Записки театрала. Полёты с Ангелом. Шагал

Александр Хлупин
     В марте 2015 года Сергею Юрьевичу Юрскому исполнилось 80 лет. Маэстро отметил это событие на рабочем месте, на сцене московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой, играя спектакль «Полёты с Ангелом. Шагал». Примечателен тот факт, что Юрский не только исполняет в спектакле сразу несколько ролей, но также является его режиссёром.
     27 марта, в День театра мне посчастливилось посетить этот уникальный спектакль.  В этот вечер Юрский и его коллеги исполнили «Полёты» в пятидесятый раз.
     С творчеством Сергея Юрского в качестве актёра я, как и многие люди моего поколения познакомился благодаря кино. В первую очередь, это фильмы «Место встречи изменить нельзя» и «Любовь и голуби», в которых у Юрского были далеко не главные, но при этом весьма яркие, запоминающиеся роли.
     Несколько позже я посмотрел его более ранние работы – «Человек ниоткуда» и «Золотой телёнок». На мой взгляд, в этих фильмах Юрский в полной мере раскрылся как бесподобный трагикомедийный актёр. Роман Ильфа и Петрова «12 стульев» неоднократно экранизировался в разное время разными режиссёрами, в том числе и за рубежом. Две советские киноадаптации легендарного романа от Леонида Гайдая и Марка Захарова стали народными, несмотря на разный подход и стилистику авторов.  «Золотой телёнок» также был неоднократно экранизирован. Но в отличие от «Стульев», лишь чёрно-белая адаптация Михаила Швейцера 1968 года с Юрским в роли Бендера стала по-настоящему популярной.
     Вскоре после этого я познакомился с Юрским в качестве писателя, прочитав его автобиографическую книгу «Игра в жизнь». Книга меня в хорошем смысле слова потрясла. В ней Сергей Юрьевич предстал для меня как чрезвычайно глубокий, сложный и мудрый человек. И как, несомненно, талантливый литератор. Эту книгу хочется рекомендовать всем тем, кто только начинает свой путь в актёрской профессии, а также всем, кто интересуется театром, его закулисьем и перипетиями, которые там происходят.
      На театральной сцене я впервые увидел Юрского в спектакле «Вечерний звон. Ужин у товарища Сталина». Постановка неоднозначная, психологическая. Но я остался под впечатлением и от самого спектакля и от Юрского в роли Сталина.
      И вот, я в битком набитом зале, на спектакле «Полёты с Ангелом. Шагал» по пьесе Зиновия Сагалова. Прочитав накануне несколько рецензий и отзывов о спектакле, я ожидал завораживающего зрелища. И мои ожидания оказались оправданными. Я увидел настоящий ТЕАТР, каковой редко приходится видеть на современной сцене.
      В этой, весьма продолжительной по времени, не побоюсь этого слова, эпической постановке есть всё – наполненная разнообразными событиями жизнь великого художника Марка Шагала, его мысли, сны и воспоминания. Здесь драма, трагедия и комедия одновременно. Фарс и лирика. Смех и слёзы. Здесь есть блестящая актёрская игра самого Юрского, его супруги Натальи Теняковой в роли матери Шагала, а также Людмилы Дребневой и Анны Гарновой, исполнивших сразу несколько ролей. И, конечно же, нельзя не отметить оркестр, принимавший в спектакле самое непосредственное участие: Павел Демидов (ударные и перкуссия), Алексей Полищук (альт), Алексей Скипин (аккордеон), Лев Успенский (гитара), Михаил Хохлов (контрабас). Эти люди не только наполнили действо чудесной музыкой, но и сыграли ряд эпизодических, но крайне важных ролей.
       Марк Шагал, который прожил весь XX век и прошел через все его испытания. Его жизнь - как вспышки сознания, в свободном чередовании самых ярких впечатлений: детство в захолустном Витебске, первые уроки рисования, встреча с любовью и музой всей его жизни Беллой, покаяние перед матерью, революция, события Первой мировой войны, эмиграция в Париж, сожжение картин на площади в фашистской Германии, эмиграция в США, превращение в художника мира…
       Шагал, проживший большую и крайне разнообразную жизнь, предстает в этой постановке фигурой трагической и лирической одновременно. С одной стороны он гениальный живописец, идущий своим особым путем в искусстве, не желающий сворачивать с него, несмотря на любые препятствия и жизненные коллизии. Когда представители социалистической революции спросили его, почему вместо жизнеутверждающих революционных образов он изобразил на уличных транспарантах каких-то зелёных летающих коров, художник ответил просто и конкретно: «Потому что!».
      С другой стороны он обычный человек, со своими страстями, мечтами и сомнениями. Со своими грехами, наконец.  Он осознает свои грехи, в первую очередь перед матерью, мучается от невозможности их исправления. Он в своем воображении постоянно говорит с ней о Витебске своего детства, который когда-то покинул навсегда. Город, который он знал и любил с тех пор безвозвратно исчез вследствие неодолимой силы революции, войн и неизбежных исторических изменений.
      Шагал также постоянно говорит со своей почившей женой Беллой. Они любили друг друга с юности. А потом прожили яркую, но крайне непростую совместную жизнь. Много переезжали, испытали тяготы и лишения в связи с революциями и войнами. До конца жизни живописца его любимая жена Белла являлась для него вечно живой Музой. Также по ходу пьесы Шагал много беседует со своим Ангелом, в образе которого явственно угадываются черты его обожаемой Беллы.
      На мой взгляд, талант Юрского как режиссёра и актёра раскрылся в этой постановке как никогда явственно. Глубина созданных на сцене образов, диалогов и монологов, чёткая продуманность драматургии сценического действа, прекрасная музыка и динамичность переживаний. Спектакль обязательно нужно посмотреть, даже если вы не являетесь поклонником  творчества Шагала и Юрского. Вполне возможно, что после его просмотра вы им станете.
      Пользуясь случаем, хочется выразить благодарность Сергею Юрскому, всем участникам и создателям спектакля за наши потрясающие эмоции! Поздравляем Сергея Юрьевича с Днём рождения и с юбилейным показом «Полётов»! Желаем крепкого здоровья и творческих успехов на радость всем нам.