Академик Борис Ерохин. День космонавтики

Вячеслав Суханов
БЛАГОДАРЯ РАКЕТАМ
В ВОЕННОМ ОТНОШЕНИИ РОССИЯ –
СИЛЬНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО

Накануне праздника мы побеседовали с академиком – секретарем секции Российской академии космонавтики, заслуженным деятелем науки РФ, лауреатом Государственных премий СССР и РФ, доктором технических наук, профессором, членом РАРАН,  Международной и Российской инженерных академий, завкафедрой Московского государственного университета информационных технологий, радиотехники и электроники Борисом Ерохиным. Свой трудовой путь он начинал в КБ С.П. Королева. Ему есть что вспомнить и есть что рассказать…

В КБ Королева

- Борис Тимофеевич, как и когда вы связали свою жизнь с ракетно-космической отраслью страны?
- Я окончил Тульский механический институт по совершенно новой тогда специальности «Ракетные системы». И сразу попал на работу к академику Сергею Павловичу Королеву в подмосковный Калининград (ныне Королев)…

- А что такого заметил в молодом инженере генеральный конструктор Королев, что  сразу пригласили вас работать к себе?
- А я был отличником, сталинским стипендиатом, поэтому мог сам выбирать место будущей работы. Но тут приехал представитель от Королева, который в числе других подбирал для него молодые кадры, побеседовал и пригласил в ОКБ-1. А это была сильнейшая черта Сергея Павловича – он уделял огромное внимание подбору специалистов для своего КБ. По-видимому, он помнил знаменитое выражение Сталина: «Кадры решают все!».
Конечно, основные силы приходили к нему из МВТУ им. Баумана и из МАИ, но искал он нужных специалистов по ВСЕМУ Советскому Союзу. Отбирал наиболее перспективных ребят.
Вот так я и попал к нему - и с 1956 года работаю в ракетно-космической отрасли.

- И чем были отмечены ваши первые шаги в КБ Королева?
- КБ занималось ракетой в целом. Двигатели для ракет создавал «Энергомаш» главного конструктора Глушко в Химках. Но у нас тоже было подразделение, занимавшееся ракетными двигателями. Им руководил Мельников. Нашей задачей была в том числе разработка технического задания и эскизного проекта будущего двигателя для организации Глушко, которая разрабатывала его окончательную конструкцию, осуществляла отработку и производство.
Моя работа началась в самый знаменитый период. Уже через год после моего прихода к Королеву был запущен первый спутник. Конечно, особой моей роли тут не было, я же был молодым специалистом. Зато когда 12 апреля 1961 года Советский Союз запустил в космос первую пилотируемую ракету с космонавтом Юрием Гагариным, вот тут я уже отметился (улыбается).

- Наверное, вы и Гагарина видели?
- Видел. Он часто бывал в КБ и выступал перед нами. И Хрущева тоже, он часто приезжал.

- Вы, вероятно, бывали и на НИИХИММАШе под Загорском, знали его руководителей Пухова, Макарова…
- Конечно. И Корнеева.

- В 1960-е годы космонавтика и разработка боевых стратегических ракет шли параллельно. Страна ковала ракетно-ядерный щит. Наверняка в этом участвовали и вы…
- Одновременно с космосом я занимался  разработкой  твердотопливных баллистических ракет, создал теорию нестационарных внутрикамерных процессов, и многое из нее было воплощено на практике. Ведь главная наша оборонная задача была – создать баллистические ракеты дальнего действия, в том числе и  твердотопливные ракеты. И мы сделали сначала 95-ю машину - с дальностью полета на 2,5 тысячи километров, а затем и 98-ю – с дальностью уже в 10 тысяч километров. Тут же создавались и двигатели, и новые виды топлива, и материалы – органопластики, углепластики и т.д. Тогда это все шло так быстро, такая динамика была в работе КБ и промышленности, люди работали как в военное время. Успел я позаниматься и зенитными ракетами, одной из которых в начале шестидесятых годов над Уралом сбили американский разведывательный самолет U-2 с летчиком Пауэрсом.

- Как свидетель зарождения и развития этой отрасли, назовите самые удачные годы в отечественном ракетостроении?
- Для космонавтики это были 1950-е и 1960-е годы. Тогда мы были на передовых позициях по сравнению с США – первыми запустили ИСЗ, первыми запустили человека в космос, первыми долетели до Луны. Но в стратегических ракетах мы таких успехов достигли позже. Мы  сначала отставали от США, у них в 60-е годы уже были баллистические ракеты, а мы во время Карибского кризиса были вынуждены везти на Кубу тактические ракеты с ядерным зарядом, чтобы хоть как-то создать равновесие в военном отношении с  США.

- Но ситуация изменилась?
- Да. К середине 70-х годов у нас были созданы сразу три типа мощных стратегических баллистических ракет дальнего действия с разделяющимися боевыми блоками. И мы стали превосходить США! И это преимущество ДО СИХ ПОР за нами! (Тут Борис Тимофеевич невольно повысил голос, а я не выдержал и, приподнявшись, пожал ему руку, испытав вместе с ним ту же понятную гордость за свою страну.)

- А как обстоит дело с крылатыми ракетами?
- Здесь тоже все более-менее нормально.

- А со спутниками?
- Вот тут мы отстаем не только от США, но и от Франции. И количество, и качество их спутников лучше.

Почему не состоялась высадка на Луну

- А из-за чего не мы первыми высадились на Луну? Не захотели?
- Да нет. Об этом никто особо никогда не писал (Борис Тимофеевич морщится). Дело в том, что два наших гения, Королев и Глушко, банально рассорились, и Глушко отказался делать двигательную установку для ракеты Королева в рамках лунной программы. Тогда Сергей Павлович вынужден был обратиться к другому разработчику реактивных двигателей – Кузнецову. Но тот специализировался на разработке авиационных ракетных двигателей. В итоге он предложил Королеву малореальную схему из связки 32-х (!) ракетных двигателей Н-1, которая к тому же могла доставить на Луну только одного космонавта, что было слишком рискованно. Я думаю, Глушко бы использовал минимальное количество двигателей, и двигательная установка была бы гораздо мощнее и надежнее. И в итоге проект по доставке советских космонавтов на Луну отложили...

- А почему Политбюро не вмешалось?
- Не знаю, но ни Устинов, курировавший оборонную промышленность, ни ЦК КПСС, ни руководство страны так и не утрясли конфликт между Королевым и Глушко. И американцы нас опередили…

- А, может, пора слетать на Луну сегодня?
- Практическая польза от такого полета для науки и промышленности мала. Тогда это было важно, потому что шло идеологическое соревнование между разными системами – социалистической и капиталистической. Сейчас данная тема не  имеет такой актуальности, как в те годы.

Кадры решают все

- Вам как заведующему кафедрой МГУПИ, как никому известно, сколько квалифицированных кадров потеряла отрасль в 90-е годы…
- Конечно, много! Недаром недавно вышло постановление правительства России по популяризации инженерных специальностей и воспитанию рабочих кадров для промышленности. Это же не случайно! Вузы выпустили столько экономистов, менеджеров, юристов, что их некуда стало девать. И забыли, кто же СОЗДАЕТ те же машины, ракеты, самолеты, телевизоры. А создают их ИНЖЕНЕРЫ. Они делают экономику, а не те, кто что-то учитывает или что-то продает. СНАЧАЛА надо создать, а потом уже продавать и учитывать!
И только сегодня, когда упали цены на нефть, когда начались санкции Запада, мы, наконец, поняли, что настало время не покупать все производимое за границей за наши нефтерубли, а создавать САМИМ. А мы оказались к этому не готовы.
Оказалось, мы многое делать уже не умеем. Мы забыли про свою промышленность. Раньше для нее готовили рабочие кадры многочисленные ФЗУ, потом ПТУ. Где они сегодня, кто готовит высококлассных специалистов рабочих специальностей для отечественной промышленности? Никто.
А ведь в конечном счете качество продукции создает рабочий класс.
В вопросе подготовки инженерных кадров - ТОЖЕ резкий спад по сравнению с советским периодом истории. И он продолжается с конца 1980-х годов, с правления Горбачева, а потом Ельцина. Резко упал престиж профессорско-преподавательского состава. Стипендии у студентов стали мизерные, и им приходится подрабатывать, чтобы хоть как-то прожить. А если человек работает – какая тут учеба?! Какие студенты – такие и специалисты, а какие специалисты – такая и экономика. Вот куда мы докатились. Мы потеряли целое поколение. Только в последнее время студенты стали обращать внимание на технические специальности. Но сразу-то  проблему не решишь – вот ведь в чем дело!
В свете вышесказанного дела с пополнением космической отрасли молодыми кадрами обстоят не лучшим образом. И сейчас мы эту важнейшую для страны проблему наконец увидели…

- А как вы думаете, эту ситуацию наверху осознают?
- Думаю, президент - да. Но нынешнее правительство было ориентировано на Запад, и ему трудно перестроиться, чтобы начать новую индустриализацию собственной страны, опираясь на ВНУТРЕННИЕ источники. Нужны свежие люди, новые силы.

Идея межпланетного полета

- Чем вы сейчас заняты?
- Я вот недавно делал доклад в НПО «Энергия» в Королеве. Сейчас мы летаем в космос с использованием жидкостных ракетных двигателей одноразового использования, а я предложил новую комбинированную схему.

- Как «Шаттл» или наш «Буран»?
- Не совсем. Именно комбинированная схема. Первая ступень – самолет типа АН (Антонов). Затем начинает работать так называемый гибридный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. И потом уже включается жидкостный ракетный двигатель. В результате полезный груз, выводимый в космос, можно значительно увеличить по сравнению с уже ставшей классической схемой полета и таким образом повысить экономическую эффективность выведения на орбиту полезного груза. А на орбите его уже можно компоновать или наоборот распределять, и в том числе с помощью ядерных двигателей отправлять к другим планетам...

- Давайте напоследок зададимся глобальным вопросом. А что такое космическая отрасль, нужна ли она? Может, сейчас это просто никому не нужная блажь, не имеющая никакого практического смысла?
- Отвечая на этот вопрос, я бы процитировал слова нашего президента Владимира Путина: «Космическая отрасль – это не просто отрасль, созданная ради престижа и показного величия страны, а одна из базовых отраслей развития ее экономики и науки, именно то, что делает Россию на практике ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВОЙ»…

- То есть руководство страны развитием космической отрасли довольно? И нет никакого беспокойства?
- Думаю, что большого беспокойства нет, потому что главная отрасль сейчас – оборона.

- Ну, хорошо, а развитием ракетной отрасли для обороны разве там не озабочены?
- По этому поводу тоже беспокойства нет, поскольку мы идем ВПЕРЕДИ в связи с колоссальным заделом по баллистическим ракетам.

- Но совсем недавно было 7 неудачных пусков!
- Но это было в прошлые годы, а в 2014 году все запуски ракет прошли с положительным результатом!

- То есть вы хотите сказать, что навели порядок?
- НАВЕЛИ порядок. Хотя ручаться, что неудачных пусков никогда не будет, нельзя. Потому что ракетостроение – сложнейшая отрасль народного хозяйства, и вероятность неудачных пусков будет существовать всегда. Но нужные меры, в том числе и кадровые, были приняты. И результат налицо.

- А чья основная роль в наведении порядка – Путина, Рогозина, Шойгу?
- Думаю, что все идет от Путина. На мой взгляд, он все в основном делает правильно. Крым возвратил. Это очень здорово! Это для нас радость, что Крым снова наш! И до этого Южную Осетию и Абхазию – это тоже он защитил! Если бы он и в 2011 году был президентом – он ни за что бы не отдал и Ливию, нашего союзника! Это было по силам. Ведь благодаря мощному ракетно-ядерному потенциалу мы – сильнейшее государство в мире в военном отношении!