Фортуна

Микола Обвинцев
               
       Капитаном я никогда не был.Несмотря на то, что закончил институт водного транспорта. Но я был судовладельцем. Грузовой теплоход-сухогруз был приобретен мной в начале печально известных "лихих" 90-х за какую-то символическую плату во время ликвидации одного из мелких предприятий на реке Печоре. Постройки 1974 года, грузоподъемностью 15 тонн, с командой из четырех человек, включая капитана. Теплоход имел какое-то не очень выразительное название и я сразу же его переименовал, присвоив ему имя "Фортуна". Теплоход был далеко не новый, но относительно многих других вполне еще приличный. На нем было минимум комфорта, но было все необходимое для нормальной работы и отдыха команды. Имея уже на тот момент некоторый опыт коммерческой деятельности, идея была в том, чтобы на этом теплоходе курсировать по реке Печоре и заходить  в населенные пункты для торговли товарами народного потребления. Расчет был абсолютно правильным с учетом того, что централизованное снабжение населения было уже разрушено, а коммерсанты только набирали силу. Как говорится, ниша была свободна и надо было ее занимать. Что мы и попытались сделать. Тонкостей в организации этой работы было немало, от правильного выбора маршрута и до ассортимента товара. Все это нарабатывалось со временем и в конце концов мы на этом поприще захватили лидерство и без преувеличения необходимый авторитет и уважение у всего населения Печорского бассейна. Нас знали и всегда ждали.
      Весна в том далеком году выдалась рання и дружная. Лед с малых рек, притоков Печоры сошел быстро, да и сама Печора почти вся уже очистилась от льда и разлилась на всю свою необъятную ширину. Середина мая. Голые лиственные деревья и кустарники по берегам, кое-где торосы льда в заливах, там, где нет течения, снег на берегах и особенно в оврагах, в которых он не всегда успевает растаять до новых осенних морозов. Обстанвки еще нет. Обстановка - это ориентиры для судоводителей, обозначающие границы судового хода. Створы на берегу и буи на воде. Белые и красные. Их специальные службы выставляют с началом навигации и убирают перед окончанием. Идем по лоцманской карте. Глубины хорошие, опасности, что можно сесть на мель, нет. Команда опытная. Далеко не новички. Световой день уже очень большой. Настоящие белые ночи. И мы решаем пойти на одну из малых рек, используя большую воду, на которой никто из нас еще ни разу не был. Это река Адзьва, приток реки Усы, которая в свою очередь,   впадает в Печору. Таких малых рек в большеземельской тундре великое множество. На некоторых из них имеются базы геологов, на других небольшие населенные пункты, где проживают ненцы-оленеводы. И попасть туда можно по воде только ранней весной, зимой по зимникам, ну и, конечно, вертолетом. Мы знаем, что в верховьях реки Адзьвы есть одноименный поселок и прийти туда первыми после долгой зимы было очень заманчиво. Идем без остановки. Люблю сам стоять за штурвалом. Непередаваемое чувство обладания и управления большим сложным механизмом. Когда сливаешься в одно целое с этой массой плавучего железа, а оно послушно каждому твоему движению. Совершает необходимые маневры, ускоряет и замедляет движение.
        На берегах часто видим зайцев. Целыми семействами, белые, еще неполинявшие и поэтому их хорошо видно на поверхности оттаявшей тундры. Они любопытные и иногда сопровождают нас довольно долго, как будто знают, что мы не представляем для них никакой опасности. Нет ни встречных судов ни догоняющих. Мы уже знаем, что в населенный пункт надо приходить утром, отработать день и к ночи обязательно уходить. Почему? Об этом в другой раз. Каким-то загадочным образом население узнавало примерное время нашего прихода и задолго до этого уже начинали собираться в месте, где обычно причаливались те редкие теплоходы, которые к ним иногда заходили. Никаких причалов не было. Пока мы выбирали место для швартовки, толпа на берегу приобретала размеры, уже вызывающие нашу озабоченность. Их понять можно. Приход первого теплохода из большой цивилизации для них событие мирового масштаба. И когда члены команды сбросили на берег деревянный трап и толпа хлынула на борт теплохода ,мне немного стало не по себе. Мне казалось, что палуба нашего теплохода просто не выдержит такой нагрузки и такое количество людей на ней просто не поместится. И они снесут мой импровизированный прилавок вместе с выставленными на нем товарами. Но опасения были напрасны. Надо знать этих людей. Это ненцы! Они безобидны и послушны. И я уже по прошлым рейсам в другие ненецкие деревни, знал, как на них воздействовать. На них надо прикрикнуть строгим голосом и потребовать выстроиться в очередь, пригрозив, что в противном случае, никакой торговли не будет и мы просто уйдем. Что я и сделал. Это подействовало и народ послушно выстроился в очередь, хвост которой протянулся с корабля на берег. Весь этот народ состоял поголовно из женщин. Разного возраста, социального статуса и, судя по внешнему виду и одежде, материального достатка. Многие из них были в малицах, несмотря на то, что это зимняя одежда. Малица представляет из себя одежду из шкур оленя. Такой сплошной балахон, расширенный книзу, с капюшоном и расшитый национальным орнаментом. Иногда весьма привлекательно и живописно. И что там было, под этой малицей, можно было представить только, если ты обладаешь неплохим воображением. Мужики кучковались на берегу. Это ритуал. Они заходят на борт теплохода только после того, как основная масса  женской половины схлынет и можно будет поговорить с членами команды, с хозяином о своих, мужских делах. Началась работа! Я за прилавком, ребята помогают. Кто-то подает товар из трюмов, кто-то следит за порядком. Товара много. Товар разный. От бакалеи и гастрономии, хозяйственных и бытовых до верхнего и нижнего и запчастей для лодочных моторов. Ну и само собой спиртное в ассортименте. Торговля идет бойко. Я стараюсь общаться с покупателями, они что-то говорят, закрывая ладошками беззубые рты. В очереди шутят на своем и о своем, мы этого не понимаем, но все смеются и нам тоже весело. Денег у людей много. И они готовы забрать всё. Деньги ловкими движениями рук вынимают откуда-то изнутри этой самой малицы, смятыми кучками вываливают на прилавок и мне приходится самому отсчитывать необходимую сумму. Обманывать этих простых и наивных людей было выше моих сил. Замешкалась одна хозяйка с покупками, очередь на нее зашумела. Я тоже подхватил: бабуля, давайте пошустрей как-то, вы же не одна. В очереди смех! Я в недоумении. Что такого смешного сказал? Спрашиваю людей. А они мне: вы знаете, сколько лет этой бабуле? Ну, и сколько, спросил я, еще раз взглянув на нее. 32! Мне не смешно. Ей, наверное, тоже.
      Время летит быстро. День пролетел незаметно.Усталости не чувствуется. Наконец, очередь подходит к концу. И на борт поднимаются мужики. Их немного. Все в малицах. Но в отличие от женщин, на них пояса, на которых обязательно висят ножи в ножнах и какие-то погремушки, то-ли когти медведя, то-ли клыки волка. Все на одно лицо и какого-то одного, неопределенного возраста. Обветренные и задубевшие. Начинаются разговоры. Про охоту, рыбалку, погоду, технику. Я могу передохнуть и даже перекусить. А иногда и принять грамм 150 коньячку для снятия напряжения. А напряжение есть. Ноги гудят и смертельно хочется просто сесть. Угощаю пивом мужиков. Знаю, что водки им лучше не давать. Они пьянеют быстро, становятся вялыми, замыкаются в себе и с ними становится совсем не интересно. Денег у них, как правило, нет. Все деньги у женщин. Но они хотят выпить и активно пытатаются договориться со мной. Предлагают разный товар в обмен на спиртное. Это шкуры и рога оленей, шкурки белых песцов и других зверей, рыба, мясо. Мы отказываемся. Но пиво уже подействовало. И они становятся очень надоедливыми. Уходить не хотят. И отвязаться от них составляет немало трудов. Приходится идти на компромиссы, чтобы как-то по-мирному закончить удачный день и благополучно отвалить. Мясо и рыба отпадают сразу. Рыба специфического засола,"с душком", мясо тоже неизвестного происхождения. Со шкурами мы тоже не знаем что делать. Однажды я уже загубил два мешка шкурок белых песцов. Бросил в трюм и забыл про них. Брали красивые, ветвистые оленьи рога. Иногда их было много. Полный трюм. Я потом раздавал их своим друзьям и знакомым. Подошел один пожилой ненец и говорит: начальник, денег нет, а водка надо. Давай мне водка, а я тебе приведу дочь. Она молодая и красивая. Я опешил и потерял дар речи. Ты что, старый, совсем рехнулся? Мои ребята были рядом и слышали наш разговор. Пусть ведет, говорят, посмотрим, что у нее там под малицей. Я, конечно, был далек от каких-то дальнейших планов на этот счет, но хотелось поддержать команду и просто немного развлечься. Из литературы я знал, что такие подарки в традициях малых северных народностей, но в реальности столкнулся с этим впервые. И поэтому мне вдруг захотелось до конца испытать и поучавствовать самому в этом действе. Веди! Он побежал радостный, остальные его сотоварищи на это никак не отреагировали. У них были свои проблемы и они пытались их решить. А может быть у них не было молодых и красивых дочерей. Минут через 15 он ее привел. По берегу они шли очень быстро. Мне кажется, он боялся, что я передумаю. На борт теплохода они тоже поднялись довольно резво. А потом она затормозила. Он подталкивал ее сзади и что-то быстро-быстро говорил на своем. Вид у него был строгий. Они подошли и он подтолкнул ее ко мне. Она была в красивой малице, расшитой узорами, наверное, праздничной, с накинутым на голову капюшоном и покорно стояла совсем близко, напротив меня, потупив глазки и, как мне показалась, обреченно готовая на все. Наверное, молодая. Может быть красивая. Я не разглядел. Мне стало не по себе. Наверное, стыдно. Я, конечно, дал им водки и отпустил. И ребята на меня не обиделись. Они же нормальные мужики.
        Вниз по течению мы летели, как на крыльях. Товара на борту теплохода еще было достаточно, но до самой р.Печоры деревень не было. Идти дальше по Печоре с остатками товара или вернуться домой для дозагрузки? Решение было принято и мы решили зайти в одно старинное большое село с населением коми. Но это уже будет совсем другая история.

       29января2014года.               

.