облегчавший торговые сделки. Возможно, что двенадцать названий на иврите – это сборная минералогическая лексика времен Исхода .
Отчет о проделанной работе в следующей части.