Раздираемый смутой. Гл 5 Важный урок

Оксана Куправа
5 Важный урок
Старик управился с завтраком. Радим упаковал в кожаный мешок вымытую посуду и остатки еды и спросил:
- Куда мы пойдем сегодня?
- Никуда, - спокойно ответил старик.
- Почему? Мы же обещали дать представление в таверне «Пьяный матрос»? И на рыбацком причале нас ждут. Может, туда и отправимся? Там дают вкусные устрицы.
Мальчик зажмурился, вспомнив о жирных сладковатых устрицах, пахнущих морем.
- Я больше никуда не пойду, - грустно и мягко улыбнулся старик, - мои ноги уже не слушаются меня.
- Что? Как это? – испугался мальчик. – Может, ты немного отдохнешь и опять сможешь идти? – спросил он с надеждой. – Мы могли бы остаться здесь на день или два. Даже на четырицу. У нас есть еда и деньги.
- Нет, в таком возрасте ноги не возвращаются. Они уже по ту сторону, - засмеялся старик, - и тянут меня за собой. Мне немного осталось.
- Ты не говори так! – разозлился Радим. – Ты выглядишь очень хорошо. Такой крепкий и загорелый.
Он преувеличивал. За последние дни старик сильно сдал, похудел, осунулся. Его кожа стала почти прозрачной.
- Вон как ты лихо умял мясную лепешку с утра, - продолжал уговаривать то ли себя. то ли спутника Радим.
- Это да, - согласился старик, - славная была лепешка. Но моим ногам она уже не поможет.
- Мы можем купить у торговцев тележку. Я мог бы возить тебя! – нашел выход маленький лягушонок.
- Не надо, мальчик, сядь рядом со мной, - голос старика стал неожиданно ласков. - Мне многое нужно тебе рассказать, а время утекает...
Старик устроился поудобнее – он сидел, опершись на старое выбеленное солнцем дерево, - и начал:
- Я – бывший главный советник Лютодара Ладест. Молчи, не перебивай! Я предал свою страну и свою сестру королеву, любовь меня погубила… Я был молод, влюбился в прекрасную мугорскую княжну, и она уговорила меня провести тайными ходами войско неприятеля во дворец. Отчаянная, она сама шла во главе своих воинов. План был раскрыт, и моя страна не пострадала. А я был жестоко наказан. Королева приказала ослепить меня, а последнее, что я видел – как огонь пожирает женщину, которую я любил…
Потом меня бросили в лодку и спустили ее в Королевский поток. Каждый житель Лютодара знал о моем предательстве, в меня летели камни, палки, комья земли, наполняя мое суденышко, и я уже ждал скорой смерти. Но зачем-то судьба распорядилась моей никчемной жизнью по-другому. Река выбросила мою лодку в море, тем же путем, каким вынесло тебя и твоих друзей. Как и вас, меня подобрал корабль, идущий в Парту. Все, что я имею с тех пор, это мои песни, и мои воспоминания. А главные советники, как я слышал от путешественников, с тех пор не могут любить…
- Скоро я умру, а тебе надо отправиться в Лютодар.
Радим был поражен рассказом старика, но последние слова вывели его из ступора.
- А как же мой брат…
- Здесь ты ничем ему не поможешь. Лучше добраться до Большого Круга и сообщить Свесте, что ее сын Ладен жив. Войска Лютодара способны освободить и принца, и Рода, и вашего смелого друга Ресу.
- Но как я туда попаду?
- Это как раз не слишком сложно. Найди в порту любой корабль, идущий в Лютодар, и попросись на борт. Тебя возьмут непременно – ты будешь развлекать команду во время долгого плавания, матросы это любят. Но прежде, я хотел бы передать тебе все, что помню. Может когда-то тебе это пригодиться. Ты слышал, что я был главным советником, а никто не знает столько о королевстве, как человек моей должности. Я расскажу тебе про тайные ходы и хранилища, запомни как можно больше, мой юный друг…
Старик попросил соломинку и начал по памяти чертить на песке схемы. Радим что-то перерисовывал на лоскут конопляной бумаги, но большую часть ему приходилось запоминать. Он совсем не был уверен, что когда-то сможет это воспроизвести. Да и зачем ему – княжичу из Летонии, знать систему тайных путей – в горе, под дворцом, в стенах дворца? Но он был послушен старику и старался сделать так, как тот говорит.
Слепой прожил еще два днгя. Все это время он чертил и говорил почти не останавливаясь, измотав и себя, и Радима. Песок вокруг его иссохшего старческого тела покрылся тонкой сетью линий, складывавшихся в замысловатую паутину ходов: одни были широки, так что по ним мог проскакать всадник на лошади, по другим пришлось бы ползти на животе. Мальчик смотрел и слушал внимательно.
Наконец старик замолчал. Мальчик решил, что тот хочет передохнуть, предложил сбегать за водой. Но слепой больше не произнес ни звука – он умер.
Радим вырыл в песке глубокую могилу, втащил туда тело старика, который в последние несколько месяцев был его единственным другом, подумав, положил на впалую худую грудь звенец.
Похоронив слепого певца, мальчик закинул через плечо мешок и отправился искать подходящий корабль. Через два дня он уже плыл в Лютодар.