Цыганский платок

Лариса Веселкова
                СКАЗКА

   Давно это было. Кочевал по Украине один цыганский табор. Все было, как и в других кочующих цыганских семьях. Кибитки медленно двигались вдоль полей. В них цыгане не только передвигались, но и жили. Кибиток было пять. В первой кибитке ехал барон, т. е. старший по табору. Ничего не происходило без его разрешения. Он был молчалив и никогда не расставался со своей плетью. Малыши знали, что он пускал ее в ход, не только погоняя коней. Если они ослушивались старших, то плеть иногда танцевала и на их плечах.

   У него было четверо детей и красавица жена. У жены были длинные черные волосы. Ее тонкий стан восхищал любого человека. Без внимания не оставлял ее ни старый, ни малый. Казалось, что ничего не может скрыться от ее взгляда. Было в этом взгляде что-то такое, что заставляло людей волноваться. Дети просто боялись цыган. И когда они проезжали мимо села, дети  прятались по домам. А еще цыганка умела хорошо гадать.

   Вечером, когда табор останавливался, разжигали костер, все усаживались вокруг него. Начинали петь девушки цыганские песни.   Иногда устраивали танцы вокруг костра. Пока готовился ужин, цыгане пели грустные и веселые песни.

   Больше всего нравилось, когда танцевала жена барона. У нее был огромный цыганский платок, который во время танца переливался всеми цветами радуги. Он взлетал во время танца и был похож на крылья огромной птицы. Порой он нежно обнимал плечи женщины. Этот платок помнят все дети барона. Мать заворачивала их в этот платок, когда они были маленькие. В нем было тепло и уютно. Было такое ощущение, что время над ним не властно. Цветы на нем были яркие, и не было ни одной дырочки.

   Когда женщина танцевала вокруг огня, все оживали, становилось веселее, только барон становился еще молчаливее. Он курил трубку и молча, смотрел на жену. Его взгляд ничего не выражал, но дети знали, что в эту минуту лучше его не трогать.

   А еще возле костра рассказывали много историй, которые произошли с цыганами в разное время.

   Вот однажды и рассказала жена барона историю этого платка.
 
   Было это тогда, когда барон был еще молодым и горячим. Ему нравилась черноглазая девушка, которая сводила с ума всех одним только взглядом и умела гадать. Они и тогда кочевали, и тогда жарко горел костер, и тогда вокруг него пели песни и танцевали молодые цыганки.

   Решил юноша доказать свою любовь девушке. Захотел он украсть коня у Повелителя Степей. Они кочевали по степям и всегда цыгане находили там и тепло и гостеприимство. Существует правило у цыган «Не воровать там, где живешь». А цыгане жили больше в степях. Они любили ветер и простор. Цыгане люди свободолюбивые.

   Юноша знал, что этого делать нельзя. Но лучших скакунов, чем у Повелителя Степей не было в мире. Их грива была гладкая и развевалась на ветру как волосы любимой. А какие они были быстрые! С ними мог соревноваться только ветер. От одной только мысли, что его любимая будет владеть таким конем, у цыгана кружилась голова.

   Эта мысль не давала спокойно жить молодцу. А тут еще и девушка начала поддразнивать его и он решил, что сделает это обязательно и сегодня же ночью.
Цыгане были отличные конокрады.

  В эту ночь цыган исчез сразу, как только село солнце. Подкрался к конюшне Повелителя Степей, притаился, а когда луна поднялась уже высоко, вскочил он на лошадь… но тут произошло неожиданное. Ворота конюшни открылись, и вошел Повелитель Степей. Цыган был пойман с поличным, а когда цыгана ловили на воровстве, то его били плетью до тех пор, пока он дышал. Это выдержать никто не мог.

   Поймали цыгана и бросили в сарай.

   В это время молодая цыганка сидела у костра и раскинула карты. Ей тоже нравился молодой цыган, который не спускал с нее влюбленного взгляда. Раскинула карты и вдруг увидела, что над ее любимым нависла огромная беда. Смерть сидит рядом с юношей. Она, молча, поднялась, и тихонько ушла в ночь. Шла она не долго. И вот она у ворот Повелителя Степей.
 
   Ворота открыл сам Повелитель. Когда он увидел цыганку, которая была стройна, красива. Сердце его забилось сильнее, и он понял, что оно попало в плен к этой черноглазой красавицы.

   Провел он ее в дом, усадил за стол, налил вина и дал пищу. А потом не выдержал и предложил стать его женой. Но девушка опустила глаза и начала просить за своего конокрада. Она говорила, что любит его и выполнит любую просьбу Повелителя, но выйти замуж она не может за него.

   Рассердился сразу хозяин степей, а потом успокоился и говорит: « Отпущу его, если ты будешь танцевать всю ночь для меня».

   «Хорошо» - говорит цыганка.

   Разожгли костер, сел Повелитель Степей возле огня, а цыганка начала танцевать. Во время танца ее волосы метались по плечам, как крылья огромной птицы, отблески костра танцевали на тоненьком стане цыганки. Глаза ее горели, как угольки в костре. Движения ее были то быстрые, как ветер, то медленные и тогда казалось, что весь мир затаил дыхание и любовался ее движениями. Танцевала она уже долго, ноги у нее кровили и каждое движение давалось ей с трудом. После каждого шага на траве оставались капельки ее крови, но она продолжала танцевать. Уже высоко луна поднялась, вот она уже начала прятаться и начало подниматься солнце.

   Когда девушка перестала танцевать, ее ноги были покрыты синяками и кровоточили. Повелитель Степи сидел тихо, как заколдованный, он не мог отвести глаз от любимой, но понимал, что танцевала она не для него, а для того, что бы спасти того, кого любит.

   - Жаль мне, что этот танец ты танцуешь во имя спасения, но… я человек слова и очень уважаю данное слово. Я обещал отпустить юношу, если ты будешь танцевать всю ночь, значит, я его отпущу, но с одни условием. Когда я приду к вам, и захочу увидеть твой танец, ты опять будешь танцевать. А чтобы твой возлюбленный всегда помнил, кому он обязан своим спасением он получит от меня в подарок плеть.
Он принес платок. На этом платке были прекрасные цветы, они переливались, как живые. «В этом платке ты будешь танцевать для меня и со мной. И пока ты будешь держать свое слово, твой возлюбленный будет жить. Этот платок будет оберегать вашу семью от беды».

   Так в этой семье появился цыганский платок сказочной красоты. И когда повелитель степей шептал девушке, что он хочет видеть ее в танце, она танцевала, а барон становился чернее ночи, он знал, что сейчас его любимая танцует не для него и не с ним. А иногда она уходила далеко в степь и долго стояла на ветру. А ветер играл ее волосами и пел песню любви. Это была плата за  воровство цыгана. Но сделать он ничего не мог. Плеть на его поясе в это время жгла бок и ныла спина, как от побоев.

   Говорят, что с тех пор появился обычай в семействе цыган. В день совершеннолетия девушка в подарок всегда получала платок, а юноша получал в подарок плеть.

   В этом мире за все надо платить, это барон знает точно. Помни об этом и ты.