28 марта, Макеевка, ДНР. Ахиллесова пята

Александр Гал
По легенде, герой древнегреческого эпоса Ахиллес был неуязвим, благодаря тому, что мать в младенчестве искупала его в подземной реке мертвых Стикс.  Но во время купания мать держала Ахиллеса рукой за пятку, из-за чего эта пятка осталась единственным уязвимым местом на теле будущего героя.  Этим впоследствии воспользовался коварный защитник Трои Парис, попавший отравленной стрелой в пятку Ахиллесу.

Это я не к тому, что в боях под Дебальцево глава правительства ДНР и кавалер четырех железных крестов Александр Захарченко был ранен украинским «снайпером» в пятку. Захарченко сейчас жив-здоров и время от времени появляется на публике – сидя или на костылях давая пресс-конференции и делая очередные эпохальные заявления. Я упомянул легенду об Ахиллесе потому, что при всей силе и мощи вооруженных сил, энтузиазме населения, народных  чиновниках новой формации  и гумконвоях из братской страны, вся Новороссия, и ДНР в частности, имеют один очень серьезный изъян: он заключается в экономике. Экономика и есть «ахиллесова пята» Донецкой Народной Республики.
 
Возможно, в идеологически правильно выдержанных телевизионных сюжетах, журналистских статьях, все выглядит сурово, но мужественно: непобедимые ополченцы готовы дать отпор наседающим оркам хунты, и только благодаря стойкости защитников отечества в свободных и мирных городах Донбасса налаживается нормальная жизнь. Вот только сегодня по ТВ внедрили оптимистичную новость о том, что запустили пригородную электричку Ясиноватая-Дебальцево-Луганск. На деле все как в пошлом анекдоте.  Приходит как-то к  врачу на осмотр карлик. Врач говорит, мол, раздевайтесь. Ну, карлик раздевается, а врач смотрит  на него и погружается в  шок – т.к. у карлика детородный орган просто гигантских размеров. «Какой же он в стоянии эрекции?!» - спрашивает впечатленный врач. «Не знаю», - отвечает карлик, - «Никогда не видел. От оттока крови я теряю сознание».

Есть ли альтернатива войне? По личному составу, оснащенности бронетехникой и количеству боеприпасов Вооруженные силы Новороссии – ВСН, уже выглядят мощнее регулярных армий ряда стран Европы. Но этого мало. Захарченко собирается поставить в штыки стотысячную добровольческую армию, звучат призывы о мобилизации, старые обветшалые бигборды ноябрьской избирательной кампании сейчас массово  заменяют новыми  плакатами «Патриотических сил Донбасса» с телефонами призывных пунктов для добровольцев. «Мир с Украиной невозможен. Во время перемирия хунта только накапливает войска  и готовит силы для нового вторжения. Но мы готовы принять удар, ну а потом  отбросим карателей до самых границ  бывшей Донецкой области как минимум». При всей грозности этих заявлений какой-либо внятной экономической программы у правительства ДНР нет.  Создается не то впечатление, не то внушение, что  экономическое развитие ДНР возможно только при захвате и «освоении» новых земель. «Мы не можем бросить Мариуполь, Краматорск, Славянск», - повторяет Захарченко, - «Там наши люди. Там семьи наших добровольцев. Они ждут нас».

В середине марта, когда я сдавал в районную налоговую службу пустую (нулевую) отчетность о деятельности своего частного предприятия, меня ждало новшество. «Пишите объяснительную», - сказала инспектор, - «на имя начальника районной налоговой. Почему не вели  деятельность, почему у вас нет доходов…». Я объясняю, что сейчас невозможно провезти товар, из-за блокады, из-за невозможности получить пропуск с украинской стороны. «Так и пишите», - говорит инспектор, - «вот есть образец».  Она дает мне лист бумаги, где от руки кем-то написано примерно следующее: «Я такой-то такой-то, не вел деятельности, и не имел доходов в феврале 2015 года в связи с тем, что мой ларек разбомблен, не имею возможности его восстановить, а также привезти товар в связи с блокадой».   Что-то похожее пишу и я, за исключением того, что ларек разбомблен.

У нас с тестем склад в Макеевке. Фактический владелец бизнеса тесть, а на меня предприятие оформлено юридически. Склад практически пустой, товар давно выкуплен, новых поставок не делалось с прошлого лета. Время от времени я приезжаю туда, чтобы продать что-то из инвентаря или пустые поддоны. Не считаю это хозяйственной деятельностью, поэтому эти продажи в отчет для налоговой не попадают. Продал компьютер с монитором, продал несколько десятков поддонов, оставшихся с «дореспубликанского» этапа деятельности. В феврале мы перезаключили договор аренды склада с арендодателем, договорились уменьшить складскую площадь  и соответственно плату за аренду в четыре раза. База, на территории которой располагается наш склад, еще год назад бурлила жизнью. Сейчас там тихо, ветер гоняет пыль по пустым площадям. Часть арендаторов съехала, часть временно не ведет деятельности, а оставшиеся две-три фирмы торгуют только «камнями» и «висяками»,  оставшимися непроданными с былых времен.  Сейчас можно продать все, даже «просрочку». Еще в декабре-январе провоз товара был еще как-то возможен. После 21 января провезти с украинской стороны коммерческий груз легально стало сродни боевому подвигу.
 
«С той стороны», если что-то попадает, то эпизодически, контрабандой. Во время активных боевых действий автомобильное сообщение с Украиной было практически парализовано, так как когда начинались артобстрелы, украинцы полностью останавливали движение. После «Минска-2», когда боевые действия вновь стихли, предприниматели находили каналы, договаривались с украинскими пограничниками, и провозили товар во время смены «своего» пограничника на блокпосте. Таксы совершенно разные. С торгаша, который везет на рейсовом автобусе с оптового рынка в Харькове толстый баул с товаром  для своего магазинчика – 500 гривен. А вот за фуру с сахаром, не меньше 20 тысяч, а если верить министру экономического развития ДНР, то и до 100 тысяч за машину доходило. Средние же расценки за провоз товара составляют от нескольких тысяч до десяти тысяч гривен за машину - в зависимости от товара. С самой большой неохотой украинцы пропускают сюда продовольствие. Случались и казусные ситуации, когда весь состав уже «прикормленного» КПП неожиданно отправляли на ротацию, и например, киевских милиционеров сменяли на блокпосту львовские. С которыми теперь также необходимо договариваться по-новому, если это вообще возможно.

Особо лихие и отчаянные товарищи пытаются ездить в объезд КПП по полям и проселочным дорогам, но СБУ регулярно отчитывается об отлове таких караванов, а ведь еще можно попасть под обстрел или поймать колесом мину.

Пропускная система была введена Украиной якобы как ответ на участившиеся случаи диверсионной активности, и теракты в Одессе, Харькове, Киеве и других городах. Таким образом, предполагалось фильтровать предположительно неблагонадежных граждан и перекрыть возможные каналы проникновения оружия и боевиков на «большую Украину». Количество диверсий «на той стороне» действительно уменьшилось. Но все же реальная задача введения нового порядка, по моему наблюдению, это покрепче сжать руку на горле Донбасса, и посмотреть, что из этого получится. «Вы же утверждали, что Донбасс всю Украину кормит? Так прокормите себя сами!»

Официально никакой блокады Украиной территорий, занятых самопровозглашенными народными республиками, нет. Есть специальный порядок, принятый правительством Украины, по оформлению пропусков, есть установленные требования к пакету документов на товар и правила пересечения КПП перевозчиками. Совершенно официально заявление на перевоз товара может рассматриваться до 30 дней, совершенно официально машина может ожидать в очереди на КПП до 24 часов, совершенно официально пограничник может отказать во въезде на территорию неподконтрольную Украине из-за отсутствия какого-нибудь сертификата соответствия или уведомления от поставщика о предоплате за товар. В этих условиях, справиться с бюрократическим барьером может только крупная компания, в которой все необходимые приготовления делает целый логистический отдел, но барьер совершенно непреодолим для малого и среднего бизнеса. Поэтому приходится платить взятки и «умасливать» украинских пограничников. Кто к этому не готов, сидит и ждет, когда ветер подует в другую сторону (как вот мы с тестем).

Эти взятки и «транспортные сборы» представляют собой такой себе неофициальный «налог на сепаратизм», который платит население Донбасса отдельным гражданам «большой Украины». Получается, что Донбасс продолжает «кормить Украину», но в несколько извращенной форме.  И еще, в конечном итоге, платят этот налог украинцам не предприниматели. Платит его население. Платит его и своим «челнокам», и украинским пограничникам вместе с другими «крышующими» контрабандный трафик гражданам.
 
Цены в Новороссии в среднем на 50-60%, а на некоторые товары в 2-3 раза выше, чем в Украине. Законы экономики обойти тяжело. Когда предложение продукта падает, а спрос не уменьшается, то цена растет, пока не найдет новую точку равновесия. Блокада, необходимость платить взятки, платить налоги сразу и в Украине и в ДНР, еще больше толкает цены вверх.
 
Кто-то может подумать и возразить: так поставляйте товар из России! Не все так просто. Из-за разницы в доходах, в Украине и России сложились совершенно разные уровни цен даже на совершенно идентичные товары. Приведу конкретный пример.  Розничная цена сахара в Донецке сейчас 22-26 грн за  килограмм. Оптовая цена сахара в Украине 11 грн/кг (розница 13-15). Оптовая цена сахара в России – около 40 рублей за кг, это примерно 18 грн. Средняя «такса» за контрабандный провоз сахара с территории Украины 1 гривна за килограмм.  Не нужно быть гениальным математиком, чтобы посчитать, что ввозить сахар, при всех рисках и взятках, с украинской стороны очень выгодно. На одной фуре можно «поднять» самое меньшее 100-150 тысяч гривен. И так почти со всеми товарами. Есть, конечно, исключения. Но они, как известно, только подтверждают правило. Одним из исключений является топливо, в частности, бензин. Но «бензиновый рынок» в ДНР это совершенно другая, уникальная история, которую я по-возможности расскажу в другой раз.

 
Мне трудно понять, за счет каких ресурсов сейчас живут люди. Скорее всего, также, как и моя семья – за счет траты старых накоплений, отчасти за счет «гуманитарки» (но она доступна далеко не для всех категорий граждан), помощи от родственников, и продажи кое-каких ненужных вещей. Мы, например, продали через объявления в Интернете детское автокресло, стульчик для кормления, компьютер со склада и несколько других ненужных или бесполезных сейчас вещей.  На столбах, подъездах, остановках можно увидеть объявления типа «куплю авто дешево или на запчасти», «куплю б/у технику», «покупаем компьютеры и ноутбуки недорого» и тому подобное. Хорошо идет ломбардный бизнес. Парень, который покупал у меня компьютер, признался, что зарабатывает сейчас именно этим: сейчас можно купить задешево здесь и перепродать дороже в более благополучном регионе.

Кто-то работает, но количество мест для работы гражданского населения неуклонно сокращается, начиная с весны прошлого года, и по сей день. Первыми закрылись автосалоны – после первых волн грабежей и мародерства. Во время летних военных действий крупнейшие донецкие предприятия массово переводили свои офисы и часть сотрудников - в Украину: в Киев, Харьков, Днепропетровск, Винницу, Одессу, тот же Мариуполь. Съехали банки, страховые компании, адвокатские и нотариальные конторы. Потом уехала обладминистрация, часть лояльных Украине сотрудников милиции, мэрия Донецка. В ноябре после соответствующего указа Порошенко были эвакуированы и перевезены (также частично, так как общество раскололось, и кто-то уехал, а кто-то остался) госучрежения, такие как центры занятости, институты и университеты. Осенью окончательно закрыло свои торговые центры «Метро», выплатив уволенным компенсацию в 3 месячных оклада. Закрыли большинство магазинов сети «Велика кишеня», «Фуршет», «Сельпо». Ушли из Донбасса все днепропетровские сети. Часть магазинов «АТБ» была национализирована, остальные закрылись  (сейчас оставшиеся магазины называются «Первый республиканский супермаркет» в ДНР, и «Народный» - в ЛНР). Перерегистрировался в ДНР «Ашан», который стал называться «Сигма». Его полки опустели, сокращено более 200 сотрудников, товар в продаже только местный, остатки или выпечка собственного производства. Две недели назад сократил около сотни сотрудников макеевский «Амстор», который в результате внутреннего раскола откололся от «Амстора» украинского, и перерегистрировался в ДНР под названием «Мультиторг» с новым собственником в Москве…

Вспомнил… Позавчера встретили на детской площадке Эллу, знакомую, которая уезжала в феврале в Днепропетровск рожать. Сейчас она вернулась с полуторамесячным ребенком назад. «У меня после посещения нашего Амстора истерика была», - сообщила она, - «Слезы, рыдания. Родные еле успокоили. Куда я попала? Теперь уже привыкаю…»

После взрыва на шахте Засядько, лидер ДНР Александр Захарченко лично пригрозил национализировать шахту, и уже две недели держит под арестом директора шахты господина Филимонова, параллельно ведя кулуарные переговоры с ее истинным хозяином Ефимом Звягильским. Старый хитрый еврей, еще осенью, когда «запахло жареным»,  перерегистрировал шахту в подконтрольном Украине пригороде Донецка Авдеевке, и продолжает платить налоги Украине – чудовищное преступление против человечности.
 
Волна национализаций и захватов предприятий коснулась и более мелких фирм. Мария, одноклассница моей жены, рассказала, что недавно к ним на предприятие («Континент-Строй») приехали вооруженные люди и сказали: "Все свободны". С тех пор я не работаю".  Дело было около трех недель назад. Скорее всего, дело также в принудительной перерегистрации предприятия под  ДНР.

А вот несколько слов о тех, кому повезло сохранить или получить работу. Наш знакомый, Денис, работающий завскладом на одной из компьютерных фирм в Донецке, в день получения февральской зарплаты неожиданно узнал, что теперь будет получать не 4000, а 1500 гривен в месяц. Учителя макеевских школ за последние полтора года получили в ДНР выплаты дважды: в октябре 3000 «единоразовой помощи», и в феврале 3000 «голого оклада» без надбавок. Рядовые сотрудники макеевского горисполкома пока выходят на работу под обещание, что когда-то им заплатят за работу. Последняя зарплата здесь была в ноябре 2014. Правда, в ноябре Украина юридически ликвидировала макеевский исполком, а ДНР «создал» соответствующую структуру только в марте. Сейчас в исполкоме за неуплату отключены интернет и телефонный выход на межгород. Врачам местных больниц заплатили в январе (то ли зарплату за декабрь, то ли как «единоразовую помощь» - без «табулек»), деньги в размере «голого оклада», без украинских надбавок. Сейчас врачам не платят, пока больницы не пройдут перерегистрации, как новые юрлица в ДНР, с новым кодом, печатью и т.п. Еще один известный мне пример: сотрудница (пусть ее зовут Алла) Дома правительства ДНР в январе получила оклад аж в 5000 гривен, но вот на днях ей сообщили, что за февраль зарплаты пока не стоит ждать. И вместо зарплаты выделили… «усиленный» паек! По паре килограмм гречки, риса и сахара. А вскоре еще и добавили, что со следующего месяца грядут сокращения.

Может быть, я негативно настроен, но я вижу вокруг деградацию и упадок. Дороги разбиты, их не ремонтировали с лета прошлого года, и кажется, ремонтировать в ближайшее будущее не планируют. В окнах магазинов, на закрытых дверях контор и магазинов таблички «Сдается в аренду» с номерами телефонов. Кучки людей перемещаются по улицам, из магазина в магазин, в поисках дефицита или более низкой цены. Нищие старики, стоящие в неожиданных местах, или останавливающие тебя прямо на улице. Закрытые пункты обмена валюты, и толпа менял у входа в макеевский «Пассаж»…


Пару дней назад мы с женой делали рейд по детским магазинам. Зима сменилась весной, и надо было обновить гардероб и обувь к новому сезону. Наткнулись на один из магазинов, которые распродавал все остатки по бросовой, еще прошлогодней цене. Хозяин закрывал свой бизнес. Он был словоохотлив. «Поймите, я не против ДНР – я за. Но у меня, у моего дела здесь нет будущего. Вот эти мокасины сейчас стоят 250, а если я завезу новую партию, то надо будет ставить 900. Курс вырос, а еще и привезти как-то надо. Кто будет покупать? У людей денег нет. Вот зашла одна молодая мамаша… Видно, что это ее первая пара детской обуви. Она выбирает, спрашивает, сколько стоит, я говорю – 430. И вижу в ее глазах бегущую строку: «и это столько надо тратить? Типа, зачем я родила?». Уходит, больше я ее не видел.  Я не против ДНР, но все это должно было быть не так. Моему сыну в этом году поступать. Где он будет учиться? Какой диплом получит? ДНР? Никем не признанной страны? Перееду в Россию. Жену звали на работу в Краматорск, но ехать в Украину – увольте. Там также нет будущего. Был я в Мариуполе, видел «Азов» с нацистскими нашивками. Я не хочу с ними рядом жить». Смотрит на меня внимательно: «Если вы другого мнения, так я не против. Мой сосед, хозяин магазина игрушек – тот вот за Украину, и ничего. Мы дружим, общаемся нормально… А мы уедем в Анапу, там у жены родственники. У меня тоже родня в России есть. Буду ли заниматься тем же? Не знаю, надо приехать, осмотреться. Работы я не боюсь. Было время, на трех работах одновременно пахал…»

Я тоже готов уехать. Собственно вся моя семья готова. Последний месяц-полтора мы уговариваем тестя уехать тоже и перевезти бизнес за пределы ДНР. Молчит. Не соглашается. Прирост к этому месту, говорит, что дела еще наладятся.Если наладятся...

Если Донецкая народная республика не сможет организовать жизнеспособную экономику, то без помощи России, ей уготован примерно такой же финал, какой ожидал марсиан в «Войне миров» Герберта Уэллса:
"Еще через минуту я взобрался по насыпи и стоял на гребне вала - внутренняя площадка редута была внизу, подо мной. Она была очень обширна, с гигантскими машинами, грудой материалов и странными сооружениями. И среди этого хаоса на опрокинутых треножниках, на недвижных многоруких машинах и прямо на земле лежали марсиане, окоченелые и безмолвные, - мертвые! - уничтоженные какой-то пагубной бактерией, к борьбе с которой их организм не был приспособлен, уничтоженные так же, как была потом уничтожена красная трава. После того как все средства обороны человечества были исчерпаны, пришельцы были истреблены ничтожнейшими тварями, которыми премудрый господь населил Землю…"

(продолжение на http://www.proza.ru/2015/04/15/93)