Заморозки

Андрей Смолюк 3
Смолюк Андрей Леонидович


рассказ


Снежинск июнь 2008




Предисловие

Да… надо уж прямо сказать, что климат на нашем Урале, это «М-да»! Похоже, он делает всё, чтобы у нас ничего не росло, ничего не цвело, и всё было пустынно. У нас в декабре может и дождик полить проливной, а в июне снежок такой приятный с неба посыплет, что хоть лыжи опять доставай!
И какого же нам, людишкам, это всё переносить. Сегодня снег, а завтра жара под тридцать. То шубу одевай, то голышом ходи.
Но самое страшное – это садоводство. Ведь всем известно, что Урал – зона рискованного земледелия. Однако выращиваем же мы чего-то и даже неплохие урожаи у нас получаются. Правда, труда тут надо положить неимоверно много, не то, что там где-то в солнечном Сочи, где всё растёт буквально, как на дрожжах. Причём без всяких там отапливаемых теплиц и парников огуречных.
Так что всем нашим уральским садоводам надо героя России давать, за их труд самоотверженный на садовом участке. Однако это всё почему-то считается само собой разумеющимся и героя никому ещё из садоводов наших уральских не давали. Хоть, впрочем, бог с ним. Главное, что  зимой без морковки,  свёклы и капусты не будем. Да и, кроме того, если не сад, то чем летом вообще заниматься? Ну, день ты отдохнёшь, ну, два, ну, месяц, а потом всё ведь это надоест и начинается отдых от отдыха, а это уже совсем не отдых. Я вот раньше плохо к саду относился, а сейчас даже очень ничего, потому что там и руками можно кое-что поделать, да и урожай создавать – дело хорошее.
Так что без сада, пусть и с климатом уральским, летом плохо, скучновато, а значит, спешим мы с женой в сад, как только свободная минутка выпадет. Впрочем, не мы такие одни, много нас на земле уральской, а посему честь и хвала всем нашим здешним садоводам!!!

*   *   *

Ну, так вот. Май нынче был не таким уж и плохим. Самое главное, что заморозков не было, да и жара не очень нас тревожила. Одним словом тёплым и нормальным был май, как ему и положено. А в мае, как известно, начинаются всякие садовые работы. Надо в порядок сад после зимы привести, посмотреть, как домик в саду перезимовал и не требует ли он ремонта. Да и кроме всего этого и посадки здесь начинаются.
Всякая там мелочёвка: свекла, да морковка, да горох особых хлопот не требуют - ведь их просто надо взять и посадить. И пусть земля ещё хорошенько не прогрелась, но для этих овощей она в самый раз. А вся загвоздка здесь заключается в том, когда садить помидоры? Нет, в открытый грунт ещё рано, а вот в теплицу можно, только осторожно, потому что все знают, что Урал коварен и может дать такие заморозки в начале лета, что погибнет всё напрочь и никакого урожая не будет вообще, даже теплица не спасёт. Так что тут спешить не стоит.
Однако раз май был тёплым, то где-то в двадцатых числах мы с женой и высадили тепличные помидоры в теплицу. Правда, наша теплица  – это сильно сказано, так как в ней кругом щели и ветер гуляет где захочешь, но всё же в ней относительно тепло, а значит и посадки совершить можно.
Так что, повторюсь, проблем с высадкой тепличных помидор у нас с женой не было. Взяли их и посадили и теперь про них можно забыть и вспоминать всего-то раза два в неделю, когда их полить нужно.
А вот уличные помидоры – это совсем другое дело. Высаживать рано их нельзя, по причине климата, потому что в начале лета все ждут заморозков до минус двух на почве. Лишь только после того, как заморозки кончаться, можно всё высаживать в грунт и радоваться этому.
Так что после высадки тепличных помидор жена мне и говорит:
-Ты встаёшь рано, а посему слушай теперь тщательно прогнозы погоды и главное Ишукову Татьяну Леонидовну!
Почему именно её, да просто потому, что она как синоптик погоду нам предсказывает и даже команды даёт, когда и что сажать. Так что каждую неделю по челябинскому радио утром рано все садоводы слушают её и радуются или грустят в зависимости от того, чего там навещала эта самая Татьяна Леонидовна.
Так что на слова жены я кивнул головой, дескать, не беспокойся, всё будет в лучшем виде и синоптика нашего, этого «градусника», как её называют, я обязательно теперь буду слушать по утрам.
Так, собственно говоря, и происходило. Как вторник, так я в седьмом часу утра включал радио и не пропускал нашу уважаемую Татьяну Леонидовну, которую все очень любят, особенно за точность. Правда, точность она желает порой лучшего, но что поделаешь, нам другого не дано.
И вот пока был май, Татьяна Леонидовна говорила, что всё хорошо, всё прекрасно, но спешить садоводам не стоит с посадками в грунт, поскольку кто его знает, что там впереди. Она, как синоптик, ещё не спрогнозировала погоду.
Так я и отвечал жене, когда она спрашивала меня про то, что я услышал из уст нашего «градусника».
Однако постепенно, вот это «не спеши с высадкой» нам, да и вообще всем садоводам, начало поднадоедать. Май плавно перешёл в июнь, но синоптик наш продолжал вещать что-то про заморозки. А помидоры в горшочках дома росли, вытягивались в длину, что было не очень-то и хорошо.
-Когда же пройдут эти несчастные заморозки? – в сердцах спрашивала меня жена. – Вон всё уже переросло, есть даже цветочки, и может быть и плоды скоро появятся. Плохо это.
Но Татьяна Леонидовна нас не радовала, и это несколько успокаивало мою жену. Однако не все верили нашему «градуснику». Многие плюнули на всё и стали сажать, потому что уже шла вторая неделя июня, и ждать с высадкой было уже нельзя.
На всё на это жена моя, да и я сам, говорили, что надо подождать, раз заморозки впереди. Но многие отвечали, что, похоже, заморозков не будет, а посему надо сажать. О, как же они ошибались!
Заморозки грянули, причём в тот самый момент, когда их никто не ждал. И всё было в этих заморозках: и минус два на почве, и ветер, и дождь. Даже снежок слегка попадывал, заставляя меня и мою жену радоваться тому, что помидоры уличные у нас дома, а не на грядке.

*   *   *

Но между тем и тепличные помидоры нам тоже надо было спасать. Теплица у нас ещё та и за тепличные помидоры мы беспокоились.
-Надо их укрыть укрывным материалом, а то могут и помёрзнуть, - так сказала мне жена.
Укрыть, так укрыть – это дело не сложное, а посему только Татьяна Леонидовна нам про заморозки ещё только намекнула, мы с женой и сынишкой галопом помчались в сад, что бы всё укрыть.
А укрыть надо было не только помидоры, как сказала жена, но и цветы, поскольку минус два на почве их тоже не пощадит. В результате мы укрыли укрывным материалом помидоры в теплице, а заодно прикрыли и цветочки любимые жёнины всякими ящичками и баночками.
В результате всё было спасено. Заморозок только слегка задел нашу картошку.
-Хорошо, что только одну картошку, - так сказала моя половинка и добавила, - а мы всё же молодцы, что раньше заморозков ничего теплолюбивого в саду не посадили.
Мы с сыном с нашей мамой согласились, и от того, что мы молодцы, настроение у нас поднялось. Как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит.
В общем, эти заморозки мы пережили. А как только пережили, так сразу опять встал вопрос, когда же высаживать уличные помидоры. Дело всё в том, что народ поговаривал, что за первой волной заморозков придёт вторая. Может быть не такая сильная как в нашем случае, но всё же волна.
-Можно народу верить или нет? – так спрашивала меня жена, словно извечное: «быть или не быть».
А я не знал: верить ли народу или нет, а посему на этот вопрос жены ответа не давал. Так прошла ещё неделя и больше уже ждать с высадкой было нельзя, поскольку нашим помидорам в горшочках уже точно не хватало места, отчего они начали бурно цвести и желтеть. То, что цвели это ладно, а то, что желтели это плохо. Мы с женой внимательно смотрели на эти пожелтевшие листья и про себя чертыхались, проклиная уральский климат.
И в один прекрасный момент я сказал, как мужчина и глава:
- Больше ждать нельзя, надо высаживать!!!
-Высаживать так, высаживать, - поддержала меня супруга
-Да надо бы, - согласился даже сын с нами, хотя ему до этих помидоров, как до «лампочки».
-Готовь машину, - сказал я сыну, как нашему шофёру, - завтра вечером едем в сад высаживать.
-Точно, - согласилась жена, - тем более, что сейчас на улице нет пекла, погода прохладная и для высаживания помидор в грунт самое то.
Так что на следующий день после работы, загрузив в наш старенький «Жигуль» три ящика с переросшей рассадой, мы всей семьёй двинулись в сад на посадки.
-Больно уж ты хорошо оделся, - заявила мне жена, пока мы ехали до сада, - можно было и поскромней.
-В сад как на праздник, - ответил я, но в душе согласился с женой, - просто другого у меня ничего не было под рукой. Так уж вышло. Всё равно в саду переоденемся.
Когда мы приехали в сад, то у меня такое создалось впечатление, что наш небольшой участок земли сам наконец рад, что в него мы собираемся высадить помидоры. По крайней мере, листочки на яблонях и грушах весело трепыхались, создавая приятный шум, а все наши цветы благоухали и радовали глаз.
Как правило, помидоры высаживает моя жена. Мы с сыном только копаем грядки и делаем в них лунки для кустиков. А всё остальное делает мама. Правда в конце посадки мне доверяется составить список помидор со схемой, где и куда какой сорт посадили. Зачем нужна эта схема - я совершенно не знаю, но жена моя с упорством каждый год заставляет эту схему мне рисовать.
На посадки у нас ушло около часа. Сажать, в общем-то, не сложно и не трудно, знай себе тыкай кустики рассады. Так что к девяти вечера мы были дома и потирали от удовольствия руки, радуясь, что наконец-то с посадками закончено.
Однако тут, пока мы радовались, зазвонил телефон. Я даже вздрогнул от испуга и подумал, не дай бог, сейчас, сообщат «великую радость», о том, что вторая волна заморозков всё же придёт, причём ни сегодня, так завтра.
Жена моя начала с кем-то разговаривать и я видел, что по мере разговоры лицо моей жены всё мрачнело и мрачнело. Когда она повесила трубку, глаза ее, обычно горящие огнём, были потушены и грустны.
-Ну, что там? – спросил я. – Стряслось.
-А звонила Татьяна, моя подружка, - ответила жена, - и сказала, что идёт вторая волна заморозков. Пусть не до минус двух на почве, но весьма неприятные . Всего-то навсего плюс пять.
-И когда? - вновь спросил я
-Дня через три. Сначала просто похолодает, а затем будет, как я уже сказала, плюс пять.
-А твоя Татьяна не ошибается? – опять спросил я.
-Да похоже нет. Слушала она прогноз по какой-то радиостанции в FM диапазоне, и там её изрядно попугали, - так ответила мне жена.
-И что же мы теперь будем делать? - в один голос спросили мы с сыном.
-Укрывать, - ответила наша мама.
-А чем? – уже в который раз спросил я. – Весь укрывной материал пошёл на тепличные помидоры и больше его нет.
-Тогда придётся опять выкапывать наши бедные томаты и вести их домой, чтобы не замёрзли!
Честно говоря, перспектива выкапывать помидоры, тащить их домой, а потом снова садить, меня не очень-то и вдохновляла. А посему последовал новый вопрос с моей стороны:
-А можно ли эти томаты просто закрыть газетками?
-Не поможет, - ответила жена, - да и как крепить эти твои газеты на кустах не очень-то т понятно. Так что придётся в случае второй волны заморозков помидоры всё же выкапывать. Ты главное, ведь завтра вторник, послушай Ишукову, вдруг всё же заморозков не будет, коль уже середина июня.

*   *   *

На следующий день я слушал Ишукову, нашего «градусника» с особым вниманием. Больно уж не хотелось вновь выкапывать помидоры. Но Татьяна Леонидовна меня, да и не только меня, а почти всех садоводов, расстроила. Действительно идёт похолодание, правда не очень сильное, но всё же похолодание.
-Так что, если кто высадил в грунт помидоры, - заметила Татьяна Леонидовна, - то те немного поспешили. Правда, минуса не будет, но до +4 температура ночью упадёт в низких местах.
Кроме того было отмечено, что это похоже последнее похолодание, а там наступит лето и можно всё будет сажать. Похолодание к нам шло на три дня.
-Господи! – вырвалось у жены, когда я ей всё это поведал, - Как ты думаешь, выдержат наши помидоры плюс четыре?
-Не знаю, - ответил я. - Надо пару дней подождать, вдруг Татьяна Леонидовна ошиблась (в который раз) и если мы почувствуем, что холодает, то тогда, видимо, придется помидоры наши выкапывать и тащить домой.
-Ну, может быть не домой, - заметила моя жена, - а уж в домик садовый точно.
Два дня пролетели быстро. А на третий пошёл дождь, и стало холодать, на что жена заметила:
-Всё, сегодня едим выкапывать!!!
-Едим, так едим, - ответил я и пошёл это решение доносить до сына.
Сынишке, мягко говоря, это не очень понравились. Он начал сразу же ворчать примерно в таком ключе: «То вкапываем, то выкапываем, вас не поймёшь, а у меня телесериал «Убийство в саду»!
На это я ответил примерно так:
-Вот и пойдёшь убийством в саду заниматься. Там с помидорами такой сериал, что диву дашься!
Ну, сынишка, поворчал, поворчал, да делать нечего, надо спасать будущий урожай. Он встал, оделся и молча пошёл готовить машину, которая всегда стоит на улице прямо под нашими окнами.
В общем, выкапывать, хоть и тоска, но проще чем сажать. Мы выкопали все тридцать кустов, сложили их обратно в ящички, в которых они росли дома, и прикрыли их старыми простынями, которых было полно в садовом нашем домике.
Заморозки прошли незаметно. Это даже были не заморозки, а просто похолодание. То есть мы зря, если честно, выкапывали кусты томатов, подвергая их этим страшным стрессом. Холода особого не было. Было так плюс шесть, но такую температуры наши бы помидоры выдержали. Мы на это все втроём горестно вздохнули и теперь поехали опять сажать помидоры, поскольку заморозки кончились, как навещала нам Татьяна Леонидовна Ишукова по Челябинскому радио, и можно уже смело было всё сажать. Наконец-то наступило столь нами долгожданное уральское лето с теплом и небольшими дождичками. И дай бог, так хотели мы, чтобы лето было нормальным, а не таким как оно иногда бывает: плюс двенадцать и днём и ночью с нудным, непрерывным, холодным дождём.



Заключение:

А помидоры в этом году у нас удались на славу. Их было много. Чего мы только из них не сделали: и засолили, и в собственном соку сделали, и томатный сок, что так нам всем нравится, и хреновину сотворили. Одним словом помидорами на зиму мы запаслись.
Так что не зря по началу лета они нам доставили столько хлопот. Впрочем, мы быстро забыли, что помидоры мы сначала высадили, затем выкопали, а затем снова посадили. Главное, что был результат всех этих действий. Но таково наше уральское лето, ведь это не юг, что хлопот нам доставило и всегда доставляло много. Но мы привыкли уже ко всему, а, следовательно, закалились, и заморозки нам нипочём. Главное вовремя укрыть или выкопать эти помидоры, местные так сказать «баобабы». Хочешь жить, так умей вертеться, так говорит наш народ и особенно садоводы, и они правы, поскольку это всё делать так и заставляет наша действительность!


18.06.2008 8:23
Смолюк А. Л.



 






















 



Снежинск июнь 2008



Смолюк Андрей Леонидович

456776 г. Снежинск, Челябинской обл.,
ул. Забабахина, дом 27, кВ. 11.

тел. (35146) 2-48-58