Нацистский сыр

Юрий Нурмамедов
 Пролог

Две истории "Нацистский сыр" и "Судьба без правил" о второй Мировой.

 Что объединяет?

-Эпатаж, уверенность рассказчиков, что это больше нигде и никогда не услышишь.Ну и моё, записавшего эти истории, согласие с этим.


НАЦИСТСКИЙ СЫР


Небольшой лагерь для военнопленных. Литва.
  Госпиталь, какие-то ремонтные мастерские, железнодорожная станция... в каждом районе оккупационной зоны есть дела по хозяйству где нужно иметь рабочий скот для работ по принуждению.

 Для того и стоял этот лагерь D с десятком своих охранников, начальником пенсионером тоже из Германии, и сотня - две заключённых «нацменов», кроме русских и украинцев.
 
 Как будет понятно из финала истории, лагерь этот был во главе интеллигентного немецкого не вояки образца 1943- 1944 года, вынужденного отправится на войну, но задействовав все связи, не на фронт, а в тыловое хозподразделение. И за месяцы военной жизни полу крестьянской, полувоенной,- подчинённой выполнению приказов по обслуживанию госпиталей, тыловых железнодорожных станций, создался определённый специфический микроклимат человеческих отношений, не описанных ни в одном произведении.
  Может быть весь этот рассказ в накуренной Краснодарской пивной - эпатаж, не знаю. Слышал сам. И иногда рассказывал, как пример табуированной лексики. Чёрт его знает? А почему бы и нет?
 
 Вечером пришёл приказ разгрузить два вагона с голландским сыром, оставленных на запасных путях. По тем временам этот деликатес уже шёл только в госпиталя. Задача дошла и до Ашота. Он просит аудиенции у начальника, просит послать его на выполнение столь сложной операции, одновременно добавляя, что пойдёт только с проверенными (своими) людьми. Таких- же со стороны босса, конечно, просит и в охрану.
Загружая подводы, всё, что смогли бросили под вагоны. Вернувшись в лагерь, сославшись на потерянный рожок автомата, и необходимость найти его, в темноту уходят самые проверенные с обеих сторон. Ночью возвращаются с двумя мешками сыра. Оба кладут на пол в кабинете начальника. Когда он тянется за большим, Ашот останавливает его и берет с собой в бараки со словами: "Мне больше людей кормить»
  С годами мне начало казаться, что именно эта фраза вызывала периодически у его собутыльника.
-...не порть парня кавказскими рассказами.
Смесь правды и эпатажа. С мешками приврал точно. Что дали, то и забрал в барак. Хорошо, что не пристрелили как собаку.
 Ну и эпилог доморощенного сказателя.
-Ничто, никакие концлагеря не меняют сущности человека. Сука останется сукой. Человек- человеком.
Это, отсидев ещё семь лет в сталинских исправительных лагерях было его девизом.   

Эта первая история услышана в Краснодаре в конце 1980-х.

Вторая запись тоже случайно, через много лет.


СУДЬБА БЕЗ ПРАВИЛ


1991 год. Первые месяцы в Израиле. Учим язык. В нашей группе очень пожилая пара из Ленинграда. За семьдесят. Спокойные, интеллигентные, тихие... уважаемые. Он старше, медлительный.
  Большая перемена. Курящие в коридоре. Разговор. Не помню в ответ на что, рассказал историю про "нацистский сыр"... Покачали головами, тут- же и забыли. Вдали показалась училка - заходим в аудиторию.
 Старик отзывает меня в сторону и просит пройти в пустой класс. Непонятно зачем, но иду. Садимся напротив друг друга. Спокойно. Тишина.  Спокойно смотрит на меня.
- Этот рассказ Ваш.. Концлагерь.  То время, сыр…  Вот, послушай ещё.
 Без эмоций, без оценок. Репортаж. Как будто газета "Правда" от 1945 года. Только тема...
- Несколько недель до Берлина. Я молодой лейтенант. Рота, от которой сегодня осталось с десяток человек. Страшный бой, мертвецкая усталость. В овраге костерок, наверху часовые, которые уснут. Мы с замом ещё не свалились, пытаемся о чём- то говорить.
 Окрик, сверху шум. Подошла группа фашистов - сдаваться.  Больше сотни. Как положено, сбрасывают оружие, отходят в сторону. Поднятые руки. Раз в десять больше нас. По правилам нужен конвой- и в спец часть. По правилам все мы вдесятером и должны конвоировать. Но. В ночь никто не пойдёт. Шестеро спят мертвецким сном. Охранять до утра невозможно. Мы тоже свалимся. Очень реально, что после трёх ночи всё поменяется прямо наоборот.
  Моё решение. Молчу. Не знаю.
 Зам всё понимает. Прерывает паузу.
 - Дай мне часовых. Останься за них немного. Я всё сделаю как надо. Жди.
 Трое взяли ещё по одному автомату, запасные рожки, построили их в колонну и ушли в ночь. Через час все вернулись.
- Попытка к бегству,- бросил зам и свалился мертвецким сном.
Зачем старик мне это рассказал, ... впервые в жизни, или нет? ... 
 -Не знаю. Знаю, что я так же продолжал с ним общаться, как будто не было разговора. Не было новых чувств. Ничего не изменилось во мне после услышанного. Не мой это разговор.

 Почему он рассказал мне про пленных ?
 
 Почему в Краснодаре рассказали про сыр?