Ленка Козакова

Книга Нина Владимировна
Н. В. К Н И Г А



Л е н к а К о з а к о в а



Р а с с к а з



В нашу не большую, но самую прекрасную деревушку на свете, где я родилась и прожила самые наполненные десять лет своей жизни, каждое лето приезжали дачники. В основном это были родственники хозяев, которых судьба раскидала по нашей необъятной Родине. У каждой калитки звучал детский смех, со двора доносились звуки мячей и скакалок. Вечерами все ребятишки собирались за нашим домом, на горке и огромной полянке, которая плавно перетекала в распаханные за домами огороды. С другой стороны полянки начинался лес. Вначале это были отдельные деревца, затем лес становился все гуще и гуще и поднимался куда-то к небесам зелеными террасами, на которых стройными рядами росли вековые ели.
Я перешла в то лето в третий класс, сестра - во второй, брату исполнилось три года, но нас все-равно называли малышней, так как старших по-возрасту ребят было гораздо больше. Когда брат уже крепко спал в своей кроватке, на полянку со всех дворов спешили ребята и сразу начиналась игра. Мы делились на две команды, равные по количеству членов, кто-то оставался "на замене". Победить было не легко, так как каждая команда рвалась только к победе. Во что мы только не играли: в казаков - разбойников, в али-баба, в лапту простую, в круговую, в выбивалы, в палочку-выручалочку, в прятки и многое другое. Ни один раз приходилось маме выходить на крыльцо, чтобы загнать нас домой.
Все ребята были очень дружны, общались уже ни один год, поэтому мы всегда с сестрой с нетерпением ждали начала лета.
Первой приезжала Ленка Ермолаева, из города Сланцы, Ленинградской области. Привозили ее всегда дедушка с бабушкой, у которых она и жила потом все лето. Ленку мы называли Козаковой, по-бабушке, так было проще.
_А знаешь, я недавно видела Ленку, они уже подходили к своему дому, впереди шел дедушка с чемоданом, а за ним Ленка с бабушкой. Она так выросла! - щебетала сестра, прибежав с улицы.
Я домывала на кухне посуду и решила протереть еще и пол на кухне, который изрядно забрызгала водой.
Покончив с полом, я увидела в окно, что Ленка подходит уже к нашему крыльцу. На ней одет симпатичный, серый с белой отделкой, спортивный костюмчик. Я посмотрела на замызганный подол своего платья и настоящий ужас охватил мое сердце. Я подбежала к шкафу, распахнула дверцу и первое, на чем остановился мой взгляд, было мое новое демисезонное пальто, которое мне купили родители к школе, в нашем сельмаге. Пальто было голубого цвета в черную крапинку, c большим округлым воротником и такими же округлыми, нашивными карманами. Яркие, перламутровые пуговицы выделялись на нем, даже в темноте. Я быстро одела пальто и только застегнула его на все пуговицы, в дверь легонько постучали. Мы все дружно ответили:"Войдите!"
Ленка открыла дверь и с воплями бросилась в наши объятия. Мы обнимали и целовали друг друга, кружились держась за руки и повизгивали от переполнявших нас чувств. Немного подустав, присели у печки, на скамейку. Напротив нас, на полу, сидел наш брат Илюша и с интересом разглядывал Ленку. Она была ровесницей моей сестры Валечки и необыкновенно красивой. Рыжие волосы аккуратно подстрижены. Широкий Ленкин лоб закрывала густая челка. Лицо и тело покрывали рыжие пятнышки, но не яркие, а какие-то не заметные и очень нежные. Глаза у Ленки были огромные, васильковые, они очень выделялись на ее загорелом лице. На губах всегда сияла смешливая улыбка.
_ А почему ты в пальто? - неожиданно спросила Ленка.
_ Да мы собирались на улицу, - оправдывалась я.
_ Так идемте скорее! - скомандовала Ленка.
Она взяла на руки Илюшу и мы все вместе побежали на нашу горку. Поднявшись наверх, все, как по команде, повернулись к деревне. Деревянные домики утопали в зелени, в садах зацветали яблони и вишни. За участком наших соседей виднелся пруд, из которого брали воду для полива.
_ Как же хорошо! Я приехала! Я , наконец, с вами! - крикнула Ленка и плюхнулась на траву, оттолкнулась и покатилась с горки вниз, вращаясь всем телом с бешеной скоростью. В этом была вся Ленка. Сколько помню себя, всегда помню Ленку. Каждое лето мы проводили вместе. Она была совершенно непредсказуемой и никто не знал, что выкинет Ленка в следующую минуту. Она была единственным ребенком в семье и очень избалована всеобщим вниманием. Свои наряды Ленка меняла каждый день, а иногда и несколько раз на дню. Мне было очень жаль ее красивого костюмчика, но Ленка была совершенно счастлива и уже поднималась на горку вверх, чтобы опять повторить свой трюк. Теперь уже к ней присоединилась сестра и даже брат попытался скатиться с горки, но у него пока не получалось. Мне тоже очень хотелось составить им компанию, но мешало, конечно, новое пальто. Я помчалась домой со всех ног. Съняла пальто и грязное платье, быстро надела свой спортивный костюм, который был мне уже маловат и вернулась на горку. Мы катались с горки наперегонки, все больше увеличивая скорость. Казалось, что земля гудит и вращается вместе с нами. Затем мы усаживались в кружок наверху и Ленка рассказывала свои истории. Сейчас-то я понимаю, что это были ее фантазии, но тогда мы слушали Ленку затаив дыхание и очень переживали за нее. Мне было очень интересно наблюдать за Ленкой. Она менялась с каждым приездом. Появлялись какие-то новые словечки, новые жесты.
Играя в свои игры, мы совершенно забывали о времени и только мамин голос возвращал нас в реальность.
Прощаясь с Ленкой, обязательно обговаривали, во сколько она придет завтра.
_ Раньше двенадцати не приду, должна выспаться, - успокаивала нас Ленка.
Мы очень радовались такому Ленкиному решению, потому что должны были переделать с утра кучу домашних дел.
Пока брат еще спал, мы брали с сестрой две огромные корзины и отправлялись к ручью, за "лягушатником". Это были очень мягкие, большие листья, на таком же мягком стебле. Набив плотно ими обе корзинки мы возвращались домой. Затем бежали в свой огород за другими листьями. Мы обрывали самые нижние, под вявшие листья у капусты, свеклы, моркови, редьки, репы и бросали их вместе с "лягушатником" в длинное, деревянное корыто. Двумя сечками, изогнутыми как латинская буква "s" мы рубили и измельчали листья, подкладывая все новые порции. Затем уже измельченным "крошивом" мы набивали два больших бака, чтобы мама смогла вечером запарить траву для скота. Покончив с травой, я брала коромысло, ведра и отправлялась на колодец за водой. Три раза гуляла я до колодца и обратно, чтобы наполнить бак водой и оставить с водой два ведра. Сестра в это время тоже таскала воду в бочку, из пруда, для полива. Затем я кормила кур и поила теленка. Покончив со всеми делами, мы радостные бежали домой и отмывали руки "земляничным" мылом. Умывшись и переодевшись в яркие , летние платья мы будили брата, умывали его и усаживали к столу. Я доставала из печки ароматную, c коричневой корочкой запеканку, резала ее на несколько частей и разливала в чашки холодное молоко. Все уплетали "за обе щеки", поглядывая на добавку. Чаще всего в этот момент раздавался уже знакомый такой стук в дверь и на пороге появлялась Ленка.
_ Долго вы спите, сони-засони, я уже давно позавтракала, - ругала нас Ленка и с удовольствием помогала нам справиться с запеканкой.
Переодев брата, мы всей толпой отправлялись на озеро. С нами ходили и наши дачники, они жили в доме напротив. Детей собиралось очень много, поэтому с нами обязательно ходил кто-то из взрослых. До озера идти метров триста, мы быстро проходили узкую полоску ржи и выходили к домику, который стоял на самом берегу. Рядом с ним, на песке, росли раскидистые ивы, стояло в стороне несколько рыбачьих лодок, везде валялись ракушки. Это было наше излюбленное место. Мы сажали брата в тенечке, под ивой, а сами наперегонки уплывали " до первой мели", где глубина была ниже колена. Взрослые могли до нее и дойти,
в самом глубоком месте им было "по горлышко". За первой была и вторая мель, но плыть до нее гораздо дальше и нас туда уже не пускали. Подростки ловили с плота рыбу и мелочь отдавали нам, для кота. Вода в озере была очень прозрачной и рыбы водилось много, разной.
Вечерами мы тоже не скучали, нас ожидали игры с ребятами, но если на клубе висела афиша, то игры все отменялись. Мы получали от родителей по "пятачку" и всей толпой бежали в кино. Клуб находился в соседнем поселке, всего в полукилометре от нас. Всех детей сажали на первые ряды. Задрав голову кверху и затаив дыхание, я ждала когда же, наконец, зазвучит музыка и на экране появится изображение серпа и молота. Звучала музыка, эмблема Мосфильма заполняла собой весь экран и сердце, переполненное радостью, казалось сейчас остановится. Особенно мы любили комедии Гайдая, которые крутили в нашем клубе каждую неделю. Мы с удовольствием изображали героев фильмов, стараясь попасть в нужную интонацию. Лучше всего это получалось у Ленки, она была очень музыкальна и несомненно талантлива.
Однажды, жарким, летним вечером, родители вернулись домой с сенокоса. Отец распряг повозку, лошадей отвел в конюшню, позвал нас и сказал, что на телеге нас ждет сюрприз. Мы быстро подбежали к телеге и увидели корзину, поверх завязанную платком. Мы все дружно забрались в телегу, Ленка была, конечно с нами, как же без нее, сняли платок. В корзине оказалась крупная, уже переспелая земляника, почти пол корзины. Я посадила брата рядом с корзиной и мы все дружно набросились на ягоды. Ничего вкуснее я пожалуй в своей жизни не пробовала. Мы очень увлеклись и не заметили, что из нашего огорода к нам идет мама и держит в руках длинную крапиву.
_ Бежим! - скомандовала Ленка и потянула меня за рукав. Мы прыгнули с телеги и помчались на другой конец деревни, на телеге остался один брат.
От пруда потянуло дымком. Это родители и наши соседи, Трусовы, варили в чугунках молодую картошку на костре, для окрошки. Очень хотелось есть и мы с сестрой отправили Ленку на разведку. Ленка вернулась и сказала, что мама уже не сердится и ждет нас ужинать, вместе с Ленкой. Радостные мы помчались домой, наперегонки. Мама встретила нас спокойно и усадила за стол. Мы ели горячую картошку с окрошкой. И что это была за окрошка? С домашним квасом, зеленым луком, укропом и огурцами, которые срывали прямо с грядки, свежайшей сметаной и яйцом. Это была сказка, а не окрошка. За едой мама все-таки немного пожурила нас с сестрой. Сказала, что мы не плотно прикрыли калитку в огород и куры изрыли все гряды. Я знала, что это сделала сестра. Она была очень маленького роста и ей было не легко закрывать тяжелую калитку. Я, конечно, должна была проверить, но я этого не сделала и поэтому молчала, как рыба. Жаль было только маму, после рабочего дня, ей пришлось поправлять грядки и одной их поливать.
В один из вечеров, мы сидели с сестрой и Ленкой, на скамейке, у ее дома. Ее бабушка Дуся подоила корову и пригласила нас выпить молока. Мы с радостью согласились и даже не ожидали, что молоко с нами будет пить и бабушка, и дедушка Егор, и тетушка Маша, у которой не было своей семьи и она проживала вместе с ними. Мы пили молоко с булочкой, которую испекла бабушка Дуся утром, в русской печке. Булочка была очень вкусной, c хрустящей корочкой. Дедушка подробно расспросил нас об учебе, посоветовал Лене с нас брать пример. В соседней комнате кто-то закашлял. Мы поблагодарили бабушку и собрались уходить. Бабушка Дуся сказала нам, что в комнате, за занавеской лежит прабабушка Лены, что ей уже сто четыре года, но память у нее хорошая и мы можем с ней пообщаться.
Мы прошли в комнату и в не решительности остановились.
_ Идите, идите сюда, по-ближе, - позвала нас бабушка.
_ Вы чьи же будете, такие глазастые? - спросила она.
Мы рассказали бабушке о нашей семье. Она помнила даже наших дедушек, которых мы никогда не видели. Много нового мы узнали о наших родственниках и хотели уже уходить.
_ Что же мне подарить вам? - забеспокоилась бабушка.
Мы сказали, что ничего не надо, что как-нибудь зайдем еще.
Бабушка попросила Лену передать ей не большую, деревянную шкатулочку. Из шкатулочки она достала свернутые в рулончики атласные ленты и отдала нам. Ленты были яркие: красные, желтые, голубые, белые, зеленые. Мы поблагодарили бабушку и побежали домой, хвастаться.
Дома мы рассказали маме о Лениной прабабушке и отдали подаренные ленты. Мама сказала, что еще в период ее молодости такие ленты девушки вплетали в косы, украшали ими свои венки, когда собирались на гулянье, использовали их для отделки сарафанов, передников, капроновых лент тогда ведь еще не было.
_ Вот вчера начала вам шить сарафаны и голубые ленты очень подойдут для отделки, - сказала мама и приложила на ткань ленту. Нам это очень понравилось и захотелось по-скорее нарядиться в такой сарафанчик.
Укладывая нас спать, мама неожиданно сказала, что в соседнем поселке живет ее тетушка, по-отцу, Нюра. Ей тоже уже исполнилось сто три года. Она стала плохо видеть и слышать, поэтому из дома уже не выходит. Спать мне не хотелось и я попросила мамочку рассказать о тетушке Нюре.
_ Жизнь у тети Нюры была не простой, - начала мама свой рассказ.
_ Она родилась в верующей семье, росла очень крепкой, работящей, но родители очень рано ее отдали замуж, потому что семья была многодетной. Мужа взяли служить в царскую армию, надолго, а потом началась война, он остался воевать. Тетя Нюра жила все это время одна, с двумя детьми. По деревням тогда ходило много нищих и калек. Тетя Нюра их всех привечала; и накормит, и баню им стопит, и спать в тепле уложит. Когда муж вернулся с войны, ему это очень не понравилось. Он ругал и избивал жену, но она все-равно старалась помочь каждому. Или вот даст Богу обет молчания и молчит, и месяц молчит и два. Если даже кто-то зайдет в дом и что-то возьмет, все-равно слова не скажет.
_ Мамочка, а с кем она живет сейчас?
_ Живет в семье у сына, моего двоюродного брата Феди, живут хорошо, никто ее не обижает. А мужа ее уже давно нет в живых, долго болел и умер.
_ А ты нас как-нибудь с ней познакомишь?
_ Ну конечно, как-нибудь зайдем, на пасху.
На пасху мы действительно пошли в гости, но сначала в другую деревню, к нашему крестному, дяде Леониду, а уже под вечер мы пришли вместе с семьей крестного, к тете Нюре. В доме собралось так много народа, что мы, дети решили туда и не заходить. Мы качались, по-очереди, на качелях во дворе и всегда из окна смотрела на нас худенькая, пожилая женщина в темном платочке. Это была тетушка Нюра.
Прошел еще год и мы уехали из деревни всей семьей и никогда больше не встречались ни с тетей Нюрой, ни с Ленкой.
...Прошло много лет, мы жили в городе и воспитывали с мужем троих мальчишек. Однажды к нам заглянул мой двоюродный брат, Павлик. Он только вернулся из деревни, из отпуска. Из той самой деревни, где я и родилась. Павлик рассказал нам как провел свой отпуск, как помогал своему уже старенькому отцу, который последние года проживал один в доме. Передал мне приветы от родственников, которые проживали в соседней деревне.
_ А знаешь, у магазина встретил Ленку Козакову. Я правда ее не узнал, но она сама подошла ко мне и поздоровалась, - сказал Павлик.
Я вдруг почувствовала, как запершило в горле, как трудно справиться с нарастающим волнением.
_ Она наверное очень изменилась? - поинтересовалась я.
_ Ну конечно, она раза в два шире тебя, очень высокая, приятная такая женщина. Волосы волнистые, собраны в пучок, но все такая же веселушка и хохотушка. Приехала в отпуск с тремя детьми и мужем. Дети у нее разного возраста, младшему только два годика исполнилось. Вам всем большой привет передавала, все расспросила о вас. Долго мы с ней болтали, но на следующий день мне надо было уже уезжать, больше не виделись.
Я слушала Павлика и мне казалось, что я тоже побыла вместе с ними, на своей малой родине, прошлась знакомыми тропинками и дорожками, и даже прогулялась до озера, и, конечно, доплыла до первой мели.



Март, 2015 год, город Санкт-Петербург.