Рахманинов навсегда

Олег Кустов
«Моя музыка, – говорил о себе С.В.Рахманинов, – это плод моего характера, и потому это русская музыка».

Малайзия, Куала-Лумпур, башни-близнецы. В 1992–98 гг. государственная нефтяная компания «Петронас» потратила на их строительство 800 млн. долларов. Башни со шпилем высотой 451 м возводились на мягком известковом грунте, сваи вколачивались на глубину более ста метров – пока что это самый большой бетонный фундамент в мире.  Для строительства башен использовались материалы, производимые исключительно в Малайзии, – малазийцам пришлось специально разработать особо прочный и одновременно эластичный бетон, что говорит об уровне технологий в некогда аграрной стране. Небоскрёбы получились вдвое тяжелее аналогичных стальных. (См.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Башни_Петронас)

Одновременно с открытием близнецов Петронас в холле торгового центра, построенного в основании башен, в столице Малайзии появилась филармония со своим симфоническим оркестром. На своё пятнадцатилетие в 2013-м году афиша филармонии радовала именами П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева. Удивляла и эта любовь к русской музыке, и сам факт создания среды для классической музыки в далёкой мусульманской стране. Это ведь надо было не только симфонический оркестр к себе выписать, но сделать посещение его концертов модным, престижным, – публику воспитать. А это задача образовательная, гуманитарная, на уровне правительственных программ просвещения и культурного развития, требующая для своего решения тех самых пятнадцати лет и соответствующего содействия средств массовой информации. Очевидно, что за прошедшие пятнадцать лет Малайзия сильно продвинулась не в одном только промышленном и техногенном строительстве.

«Безвременье спустилось чёрной тенью, Безмолвные рождались поколенья, Бесславные восславились пророки», – писал я в венке сонетов, увидевшем свет перед самым путчем августа 1991 г. «Transitus» быстро «устарел», подумал я тогда: отныне будут новые поколения, право выбора и свобода слова, свободный рынок и гражданское общество. Оказывается, время бесславных володиных, сурковых, сусловых, вышинских и ежовых, при которых лишний раз не стоило высовывать нос из дверей, отнюдь не миновало с 1937-м или с 91-м.
«Именно сейчас эти марши, пикеты и митинги создают граждан на завтра, – пишет Сергей Шаров-Делоне на закрытой для российских пользователей интернет-странице Еженедельного Журнала. – Чем темнее и глуше безвременье – тем вернее создают. Точнее, тем вернее мы делаем себя сами, выковывая каждый из себя самого гражданина – одно это деланье стоит того, чтобы выходить. И ещё надо выходить, чтобы почувствовать рядом плечо таких же, как мы – это всем нам очень скоро понадобится, как воздух». http://www.ej.ru/?a=note&id=27343

Чтобы быть свободными, понадобится и плечо, и всё богатство русской культуры, покоряющей мир не силой оружия, но открытым сердцем. Ведь единственное, что старался делать Сергей Васильевич, сочиняя музыку, – это просто и прямо выражать в звуках то, что у него на сердце. «Я – русский композитор, – констатировал он, – и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». https://ru.wikiquote.org/wiki/Сергей_Васильевич_Рахманинов

В прошлом году, когда над станицей Луганской уже рвались бомбы, я вновь посетил Петронас. Что же любовь к русской музыке? Прошла? Я поспешил к филармоническим кассам увидеть афишу.
На афише над концертной программой крупными буквами значилось Rachmaninoff forever.
Рахманинов навсегда.


28 марта 2015 г.




http://olegkustov.blog.ru/