Историческое описание земли Войска Донского. ч. 2

Владимир Исаев 2
15. Политика Московского двора в переговорах с турками и Крымом.
Что касается российских посланников в Крыму - Караулова и Грязнова Акишева, которых разгневанный на казаков крымский хан посадил в жидовский город, то после долгих и продолжительных переговоров они были отпущены и возвратились в Россию, в 1647 году. Вместо них  же были направлены дьяк Хотунский и подьячий Степанов. Новых послов турки встретили многочисленными жалобами на казаков и политику царя. Особое недовольство у крымцев вызывал тот факт, что царь прислал казакам ратные войска, хлеб, деньги  и сукно, а также то, что казаки заперли устье Дона своими судами и не позволяют пройти кораблям с провиантом и другими товарами к Азову из Константинополя и Кафы. В результате чего в Азове начался голод. И если Государь Российский действительно желает дружить с Ислам-Гиреем, говорили крымцы послам, то пусть прикажет послать своё войско на Дон, а хан пошлёт свою рать, чтобы сообща, уничтожить всех казаков.
На все обвинения российские посланники отвечали как всегда: мол, Российский Государь никаких войск и жалования казакам не посылал и вообще, считает неприличным содержать в милости беглецов, укрывающихся на Дону от смертной казни. А если Ислам-Гирей велит своим войскам истребить всех казаков, то Государь будет этим доволен. Свои же войска царь послать не может, потому как это очень далеко, да и что толку: основная часть казаков живет в скрытных местах, - по протокам и малым речкам, где поймать их практически невозможно.
Турецкому же султану Российский Государь писал следующее: «если со стороны России и были какие-то военные действия против татар, так это всё от озлобления «украинских жителей» (здесь: приграничных жителей), которые мстили за непрерывные нападения на их жилища и за пленение их отцов, матерей и братьев. Собирались сами собою и, соединяясь с Донскими казаками, кстати, нам не послушными, нападали на татар. Но только в том намерении, чтобы освободить своих пленных родственников».
Но турецкий султан требовал полностью уничтожить казаков. На что Российский Государь отвечал: «сделать это невозможно, ибо казаки находятся на Дону по своей воле и живут кочевым обычаем. Да и люди эти в основном из других стран: литовцы, немцы, горские и запорожские черкасы, ногайцы и азовцы. А такие повеления моего не слушают».

16. Набеги казаков на приморские берега Тавриды (Крыма).
Узнав о том, что царь посылает на Дон своё войско в помощь, казаки, обрадованные этим событием, решили опять взяться за оружие: Донцам стало известно, что в это время крымцы, при поддержке ногайцев, «громили польскую украину». Т.е.знатная часть крымского войска находится далеко от своих берегов, - лучшего времени, чтобы отомстить татарам за все обиды и не представить!
Снарядив восемь стругов, в которых уместилось триста казаков, Донцы отправились к татарским улусам. По прибытию стало ясно, что азовцы уже вернулись из похода и казаки не решились нападать на береговые крымские селения.
Остановившись недалеко от урочища Тонкие Воды, казаки устроили засаду на татар, часто идущих этим путем. В результате чего, Донцы напали на отряд крымцев, шедших с пленными поляками. Татар всех порубили, отбив тридцать поляков. Здесь же, недалеко, увидели кочевавший татарский улус: полностью его разграбив, убили пятьдесят татар; пять человек взяли в плен.
Между тем, азовский Бей узнал об отсутствии казаков в Черкаском городке. Он  собрал из ближайших улусов воинов и в срочном порядке выдвинулся по Дону и степью для штурма казачьего поселения. Но уже на подходах, к своему изумлению,  был встречен солдатами и казаками. Боясь неравного боя азовцы «спешно удалились назад».
Ответом на дерзость азовского Бея был новый казачий набег, в котором участвовало 600 казаков на двадцати стругах: в районе тех же Тонких Вод, Донцы отбили 20 польских пленников, а 20 татар порубили.
Осенью, того же 1648-го года, вдохновленные успехом, казаки предприняли новый, третий, поход. На этот раз под Темрюк: на 16-ти стругах они разграбили прибрежные татарские улусы, забрав все их пожитки и захватив 50 жителей, коих там же «отдали на откуп».
Наступившая зима была относительно спокойной, не считая малого похода казаков, численностью до ста человек: под Азовом Донцы напали на кафинских турок («кафинцы» - жители г.Кафа), которые шли степью в сторону города. Но азовцы уже знали о казачьем присутствии и направили в их сторону 400 воинов. Казаки, было, вступили в бой, но превосходство азовцев было очевидно: донцы отступили, тем не менее, взяв в плен 10 кафинцев, и возвратились в Черкаский городок.
Весной 1649 года казаки вновь снарядили 10 стругов и направились к крымским берегам. Но узнав, что из Кафы выехали Российские послы (которые на данный момент находились в Константинополе),  дабы не усугублять российско-турецкие отношения, вынуждены были вернуться назад. Но на обратном пути всё-таки решили «заехать для языков на крымскую сторону»: напали там на первое попавшееся селение, близ той же  Кафы, которое полностью и разграбили: отбили 350 пленных, захваченных татарами в Польше, и со своей остальной добычей возвратились к Дону.
 А в это время азовский бей вновь решил попытаться взять Черкаский городок и решил сделать хитрый ход: подвести свои суда тайными тропами по степи как можно ближе к казачьему поселению и там, уже с Дона внезапно ударить. Но как азовцы не прятались – казаки его обнаружили и вместе с солдатами напали, захватив все суда. Бей, с остатками войска, бежал в Азов.
Столь частые нападения казаков на крымские области и их «смелое поведение» на Дону вынудили турок снабжать Азов не морским путём, а по левому берегу Азовского моря, из Темрюка. По этому поводу крымский хан писал Российскому Государю: «зачем казакам вЕлите ходить и нападать на Азов; они постоянно грабят прибрежные деревни и села, украдкой крадут, и многие из них всякие притеснения делают;  казаки полностью закрыли своими стругами  всё устье Дона и не дозволяют  морем подвозить к Азову провиант и другие вещи, поэтому мы вынуждены доставлять всё это сухим путём, неся большие издержки».

17. Намеренье Крымского хана идти на казаков войной в соединении с Запорожцами.
Крымский хан, видя всё возрастающую силу казаков, начал искать другие средства и помощь для их уничтожения. Не скрывая своих намерений, к царю, Алексею Михайловичу, он писал: «если не уймёшь своих казаков, то зимою, моё многочисленное войско с помощью турок, ногайцев и запорожских черкасов истребит их полностью».
Главную ставку хан делал на запорожцев: в то время, пользуясь разногласием между малороссийскими казаками и поляками, он заключил с первыми дружеский союз, помогая им в войне против Польши и «извлёк от запорожцев твёрдое обещание взаимной помощи против врагов Крыма».  Едва закончилась война с Польшей, хан потребовал от гетмана Хмельницкого, чтобы тот приготовился воевать с Донскими казаками: «пошли от себя сказать казакам, писал ему  хан, чтобы они унялись от поисков в областях моих. И если они захотят попросить у меня пощады - я прощу их, собственно для тебя, гетман, и стану содержать их в «приятстве». Если же не послушают, тогда я и ты понесём им войну и смерть!»
Гетман, сохраняя условия союза, в марте 1650 года, послал своих людей на Дон с письмом, в котором просил казаков соблюдать заключенный ими вечный мир с Крымским ханом. А также  соблюдать братскую казачью любовь и никаких нападений на их улусы не делать: «если не для себя, продолжал в письме он, то для церквей Божьих нам нужна дружба ханская. Примите наш дружеский совет и наше убеждение: прекратите нападения на Тавриду и Турцию. Тогда наш союз будет крепкий, иначе, за нелюбовь вашу отдадим вам нелюбовью». Также, посланцы говорили, что если казаки не прекратят свои набеги, то гетман и крымский хан разорят до основания все Донские городки и для этого «сделаны уже все приготовления». (Конечно, само письмо гетмана было довольно обширнее и изобиловало признаниями в верности и братской казацкой любви к донским казакам, но основная мысль письма Сухоруковым В.Д. передана очень точно.  - моё прим.)
Донцы, здесь же, дали свой ответ гетману: «неприлично христианину восставать на единоверцев своих в защиту бусурман. Не мешай нам истреблять старинных врагов наших. Мы всегда были с вами в братстве, но знай! - также умеем обходиться с неприятелями нашими, как и с такими друзьями».
Отправив гетманских послов с ответом, казаки в срочном порядке послали гонцов во все городки с войсковыми грамотами: укреплять поселения и оставить в них по две части защитников, остальных же направить в Черкаский городок для предстоящей битвы.
Сам же Черкаский городок обнесли земляным валом и поставили деревянные башни. Обвели около вала ров, шириной в три сажени (около 6-7 метров) и глубиной в две с половиной (примерно 5 метров). И запустили в него воду из Дона. Заключили с калмыцкими тайшами (которые в то время стояли своими улусами на Дону) оборонительный союз. Таким образом, обезопасив себя со всех сторон, казаки приготовились к сражению.

18. Сын Хмельницкого – Тимофей с пятью тысячами человек пришел к Миусу.
Через некоторое время, Донцы получили сведения о том, что сын гетмана Хмельницкого – Тимофей, с пятью тысячами запорожских казаков, остановился на реке Миус и по обоюдной договоренности с ханом  ожидает прибытия крымских татар.
Для предотвращения братоубийственной войны Донские казаки послали  знатных старшин, которые встретились с сыном гетмана и атаманом Дементием: «Донское войско знает, говорили посланники, что вы пришли сюда по соглашению с крымцами для нападения на нас. Мы присланы сюда, чтобы напомнить вам прежнюю нашу дружбу и общую службу против врагов наших. Мы хранили с вами согласие даже тогда, когда кипела война у Российского Государя с поляками. Так не годится вам дружить с бусурманами против ваших братьев и единоверцев».
Тимофей и Дементий уверяли старшин, что идут «по соглашению с крымцами» на непослушных им горских черкесов, а вовсе не на Донских казаков. Но обмолвились, что если крымский хан пошлет их на украинные города, то они обязаны исполнить его требование на основании заключенного с ним оборонительного союза.
Но старшины не верили Запорожцам, ибо уже достоверно знали от нескольких азовцев-друзей, что те идут воевать именно с Донцами. (Здесь нужно заметить, что всё это время Запорожцы были дружны с Донскими казаками и никаких конфликтов между войсками не возникало).
Через некоторое время, Тимофей получает письмо от крымского хана о том, что его войско выступить не может по причине выгоревших на их пути степей. Так, простояв на Миусе несколько недель, Запорожцы возвратились назад. Донские казаки сразу этому не поверили и отправили вслед Запорожцам наблюдательную станицу (разведчиков), которая и проводила их до самых запорожских границ.
(продолжение следует)