Диалектика веры, по... детски

Владимир Рысинов
Выставил вперёд ногу, заявил нетвёрдым баском...
- Не суеверный и не верю ни во в чё.
- Австралию хотя бы разрешаешь? Ведь не видел, и не хаживал по ней.
- В приметы не верю, и вообще атеист.
- Не веря во что-то, признаёшь его наличие. Каким представляешь то, во что не веришь - вопрос интересный? Если дедушкой на облачке, то понимаю - своему же представлению возражаешь.
А вот если, вообразить себе его, как Решение задачки, которое содержится в условии, но пока отсутствует? Нет его, но подразумевается. Есть, но не видимо. Чтобы отыскать, нужно помучиться.
И ведь каждый человек своей жизнью неустанно ищет чего то конечно-ясного, обобщающе-верного.

- А в Деда мороза, который приносит мелким подарки, веришь?
- Это родители обманывают.
- Родители приходят, уходят, но подарки всегда появляются. Их приносили мне, тебе, их станут приносить твоим детям. Значит - Дед Мороз всё таки, словно бы есть. Над головами, в круговороте пусть даже посмеивающихся?

Призадумался.
Увидит ауру над материей? Дополнит четырёхмерное пространство, пятым, необходимым измерением?
---

Результат спора - разрыв дипотношений.

Общественное бытие или общественное сознание - принципиальный вопрос.
Чем определяется что?
Общество огромно и много-сложно. Но, поскольку состоит из людей, само - огромный человек и развивается подобно каждому, любому.  Поэтому не решать ли претыку общественную, наблюдая за обычным живым человеком?

Вот реальный жизненный пример...
- Сережа, ты откуда здесь?
- Сначала жил в другом детдоме, а после первого класса приехал в этот.
- Но откуда ты взялся вообще, где твои родители.
- Нне знаю.
- Ты же прислал письмо, в котором просил, чтобы мы нашли твою маму? Где то взял её адрес?
- Из личного дела. Галина Павловна читала нам.
- А ты видел маму когда нибудь?
- Фотокарточка была... только она у меня потерялась.
- А какой ты маму помнишь?

Ушёл в себя стеснительной улыбкой. Голосом утишенным, тёплым, бережно выдохнул...
- Она беленькая...  в платке...  нежная.
- А что бы ты захотел ей сказать, передать самое-самое важное?
Новые поиски, уже в заботе покровительственной...
- Чтобы не пила...  Не курила, потому, что дым... И чтобы не бросала детей.
Загрустил.

Сюжет лишь предисловие.
Мятый перекомканный конверт. Письмо в редакцию местного телевидения - "Дорогое телевиденье пожалуста скажите маме Титове Нине Ивановне. Чтоб приехала за мной. Живёт она в городе Калтане ул. Пасечная 15, подезд незнаю, квактиру незнаю.  (так на листочке)
Здравствуй мама. Пишет тебе твой сын, Серёжа. Мама, почему не приезжаешь в интернат? Я так хочу домой. Если ты не хочешь меня взять, то может быть у меня есть какая нибудь родня? Я пойду в пятый класс. Я учусь хорошо, особенно люблю математику. Мама, отзовись пожалуйста. И забери меня. До свидания, твой сын Титов Серёжа".

По адресу, что указал мальчик в письме, на всей улице из края в край, такая женщина никогда не проживала.
(Документальный фильм Юрия Светлакова "Здравствуй мама" 1994 )

И только сейчас важное...
Что загадывал Серёжа, выводя буквы, стараясь не подкачать с правописанием?
О чём, наверняка ведь, плачет по вечерам, пропитывая подушку едкими слезами, чувствуя, как день за днём уходит время... неумолимым течением проносит, уносит щепочку, лодочку, ковчег спасения. Его надежду на явление родной... нежной... в платочке...  которая могла бы забрать его домой... которую он мог бы защищать и беречь? Без которой жить пусто, холодно.
Понапрасну вызвал в командировку людей.  Схитрил с фотокарточкой и личным делом.
Вруша?

Ээээ...
Что высматривал сиротинушка в своём одиночестве, подыскивая ответ на вопрос корреспондента? Ведь что-то же видел он в представлении, кому-то отвечал улыбкой? Возможно солнышко, без которого на Земле не жить? Возможно Царствия сказочные, небесные?

Скорее же всего - их отсутствие. Дистанцию между тем, что есть и тем, как должно быть.
Мальчишка - не только страдалец, он - энергия одоления, все они такие. Надеждой перерос в веру. Письмом оформил Евангелие. Потянулся за подмогой ко взрослым, растормошил, помогать заставил.
И этим, если взглянуть из под облаков на него, микроскопического... на всех при-всех людей - морем за горизонты... подкрепил масштабную надежду всех живущих, наивным довеском.


И вывод из примера таков - Сознание вкоренено в человеке изначально, и направляет его бытийственные поступки?
---

Тогда почему, уже принятый идейный посев, отвергается подростком?
Ведь, будучи маленьким, он не сомневался. Каждый из нас в своё время ждал, и обнаружив подарок под ёлочкой, в тапке под кроватью, уходил счастливым взглядом в себя, устремлялся душевным воображением в волшебную даль, представляя себе сказочного Дедушку, веря в любовь его истово?
Посев был произведён до самостоятельности.
И с пробуждением её, что-то произошло?

Может ли идея, если представить её растением, не отвергнуться практической почвой - человеком... например при условии, что она - поучение, книжность и только лишь? Если форма подачи не признаёт самостоятельности?
Обязана отвергнуться. Но не в сущности, а в неприятии формы.
"Почва", пусть и приняв идею, постарается прорастить её, уже "от себя". Приватизировав семя, бросить в рост "собственное" древо. Самой совершить чудо.
Помните Достоевского - "Покажи русскому мальчику карту звёздного неба, о которой он вчера и представления не имел. И через день он вернёт карту со своими поправками".
Так уж ей, двуногой "почве" хочется, нужно так. Реализовать упорство ползунковых времён - "Я сам".  Условие для взращивания - жизнь в заботе о другом. Желание - слёзы подопечного оттереть и заменить его же улыбкой.

И тогда ответ прозвучит так - Бытие пробуждает и выняньчивает сознание, являясь ему причиной.
---

А что же тогда сам человек, среди бытия и сознания?
В поступках детей нет примеси. Опыт чист. Понаблюдаем за поведением...

Принят дитя в семью. Прижился. Откуда не возьмись, беда-счастье. Органы опёки собирают детей в загородный летний лагерь. Формируют списки, группируют желающих.
Ан нет, упёрся и слышать не желает. Год, второй... еле как уломали.
Бровки скорбны, губёнки жалобны. Проводы у автобуса.
В самый момент разлуки ухватывается за приёмную маму. Чем ласковее уговаривают, чем упорнее тянут, тем крепче держится.
И вот момент, который запомнят педагоги. Одна, двое... мама помогает уговорами... ребёнок словно перетягиваемый канат, вопли, будто котёнком в реке топят, слёзы и прочее градом, рубашка, штаны - всклокоченным ворохом.
- Да что это такое?  Воспитатели ошарашены, недоумевают. Дрожь колотит, изумлены - "Ну и не надо нам такого, везите его домой, обратно". Мама затиснута вспотевшим тельцем - Господи.

В следующий сезон уговорили, проводили - большой уже. Через неделю звонок - Заболел, не ест, приезжайте.

И впрямь ведь - неземное явление. Вернее - земное, притяжением.
Есть особый вид детской привязанности, это сцепка ребёнка оставленного родившей матерью, с матерью приёмной. Хватка, крепче любого клея. Вплоть до болезни от разлучения.

Чем обьяснить?
Скорее всего - разлукой пусть неосознанной, но учтённой подсознанием. Потерей необходимого ощущения - бъющего рядом сердца вышнего. А уж после потери, вдруг услышав биение другое - ухваткой утопающего за спасательный круг, не рассуждающей, конвульсивной, судорожной. Вторым, не плотским рождением.

Потерявший однажды, повторный шанс не отпустит.
Примитивный инстинкт самосохранения?
Пожалуй, и здесь нечто большее - если основа существования не досталась человечку естественно, он вырвет, выпросит её своими усилиями. Ибо - без солнца, без плода  поле пусто. Человек не помыслит себя шалашиком, устремится храм выстроить.
---

Так что же первично, бытие или сознание?
Морщат лбы философы механистичного понимания. Высекают искры сражением доводов.

Идея привносится в практику или назревает в её почве?
Бог был до нас, или он наш - наше требование?
Чем жизнь закручивается?

Сложнейший "агротехнический"... не просто приём, нет... своеобразная алгебра живо-творения.

А спросим крестьянина, что неторопко вращает оборот кур и яиц... который рассыпает, чтобы собирать осенью и собирает, чтобы весной сеять.
Неопределившиеся векторы синтезирует в производную, материализует живым феноменом. 
Из палитры ничтО, синтезирует нЕчто.
Вдруг да осознаёт, знает, пояснит?

- Первичен процесс... сотворчество бытия и сознания - устало ответит.
- При заботливом, любящем участии, - отвернётся занятым Демиургом.
---

- Так ведь, доказательствами  взяты поступки слабеньких, судьбой расплющенных. И - кто же на войне не взмолится?
- Но давайте попустим параллель.
Сиротский дом - слепок общества. В котором взрослые, тоже и всё ещё, отлучены от чего-то семейного, огромного. Словно капли дождя, не засветившиеся радугой. Не взошедшие посевы, планы не довершённые.
В которое верят даже взрослые. Которые претворяют даже атеисты.
Авторами Прозы пишут евангелия, благовествуя читателям. Возжигая над обобщённым бытием, ауру общественного сознания. Каждый, в свою силушку, всяк со своего края.

Бог нам в помощь.

P.S.
Писал нетленку одновременно с картиной, которую назвал "Кузбасс. Перспективы".