6. Где и как продолжал обучение

Тамара Белова
Где и как продолжал обучение
Качканар только что начал строиться. Василий уехал первый и написал нам письмо. Дал вызов. Николай получил подъёмные и мы на них купили себе кровать и детские вещи.

Железная дорога к нашему приезду была уже проложена до станции. Железнодорожный путь необходимо было продолжать к цехам комбината. Все прибывшие для работы в железнодорожном цеху, работали на прокладке путей и строительстве депо для тепловозов. Когда было готово депо, Николай стал аккумуляторщиком. Место тёплое. Сам себе хозяин. По углам стоят пенные огнетушители. В сообразительности ему равных не было. Идёт комиссия с проверкой техники безопасности. Кто -то снимает огнетушитель, чтобы посмотреть не просрочена ли зарядка. От сотрясения пенный огнетушитель начал «плеваться» брагой. Наказание: отодвинут в очереди на получение жилья.

 Как раз строились коттеджи. Николай был первый в очереди на получение жилья и ему, как многосемейному, должен был выделен коттедж. Коттедж был отдан семье Медяников. Так Николай и не смог получить жильё в благоустроенном доме.
В Качканаре выяснилось, что не достаточно у него образования - четыре класса. Надо было навёрстывать. Все соседи пошли учиться кто в вечернюю школу, кто на курсы по специальности. Дирекция Качканарского горно-обогатительного комбината сразу поставила вопрос на среднее образование или хотя бы иметь семилетку для всех работающих на комбинате.

 Да только к тому времени программы были пересмотрены и необходимо было закончить восемь классов. Не давалась Николаю алгебра и с трудом усваивал геометрию. С алгеброй ему помог разобраться сосед Алексей, с которым Николай подружился. У Алексея был диплом инженера. Поступил Николай в пятый класс. Но, переговорила я с директором, и его перевели в шестой класс. Тем более, что в «первый заход» в вечернюю школу он оставил к Новому году. Успехов не было никаких. Желания сидеть за партой тоже не было, так как через дорогу находился ресторан. В дневное время это была рабочая столовая. Контроль был на мне: пропуск занятий -звонит классный руководитель или директор.

 Трудно кому то поверить, но мне приходилось сопровождать его в школу и даже сидеть урока два в коридоре. Потом я стала заходить с ним и в класс на уроки. Что же во мне жил учитель. Так проходила я с ним почти год, а потом сама записалась в девятый класс и окончила одиннадцать классов. Николай же с горем по полам всё же закончил восемь классов. Ещё два года делал попытки в девятый класс. Некоторые машинисты и помощники окончили одиннадцать классов и дальше пошли учиться на вечернее отделение УПИ. Я же мечтала поступить в институт на литературный или исторический факультеты. Но не судьба.
Тогда я поступила на вечернее отделение Н- Тагильского строительного техникума.
 
Другое дело было у Николая с техническими специальностями.
Я записывала его в учебных комбинатах на разные курсы для получения рабочих профессий. У меня была такая возможность, так как я преподавала пожарную безопасность в учебном комбинате КГОКа и треста «Качканаррудстрой». Во – первых, это хоть как -то его отвлекало от «заглянуть в бутылку». Техническое образование ему давалось легко, несмотря на многочисленные пропуски. Мне сейчас трудно вспомнить сколько он имел специальностей:
а) аккумуляторщик,
б) слесарь по ремонту подвижного состава,
в) помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза,
г) газо–Электро сварщик,
д) термист….
Все его права я отдала сыну. Возможно он и хранит эти документы, как память об отце. Это всё касалось вопросов технических.
Работал помощником машиниста тепловоза, потом и машинистом, затем опять слесарем, кузнецом. От туда и ушёл на пенсию. На пенсии последнее место работы -дежурный слесарь – сантехник в ЖЭУ.

20 октября 1987 года на работе у него случился приступ. В начале думали, что сердечный. Через несколько дней меня пригласили по телефону к лечащему врачу и сообщили, что у него рак желудка. Но просили не подавать ему виду, что я знаю. Так я себя и держала до самой его смерти. Он знал и скрывал, а я делала вид, что у него просто желудок болит. В Нижнем Тагиле проверили  и сказали, что операции не подлежит: с одной стороны желудка опухоль, с другой стороны язва. Необходимо удалять желудок весь. Николай мужественно терпел боли. В его исхудавшую кожу, как бумажка, я не могла поставить обезболивающий укол, так он ставил сам себе. Я сообщила, что должен приехать Коля и он мужественно сопротивлялся болезни в ожидании сына. Встретил сына в сознании, затем впал в кому и уже больше не приходил в себя.

1. 07. 1988 г в 21 час 15 минут у него прояснилось, видимо, сознание. Он не открывая глаз глубоко вдохнул. У него прокатилась слеза. Я была рядом и держала его за руку. Еле заметно он сжал мои пальцы, так он попрощался со мной. Будучи ещё в сознании он написал мне записку и положил на видном месте. Он просил прощения за всё. Но я не могла ему многое простить. Этот груз тяготил меня 26 лет. А вернее до поездки в Израиль. Склонившись на Гроб Господний я сказала, что прощаю грехи мужу и всем, кто меня обидел. Да и эту книгу пишу, чтобы освободить душу от той тяжёлой ноши обид и боли, что несла в себе 26 лет.
Николай покоится рядом с сыном Алёшей и моей мамой на кладбище посёлка Именновский. Мама была
сиделкой почти все его тяжёлые дни. Я же работала.


 http://www.proza.ru/2015/03/29/1848