Подарок от Фонтанки

Екатерина Щетинина
Наша жизнь – ее течение, изгибы, повороты и излучины – управляется информацией. И хотя мы этого не видим (а что мы вообще видим? лишь пелену - обложку сути) – именно получаемые импульсы-знания-сигналы ведут нас по судьбе. Убедилась еще раз в этом, получив неожиданный подарок от неё. Причем самый лучший подарок – информационный. Такой, который сродни волшебному фонарику и высвечивает что-то чрезвычайно важное в миробытии – и твоем, и общем…
Подарок влюблённости.
Просто не могу не поделиться им с читателем.

В тот апрельский вечер, год назад, я не попала в молодежный театр на Фонтанке, а так хотелось увидеть «Трех сестер»! Увы. Дело в том, что театральный кассир в метро заполошно перепутала месяц на билете – дала мне на май. Бывает же! Расстроенная сломанным планом (куда теперь?), я побрела по  скверику, поневоле обращая внимание на мелочи вокруг, на забавные инсталляции. И вскоре уже радовалась:
О, какой милый старичок-ангел на скамейке! Не обычный  мальчик-подросток, а пожилой господин в шляпе и с книгой (конечно же!) в руках – трогательный интеллигент! Наш… Миниатюрно-скромно пристроившийся на спинке скамьи. Ну, питерцы-то его хорошо знают…
Это был хороший знак, но поняла я его не сразу, тормоз…

Выйдя на набережную, я почему-то повернула в другую от центра сторону - к Измайловскому мосту. Разглядывая - от нечего делать - строения и вывески, вскоре увидала: «Музей Г.Р.Державина». Хм, ну можно и зайти, все равно вечер пустой… Да только он уже закрыт, поди. Заглянула во двор усадьбы (странно, откуда она тут? Не знала про нее…) и вдруг вижу объявление: сегодня, в четверг, музей работает на час дольше. Ну, прямо специально для меня! А вокруг ни души. Только солнышко весеннее, еще прохладное - мой остроглазый сообщник…

За 50 рублей (тоже чудо!) меня пустили внутрь. И что-то уже дрогнуло радостным трепетом в моем часовом механизме, едва коснулись  ноги скрипучих ступеней и мраморных плит ниоткуда взявшегося дворца… Невидимые стрелки сделали магический оборот назад, щёлкнул тумблер машины времени, отступил на время новорожденный век, исчезло внешнее и смутное, и постепенно, как на переводной картинке, стало проступать изображение её величества Истории. То, что достойно Вечности…

Успокою читателя: я не стану описывать подробности усадьбы-музея. Цель этой миниатюры – не его реклама и не биография досточтимого Гавриилы Романовича Державина, о котором, кстати и более к стыду сказать, известно мне было лишь то, что сочинял он оды Екатерине и благословил Пушкина, «в гроб сходя».
Что  же более всего поразило меня там, в этом родовом гнезде, какая информация оживила-восставила мою душу, засветившись в ней ярким кристалликом и осталась, мне думается, с нею навсегда?

А поразили меня две вещи: во-первых, мега-личность Державина, её уникальная многомерность и масштаб, и во-вторых, знаковость всего того, что сопровождало его по жизни. Всё складывалось так, чтобы выполнил он свою  крайне важную духовную миссию для любимой России. Всё ГОВОРИЛО и продолжает говорить - нам, глухим…

Прежде всего, само имя этого светоча русской истории заговорило со мной: от вещего слова ДЕРЖАВА, уДЕРЖивать - в вертикальном состоянии и отведенных свыше границах... Хотя, нет, эта расшифровка пришла чуть позже. А сначала…

Родился Гаврюша еще до семи месяцев, еле живым: чтобы выходить, заворачивали в тесто и в теплую печь помещали… Вместо кювеза. Такое вот причастие тотальное – всем безкожным почти тельцем - к Хлебу. Насущному – иначе не скажешь. В роду был мурза, позднее - мелкопоместные дворяне.

Первое слово, произнесенное младенцем, было слово БОГ. Изумил он этим мамок-нянек, что и говорить! Великой мистикой повеяло от этого на окружающих...

От хлебных одежд или от раннего познания Евангелия (читать стал в 4 года, рисовал тоже прекрасно), но тщедушный на вид мальчик имел несгибаемый дух и редкую работоспособность. А также лучезарность. Что называется, от Бога пешком... Это чуяли все окружающие - как простой и служивый люд, так и вельможно-царские особы, и это помогло ему выдержать всё, что беспрерывно подкидывала судьба – словно летчику-испытателю сверхновых скоростей и энергий. Возможно, он был одним из первых экземпляров детей "индиго" или "инопланетянин" – в лучшем смысле этого слова. Неся высокую, перерождающую дУши энергию во все слои русского общества, во все концы страны, он сновал между ними "челноком"-коммуникатором - как устроил Промысел, и тем самым готовил переход на новый уровень сознания, но... без крови. бессмысленных бунтов и революций. Скорее, его взгляды можно отнести к консерватизму - сохранять и преумножать лучшее, нетленное, Божие...

"Помазанность" особой энергией юноши выражалась в том, что имел он необыкновенное обаяние, харизму, интуицию. Можно сказать, ведовство. А и то: ведь место рождения то его – Казань – от древнерусского «казать» - значит, пророчествовать… Стык Европы и Азии, двух тектонических плат, место встречи двух разнонаправленных энергопотоков – восходящего и нисходящего… Тут или пан или пропал.
Искушения, правда, были – и большие. Как любому пророку. Карточная игра стала камнем преткновения для молодого Гаврюши, как выход буйной и страстной натуры, как излюбленный способ борьбы князя тьмы за столь даровитую душу. Играл, доходя до гибельного края...
Но Бог не дал упасть, уДЕРЖал…

Слушаю гида – красивую женщину, бесповоротно влюбленную в личность Гавриилы Романовича (он всегда нравился женщинам!) - и прохожу вслед за ней по анфиладе комнат. Всё дышит скромным благородством. Какое везение, что я попала сюда! В этот воздух... нет, не прошлого, а будущего! Нам еще расти до этого уровня Осознанности и управления высочайшей энергией...

Да, удивлял и продолжает удивлять Державин! Знания – куда там энциклопедиям! Космос! Который он, кстати, любил не меньше космонавтов… Родство с ним чуял.

Архангелический дар Гавриила – быть божественным воином, крепостью Божьею. И проявился он на глобальном уровне даже, а не только на шестой части суши. Но в чем он и от чего проистекал?

Если одним словом - я назвала бы этот Дар ГАРМОНИЕЙ. Редчайший дар! Божественная Гармония, Со-размерность жила в его сущности и личности, как в своем земном пристанище. Никто не смог бы так органично совмещать во временном и в душевном поле госслужбу, правозащиту, военное дело и литературу (есть, правда, пример Тютчева, тоже близкий), решать опаснейшие межнациональные конфликты-проблемы; никто не был так любим и уважаем многими разноликими народами, населяющими империю. Каждый год жители Казани привозят в дом к нему огромные охапки роз – чтят, любят, восхищаются…

Вот и сейчас снова вдыхаю я их аромат и вглядываюсь в портрет Гавриила Романовича – в шапке и шубе, на большом камне-твердыне. Какие же у него проницательные, всевидящие и теплые очи, как необычен для своего тёмного времени этот человек-посланник, с его надмирностью и восприимчивостью тонких материй. И как мало я знаю о нем, его деяниях, его загадке…

Но… В одиночку даже Архангел бессилен. Тем более, на нашей суровой планете. Тяжело – иногда невыносимо - приходилось Державину – меж молотом и наковальней, меж пожарами бунтов и темных страстей, завистью равных и  коварством сильных мира сего, меж грязной ложью и интригами, подозрениями в раболепии – разве поверит в искренность тот, кто сам лишь тлеет?…  Он же честно и неутомимо служил кассиром-финасистом (доверили деньги ему еще в армии – единственному), офицером, юристом, таможенником, губернатором, сенатором – и умудрялся оставаться при этом сверхчутким, тонким лириком, художником, музыкантом, миротворцем и факелом Духа, высочайшей нравственной планки, оставаться таким, каким его создал Творец. Необъяснимо!

В музее я поняла: именно для этого ему послали не менее сильных помощников. Первая жена – юная семнадцатилетняя Катенька. Встретил Гавриил ее случайно, уже в 35, ослеплен был красотой и чистотой ее облика и почти сразу сделал предложение. Она влюбилась тоже – сразу. И до своей ранней кончины служила  вдохновителем и охранителем своего гениального мужа. В том, что он гений, Катенька ни разу не усомнилась.

Но ушла Катя безвременно. А вслед ей появилась могучая Дарья – не уступающая по даровитости и необычности ума своему супругу Гаврюше. Инновации – вот был один из ее коньков. Следила за всеми изобретениями. Например, она первая в стране купила ткацкий станок в хозяйство, но дело даже не в этом. Дарья являлась носительницей  космического разума – под стать Державину. Ей были ведомы тайные знания практически обо всём, включая местность, природу, скрытую эзотерику пространства и его форм, способы мышления  и даже исторического предвидения. И самое главное – она прекрасно осознавала, для чего живет – помогать мужу в его укреплении российской державности, питать корни ее  - женским чутьем и божьей силой. Имение Дарьи  Званка на реке ВОЛХОВЕ – этому немало способствовало, оправдывая свое название: волхвовать-ведать. Знать будущее наперед и помогать-программировать, чем можешь...

Три великих божественных чувства владели Державиным по жизни - красоты, законности и свободы. Их воспевал и соединял через ЯЗЫК, им поклонялся и остался их верным слугой - несмотря ни на какие козни лукавого. Ради них не жалел ни собственных денег (книги для просвещения людей, культурные нужды и пр.), ни времени, ни душевных сил.

Его искреннее, простодушное восхищение Екатериной Второй, которого она во многом заслуживала, позже сменилось разочарованием - при приближении к подлиннику. Но кто из нас не переживал такого? Только тот, кто не любил и не родился пиитом...

Воюя за правду везде и во всем, против казнокрадства и произвола, он нажил себе немало врагов, и в конце концов, не "сработавшись" с императором Александром, Державин ушел в отставку с весьма скромным жалованием. Писал - очерки, заметки, стихи. И басни писал – около сорока… Многослойный и многозначный смыслом полнились его произведения – как поэтические, так и философские, политические и экономические, его референции по управлению страной, прозорливые заметки по национальному вопросу.

Но Гармония как родительница всей этой мудрости  нуждалась в поддержке: и вот он передо мной во всей красе, дом Гавриила Романовича – плод духовного труда и любви Дарьи – здесь и круглый мини-театр, и музыкальный зал (теперь здесь устраивают светские балы в одеждах 19-го века выпускники питерских школ и лицеев), здесь и чудесные полотна, множество панно из колосков (опять хлеб!)… Здесь и великолепный, прозрачный сад, в который смотрят окна кабинета…

А в кабинете, над столом новое для меня откровение – «Река Времен» - в виде державного государства Российского, с многочисленными притоками, сильное, не подвластное времени, устремленное в вечность. Это любимая картина-символ Державина. Он подолгу смотрел на неё, как будто молился о будущем России, видя многое, что ждёт ее впереди. И последнее, не оконченное стихотворение его так и называлось – «Река времен в своем стремленье…» Рукописные строчки на листке, многоточие...

Внезапно понимаю: он был воин Христов. Поистине!
Но что же самое бесценное, что защищал он всю свою жизнь, веля беречь как зеницу ока, как веру предков, как отчий дом?  Нашу родную речь, русский язык! Русский язык - как вселенское явление, как корень осмысленной земной жизни, как проекцию Бога на планете людей…

«Беседы любителей русской словесности», общество, организованное и опекаемое Державиным – один из путей такой защиты. Передо мной портреты Крылова, Фонвизина - тех, кто посещал здешний дом Державина и вместе с ним отстаивал чистоту русской речи от западной экспансии. Очень обидно, что за этим обществом («благодаря» Шишкову) закрепилась репутация ретроградов…

Надо сказать, что темные силы поработали основательно, чтобы исказить или затушевать образ этого великого гражданина нашего отечества и блестящие качества, обращенные ему на службу  – смелость самоотдачи, сверхчеловеческая активность, сочетающаяся с личной скромностью, неистребимые искренность, справедливость и  стремление к просвещению народа на деле, а не словах.

И ещё - Державин удивительно современен - вот что я почувствовала в его доме на Фонтанке. Ведь Дух - он вне измерений, вне человеческих рамок и убийственных лап Хроноса.

Вот, например, стихи Поэта, гармонично не любившего крайностей, к Европе и либералам:
 
"О вы, что в мыслях суетитесь
Столь славный Россу путь претить,
Помочь врагу Христову тщитесь,
И вере вашей изменить!
Чем столько поступать неправо,
Сперва исследуйте вы здраво
Свой путь, цель Росса, суд небес;
Исследуйте, и заключите:
Вы с кем и на кого хотите?
И что вам Року перевес?
Ничто. Коль Росс рожден судьбою
От варварских хранить вас уз,
Томаров попирать ногою,
Блюсть ваших от Омаров муз.
Отмстить крестовые походы,
Очистить Иордански воды,
Священный гроб освободить,
Афинам возвратить Афину,
Град Константинов Константину
И мир Афету водворить."

Прозорливые и наставляющие сочинения Державина и дар его сокровенной связи с единой нравственной осью мира, с Первоначалом нам еще не открыты, увы. Не соответствуем, видимо. Но есть надежда…

Музей закрывался, так мгновенно пролетело это незапланированное свидание. Во дворике, на фоне особняка - юный Гавриил. Невозможно оторвать взгляд от его прекрасно-вдохновенного лица - тонких черт, высокого чела, впору влюбиться насмерть. Нежданно-негадонно. Вот тебе и "старец"... Но тут еще и духовное, огненное родство! Так, наверное, влюбляются в кузенов...

П.С. Вот что, уже позднее, нашла я у Я.Грота, ведущего биографа Державина: «смелый, решительный, настойчивый, прозорливый, предусмотрительный, до поразительности деятельный человек, смотрящий на службу, не как на средство к существованию и наживе, а как на исполнение своего нравственного долга, как на известный способ служения на пользу общую. Отсюда и проистекало его ничем не побежденное стремление соблюдать во всем закон, правду и справедливость. Еще в молодости, участвуя в усмирении Пугачевского бунта, он уже обнаруживал замечательную способность широко обнимать вопрос и с прозорливостью государственного человека быстро находить способы выйти из затруднения. На губернаторских постах он является не только ревностным администратором, но и просвещенным начальником, старавшимся вносить свет образования в местную среду. Достигши высших государственных должностей, он обнаружил широкий государственный ум, ясно понимая истинные интересы отечества и ревниво их оберегая…».

Сухая характеристика. Надо побывать в обители Державина, надо услышать то, что говорят о нем предметы, ощутить их священную вибрацию, их кристальный посыл - через века, через горы информационного сора и через собственную леность. Понять, на каких столпах стояло и стоять продолжает государство российское.
И принять эту чистую и мудрую энергию - во имя Державы Российской, во имя правды и прави.

Вдохновение от Державина: http://www.proza.ru/2015/03/31/607