Заочные препирательства - хочешь быть...

Виктор Золя
     Чтобы жить, человек должен считать высшими и решающими ценностями три вещи: Разум, Цель, Самоуважение. Разум как единственное орудие познания, Цель как выбор счастья, которого это орудие должно достигать, Самоуважение как нерушимая уверенность, что он способен думать, и его личность достойна счастья, что означает – достойна жизни. Эти три ценности требуют всех добродетелей человека, и все его добродетели связаны с отношением существования и сознания: разумностью, независимостью, чистотой, честностью, справедливостью, эффективностью, гордостью. Величие – это способность строить жизнь на трех основополагающих ценностях – разуме, цели и самоуважении. Они приведут вас к любой цели, но не заменят вас у штурвала.

 Айн Рэнд.




Эразм Фроммсократ


 Вот по случаю кончины А.Арканова показывали по "Культуре" его встречу со зрителями, и на вопрос - что есть для него свобода? он высказался о двух её уровнях:

"делаю - что хочу" и "чего не хочу - не делаю", а про "должен" никак не упомянул почему-то...

у госпожи Рэнд так человек мало того, что должен, он "должен считать" чегой-то там высшим и решающим, а счастье доступно только достойным, прилежным и аккуратным в расчётах...

"Разум" - вещь небесполезная, но не гарантирующая безмятежного счастья,

"Цель" - очень нужная вещь, но при её диктатуре она и на счастье кладёт монопольную лапу...

"Самоуважение" - само по себе уже гарантирует счастье осознания своей исключительности и подталкивает к самоупоению ним на вершине , недоступной для непосвящённых, на которой, однако, счастливца чаще всего ждут объятия Люцифера...

по мне, так быть по человечески счастливым может любой индивидуум, способный воспринимать себе подобных как сущностей, обречённых на борьбу их душ за право на голос и самоопределение в организмах, вынужденных подчиняться самоуправству властолюбивых разумов (как собственного, так и посторонних) , своим примером демонстрируя возможность мира и взаимоуважения упомянутых противников (ставших таковыми в суровых буднях цивилизационного беспредела), при условии хоть малейшего не то что понимания, а хотя бы уважения к своим усилиям со стороны объектов его внимания...