Три искушения Спасителя

Локсий Ганглери
посвящаю

Что происходит сразу после Крещения Господня? НЕМЕДЛЕННО (“euthys”) – именно это слово стоит, безкомпромиссно и безпощадно, у двух Евангелистов (у Марка и у Луки)! «Искушение было, так сказать, продолжением Крещения, переходом от внешнего погружения в воды Иордана к внутреннему крещению, которое заключалось в молитве и посте. На последней ступени этого внутреннего крещения, рабское состояние и рабский вид Христа дошли до крайней степени. Он не имел даже хлеба, которым мог утолить Свой чрезвычайный голод». Так пишут толковники.

Итак, в то время, как исполнился Иисус Духа Святого, Он возвратился от Иордана и «возведен был Духом в пустыню». Причем, «возведен» (anekhthe) – это у Матфея. А Марк пишет боле продуманно и более жестко: Иисус был выброшен (вытолкнут) в пустыню" («ekballei»)! В ту самую пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет...

Тут многие экзегеты приводят несомненные параллели между странствованием евреев по пустыне и обстоятельствами искушения. Речь идет об известных параллелях между ветхозаветной историей Исхода и новозаветной историей (переход евреев через Иордан и Крещение Иисуса Христа; голод в пустыне и голод Иисуса Христа; утоление голода евреев манной и искушение превратить камни в хлебы для утоления голода; даже сорокалетний переход и сорокадневный пост; более того, медный змей и крест Спасителя, и именно в зависимости от пребывания в пустыне; и, наконец, главное: испытания евреев в пустыне, которые клонились к нравственному их очищению и возвышению — и искушение Христа диаволом).

Мне, впрочем, кажется, что параллели эти не столь уж важны. Гораздо важнее то, что вот-вот начнется! – Дух выталкивает и возводит Христа в пустыню «для искушения от диавола». Здесь перед нами сокрывается одна из глубочайших богословских проблем: «Сам Он предполагал ли в Себе возможность греха и падения?» Толковники только ставят вопрос, приводя, при этом, два обстоятельства. Во-первых, надо думать / верить, что Он Сам рассказал ученикам о Своем искушении и учении верно передали Его слова (если допустить, что это не так, тогда всё бессмысленно). Во-вторых, по-видимому, искушение Иисуса Христа было бы напрасно, если бы Он не грешил и прежде искушения, и не мог допустить никакого греха во время искушения. Напрасного ничего быть не может, но нельзя не принять ко вниманию церковное учение о том, что Христос был не только безгрешен, но и не мог согрешить (см. Прав. Догмат. Богосл. Митроп. Макария, Спб. 1868, т, 2, с. 79). Поэтому, вслед за Лопухиным, мы «оставим дело в этом виде, и ограничимся исключительно только небольшим анализом употребленных в Евангелии выражений и отчасти самых фактов искушения».
А главное, грешно и глупо думать о веточке во оке ближнего, когда у меня самого - дерево, да что там! - дикая, дремучая чаща!! А уж думать о грехах Спасителя - что возможных, что невозможных... - это и на теорию не годится!..


Поэтому, начнем, так сказать, с самого начала: кем искушаем Христос?
«Слово "диавол" означает буквально «тот, который разбрасывает, сильно разделяет один предмет от другого или одних людей от других». К примеру, ТАК называет историк Ксенофонт одного мастера на вероломство одним, предательство других и сепаратные союзы; это – кшатрапаван (или сатрап) Лидии Тиссаферн: он РАЗБРАСЫВАЕТ Кира и его брата, внушая Киру, будто брат его злоумышляет против него (Анабасис 1:1). Таким образом, диавол есть вообще та сила, «которая производит раздор, разделение, смуту в мышлении и чувствах; а главное, именно он разрывает и основную связь нашего бытия – связь между Богом и человеком. Поэтому, в Новом Завете диавол вообще не различается от того, кто обозначен еврейским словом «враг, противник» — сатана. Здесь – тот, кто искушает Христа.

И вот, «постившись сорок дней и сорок ночей, Он напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Иначе говоря, Тебе Самому, и мне хорошо известно, что Ты — Сын Божий. Ты недавно открыто признан Сыном Божьим во время Крещения. Для Тебя, поэтому, нисколько не трудно позаботиться о Себе. Тебе нужно сказать только слово и эти камни, которые Ты видишь – которые Ты сотворил! – тотчас сделаются хлебами.

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». В словах, первых словах, произнесенных Спасителем после Крещения, содержится еще и историческая правда: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек»! (Втор. 8:3). Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно, и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. Желая добиться своей цели, нечистый обращается к телу вместо духа. Однако для того, чтобы тело было живо, прежде всего необходима жизнь духа, которая от телесного питания не зависит: дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом — это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, но – ошибка искусителя раскрыта, искушение – отражено, и нечистый терпит поражение!
Таким образом, в ответ на сказанное Христом в Первом искушении – слова, которые многие из современных умников назвали бы «демагогией» – сам вдохновитель последних счел себя побежденным! – но…

…но вновь приступил к Спасителю: «и поставляет Его на крыле храма и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею».
«Зачем должен бросаться вниз кто бы то ни было, даже просто обладающий какими-нибудь особенными силами человек?» – так ставят вопрос экзегеты. И отвечают примерно в таком духе: «В искушении диавола этот недостаток логики сильно замаскирован и подкреплен ссылкою на слова Священного Писания, очевидно, сказанный в ответ на прежнее слово Спасителя ("gegraptai", написано), которое повторяет здесь диавол. По логике последнего, Прежде чем совершать другие чудеса, Сын Божий должен испробовать, проверить существование чудесной силы на Себе Самом. Для пробы избрал мскуситель весьма убедительное чудо: уничтожение законов тяжести. А для Сына Божия это возможно и безопасно – и здесь нечистый дух вновь ссылается на Священное Писание: «потому что Ангелам Его (Своим) Он заповедует о Тебе сохранить (сберечь, оградить) Тебя на всех путях Твоих; они на руках поднимут Тебя, чтобы Ты не ударил о камень ногу Твою» (Пс. 90:11-12). Однако  Вспоминаются бедняжки филиппинские монашки, которые сочли, что для благого дела Господь попустит их хождение по воде аки по суху - и утонули! Так и тут: в псалме ничего не сказано о том, чтобы Господь искушал законы физики(гравитации), если так можно выразиться.
А это значит: диавол неправильно приложил текст к обстоятельствам, в которых находится Иисус Христос.

Таким образом, если в Первом искушении нечистый апеллирует к плоти, то во Втором искушении он как бы основывается на букве Закона; и текст, выбранный диаволом, сам по себе верен. НЕВЕРНО однако то, что текст Священного Писания НЕ может и НЕ должен быть выставлен в качестве орудие искушения! – а нечистый пытается ввести во искушение Самого Бога, Давшего это Писание и Сообщившего ему Свой божественный авторитет – вот она, дьявольская гнусность: Женевский папа и Великий инквизитор в одном.... под одной парой рогов! Поэтому Христос отражает искушение только текстом, и КРОМЕ ТОГО (а это – слова Евангелиста) говорит ему так: «не искушай Господа Бога твоего».
Кроме того, протестантский богослов Альфорд называет это истинным толкованием Писания.

Текст, приведенный Спасителем, заимствован из Втор. 6:16: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». Топоним с характерным (так сказать, говорящим) названием – Масса – и стал словом «искушение» в еврейском языке!..

И вот, Спасителя, одолевшего два искушения, «берет диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».

Во Втором искушении, Спаситель был взят на «святая святых» (так пишут евангелисты). Сейчас Он – на «высокая высоких» (греческое “hypsilon lian” можно перевести примерно так). Некоторые экзегеты ставят это Место в связь с Откровением св. Иоанна Богослова: «и вознес меня (один из семи Ангелов) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, Святый Иерусалим» (Откр. 21:10). И Третье искушение, и апокалипсическое видение Апостола происходят не где-то, не на какой-то горе, а «в духе» (“en pneumati”). Поэтому, заключают богословы, нет нужды говорить о Римской империи или Иудейском царстве, о язычниках и не-язычниках…

Однако, то, что происходит здесь гораздо выше, важнее, существеннее и  серьезнее! Вот – лишь один из смыслов – тот Выбор, который стоит перед Спасителем: станут ли Его последователи безконечно гонимыми, ожидающими спасение лишь через страдания и муки, лишь за крайней чертой, в уже невидимом мире? Или же  наглядное торжество абсолютной власти – сразу и бесконечно, а с нею – как бы оче-видные триумфы истины и любви во всем видимом мире, но… но после… но после этого – и уже невидимо – поклон сатане и вечная погибель…

А ведь это и есть главная цель, которой диавол хочет достичь средствами, нам возможно непонятными или непонятыми, но, однако, такими, которые находят себе постоянный отклик в человеческой душе и жизни. Диавол и многих других людей ставит иногда на весьма высокую гору, и эти люди усердно кланяются и служат ему, сильно маскируя свое служение диаволу служением Богу. Ведь очень многие т.н. обычные люди – и нету ли нас с вами среди них?!! – "даже и в лучшем положении, чем в каком находился Спаситель, не устояли бы пред таким искушением: поклонились бы диаволу и, что всего удивительнее, нашли бы возможным себя оправдать. Тысячи, даже миллионы людей только и мечтают о таком поклонении!». Или, вроде бы, совсем и не думают - даже напротив, "стоят на стороне Господа", но... потом может оказаться, что все это окружено ложью - мечтой или обманом - а на деле...

Дай только Бог и нам не оказаться, быть может и ненароком, среди таких людей!… Ведь гораздо хуже богоборца такая максима: "Утром Христос, вечером - мамона. [Но... деньги - вперед!]" А ведь примерно так и присходит в большинстве стран "первого мира" - если христианство идет на поводу у комфорта, у толерантности, у денег... пока не погрузится  либеральную трясину!..

        Но Христос поставил Себе целью не господство, а служение людям. Христос пришел спасти людей, а не диавола. Средства спасения людей не могли быть применены к диаволу. Люди представляют из себя, хотя и очень малые, но положительные величины; диавол есть величина отрицательная.

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Несмотря на краткость, слова Христа (особенно на греческом) дышат здесь энергией и силой: “Ypagei!”на греч. сильнее, чем «отойди», это – «прочь с Моих глаз!». Сила искушения вызвала окончательное и гневное удаление сатаны.

Блаж. Иероним, в своем толковании, кратко и ясно выражает эту мысль так: «диавол, говорящий Спасителю: «если, падши, поклонишься мне», слышит противоположное, что ему самому должно более поклоняться Спасителю, как своему Господу и Богу».

А вот, как трактуют эти великие стихи толковники: «Страдающий раб, как раз именно в силу самого этого страдания, был Господь (Kyrios), Он господствовал в силу самой воспринятой Им идеи служения. Диавол же был рабом. Обманчивое приглашение поклониться было призывом Господа поклониться рабу. В этом заключалась логическая – а я бы сказал «существенная»  – несостоятельность искушения. И оно было отвергнуто!

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».
Только что мы видели, как диавол требовал от Христа поклона, ныне же – Ангелы служат ему. «Такая резкая перемена в указании отношений, - пишут толковники, – едва ли чает считаться только метафорическою». Очень важно еще и то, что глагол “diekonoun” (служили) означает не кратковременный акт поклонения, а служение долгое, непринужденное и с любовью. Здесь можно видеть и то, что служение Ангелов соответствовало намерению Самого Христа – СЛУЖИТЬ».


* * *

Вот так: всего двенадцать стихов, а в них – вся история: и человечества, и человеческой души. История не только мирская, но и надмирная. Не только по Рождестве Христовом, но и – в жизни будущего века. Века, которого все мы так чаем!
Аминь.