Как развить творческий интеллект

Валерий Венда
В. Ф. Венда, В. Ю. Венда, Л. А. Венда


Для культурного и научно-технического прорыва, для успеха Сколково и исследовательских университетов России требуется много творческих людей. Разные страны борются за привлечение таких работников. Авторы исследуют гипотезу о том, что творческие таланты можно целенаправленно воспитывать.
Большинство предыдущих публикаций авторов были посвящены проблемам повышения интеллектуальных ресурсов общества путем взаимной адаптации между людьми и компьютерами, между человеком-оператором и информационной системой, а также путем развития групповых творческих способностей участников систем гибридного интеллекта [Венда, 1969, 1972, 1975, 1990, Венда, Венда 1995, Венда, Венда, Венда, 2013].
Данная статья посвящена проблемам развития индивидуальных творческих способностей и имеет следующие главные цели: 1. Обосновать гипотезу о возможности развития у человека подсознательного творческого мышления (ПТМ). 2. Проанализировать результаты эксперимента длительностью в 65 лет по развитию и применению ПТМ для достижения многих творческих научных результатов и разработки новаторских проектов.
3. Проанализировать результаты эксперимента по целенаправленному развитию ПТМ у юноши.

Обзор исследований подсознательных творческих процессов

В исследовании механизмов творчества много неясностей и разногласий, поэтому нам хотелось бы начать с чего-то общепризнанного, бесспорного. Начнем с утверждения о гениальности А.С.Пушкина.
Около 7 ноября 1825 года Пушкин в письме своему другу П.А. Вяземскому говорил «Поздравляю тебя, моя радость, с романтическою трагедиею, в ней же первая персона Борис Годунов! Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши, и кричал, ай да Пушкин! ай да сукин сын!»..
Заключительные слова поэта стали широко известным афоризмом. Они толкуются как выражение крайней радости от удачно осуществленного замысла [Пушкин – web]. Мы думаем, что к такому смыслу можно прибавить еще и радостное удивление поэта тем подарком, который он получил от своего подсознания. Заметим, что Пушкин читал трагедию вслух самому себе, может быть, она для него была внове. Он не поместил ни одного рисунка в рукописи «Бориса Годунова» и сделал минимум правок в черновой рукописи. Вероятно, великий поэт старался не мешать своему подсознанию, из которого непрерывным потоком шел гениальный текст.
Дальше мы опишем эксперимент, в котором обладатель искусственно выработанного ПТМ получает ночами от подсознания диктовки целиком больших готовых текстов и потом впервые читает их.
Крупнейший специалист по нейрофизиологии мозга Н.П.Бехтерева говорила: «Что касается озарения… Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне. Моя сегодняшняя работа — изучение творчества, вдохновения, озарения, «прорыва» — когда идея возникает как бы из ниоткуда» [Кожемякин 2007].
Великий Пушкин радовался произведению, которое вроде как снизошло на него ниоткуда. Известно, как много сил и труда потратил гений на сбор исторических материалов, на обдумывание характеров. Он неоднократно откладывал работу над «Борисом Годуновым», придумывал разные названия, снова возвращался к трагедии. А потом величайшее произведение удалось ему во всем совершенстве. Пушкин быстро и бережно записывал текст прозой, не тратя времени на стихотворную форму, которую можно увидеть только в иноязычных переводах. И он обрадовался подарку своего таланта, подарку автору, а через него – восхищенному благодарному человечеству.
Л. Кьюби предположил, что: "Творческая личность, это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными" [Кьюби 1953].
П.В. Симонов неоднократно подтверждал свое согласие с Л.Кьюби [Симонов 1987]. Он пришел к выводу, что «признание дополнительности осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности мозга имеет для психологии не меньшее значение, чем принципы неопределенности и дополнительности для современной физики» [Симонов 1975].

К. С. Станиславский советовал, «когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему" [Станиславский 1989]. А.С.Пушкин знал это и не мешал своему гениальному подсознанию.
Талант считается врожденным даром [Ожегов 1973]. Мы пытаемся доказать, что творческий талант может быть при определенных условиях воспитан.
Возникает естественный вопрос, какими резервами располагает мозг для размещения и развития творческого продуктивного подсознания.
Нейрофизиологи сошлись в том, что лишь малая часть нейронов мозга сосредоточена в сознании, большая часть находится в зоне подсознания [Бехтерева 1994, Симонов 1987]. Н.П. Бехтерева утверждала, что все нейроны головного мозга в разных условиях активизируются, следовательно, никаких спящих нейронов, ожидающих, когда их используют, нет [Бехтерева 1994]. Первооткрыватель эволюционной теории Ж.Б.Ламарк постулировал, что, если орган длительно не работает, он неизбежно отмирает [Ламарк 1935]. Следовательно, все нейроны головного мозга должны, хотя бы время от времени, работать, активизироваться.
Значит ли это, что человеческий мозг не имеет резервных нейронов, которые могли бы быть дополнительно включены в творческую продуктивную интеллектуальную деятельность и таким образом усилить ее?
Н.П. Бехтерева утверждала, что таких резервов у мозга нет. Рассмотрим более подробно, на чем основана эта точка зрения.
Во многих своих выступлениях и публикациях Н.П. Бехтерева признавалась, что даже применение самой совершенной аппаратуры в Институте мозга не позволило вникнуть в содержание работы нейронов мозга, не позволило, как она выражалась, «поймать мысль» [Кожемякин 2007].
Н.П.Бехтерева признала, что Институт мозга человека не смог решить ни одну из задач, заявленных ее «Группой по изучению нейрофизиологии мысли, творчества и сознания» [Бехтерева 2007, Кожемякин 2007].
Некоторые авторы сравнительно недавно поставили вопрос о возможности решения насущных задач во время его сна [Ватанабе 2003].
Ниже мы рассмотрим эксперимент по развитию ПТМ, который продолжается уже шестьдесят пять лет.
Мы опросили большое число ученых, чтобы узнать, приходили ли к ним идеи, прямо логически не вытекавшие из посылок, которые были на тот момент в их распоряжении. Если да, то хотели и старались ли они генерировать больше таких неожиданных и значительных идей? Большинство ответили отрицательно. Те, кто ответил утвердительно, сожалели, что это были единичные случаи. При этом они сказали, что впоследствии сумели проследить логику порождения идеи и ее ассоциативную связь с имевшимися у них знаниями.
На основе наших наблюдений, литературных данных и общеизвестных сведений о достижениях выдающихся творцов среди людей свидетельствуют о важности проверки гипотезы о том, что творческие способности индивида могут быть искусственно повышены, если увеличить число нейронов подсознания, участвующих в решении задач, признанных важными сознанием индивида.

Опыт развития подсознательного творческого мышления (ПТМ)

Интервьюируя В.Ф.Венду, исследователи В.Ю.Венда и Л.А.Венда обратили внимание на то, что он во многих случаях параллельно и одновременно разрабатывал фундаментальные теории и руководил крупными научно-техническими проектами. При этом он добивался и в той, и в другой области значительных успехов. Количество выдвинутых им оригинальных идей превосходило число идей, выдвинутых за тот же период всеми его коллегами по Институту психологии. Такое же соотношение получилось и при сравнении монографий, открывавших новые направления исследований и разработок.
Исследователи выдвинули гипотезу о том, что В.Ф.Венда выработал и использовал некий особо эффективный механизм и способ творческого мышления. Возникло предположение, что он является носителем ПТМ.
Эта гипотеза получила подтверждение, когда В.Ф.Венда рассказал, что он никогда не сидел за столом и не писал книги и концепции проектов. Он их очень быстро компоновал из точно сформулированных фрагментов, записанных им под диктовку подсознания ночами, а также во время заседаний ученого совета института и в другие случайные моменты. Затем он отдавал рукопись машинистке. После получения перепечатанной рукописи его сознание впервые знакомилось с результатами творческой работы подсознания и вносило лишь незначительные коррективы. Такое необычное изготовление научной книги в триста-четыреста страниц [Венда 1969, 1975, 1980а, 1982, 1990, 1995] занимало не более одного месяца.
Исследователи сделали подробный обзор творческих идей В.Ф.Венды, которые были апробированы в научных исследованиях, разнообразных междисциплинарных проектах и международных программах. Особенно те из них, которые получили высокую оценку и награды.
Данное исследование указывает на то, что быстрое повышение успехов в учебе и последовавшие затем познавательные и творческие достижения объясняются развитием у В.Ф.Венды ПТМ. Следует подчеркнуть, что нами зафиксирован факт искусственного таланта.

Анализ развития и результатов работы ПТМ

В ходе интервью В.Ф.Венда рассказал исследователям, как впервые открыл у себя способность использовать подсознание в учебе. Он тогда учился в пятом классе. Первые четыре класса он был рядовым троечником. После перенесенного во время войны тяжелого ранения [Венда web 2013] и в период разрухи и голода от него никто не требовал большего. Так что мотивации лучшей учебы у него поначалу не было.
Во время летних каникул после четвертого класса старший брат Виктор предложил в качестве премии подарить ему пневматическую винтовку, если он окончит пятый класс с похвальной грамотой, то есть на все пятерки. Брат по себе знал, что для детей войны тяга к некогда привычному, а потом запрещенному оружию, была чрезвычайно сильной [Венда web 2014].
Следует упомянуть, что в том 1948 году был организован общенациональный подъем производительности в связи с предстоявшим через год семидесятилетием И.В.Сталина. Коснулось это каждого пионера.
Вскоре у В.Ф.Венды появился еще один мощный мотив. В пятом классе пришла молодая красивая учительница английского языка Т.А.Валова, в которую влюбились сразу все мальчишки. Школа №14 была мужская, девочек в ней не было. Жила учительница далеко от школы. После войны было очень неспокойно, в Крым нахлынули уголовные элементы. Учительница боялась ходить одна, но разрешала провожать себя только круглым пятерочникам. Это тоже стало мощным стимулом В.Ф.Венде улучшить учебу.
После ранения ручной гранатой В.Ф.Венда сильно хромал [Венда 2013, 2014]. Чтобы поправить походку, он каждый день подолгу бегал трусцой на ближайшем стадионе. Вернувшись из школы, быстро обедал, бежал на стадион, потом мчался в школу провожать в толпе сверстников учительницу. На выполнение домашних заданий оставался только поздний вечер.
Однажды он вернулся особенно поздно и совершенно обессиленный. Он попытался решить заданные ему в школе математические и физические задачи, но сонная голова отказывалась соображать. Уроки остались невыполненными, и наутро он получил две двойки. Он и его мать были очень расстроены.
На следующий вечер ситуация повторилась. Он опять был не в силах делать задания. Его мать, Л.Н.Венда, никогда не посещавшая школу, но редкий специалист по толкованию русских пословиц и поговорок [Венда 1988, Венда web 2013], предложила сыну прочитать условия задач и лечь спать. «Утро вечера мудренее. - повторила она известную поговорку, - Вечером прочитай условия, спокойно ложись спать, а утром задачи покажутся тебе намного легче». В.Ф.Венда прочитал условия задач и поэму, которую надо было выучить наизусть, и замертво упал в постель.
Утром он с удивлением обнаружил, что знает решения задач и поэму. Он быстро записал готовые решения всех задач. По дороге в школу уверенно повторил наизусть заданную поэму.
Он стал проделывать этот опыт каждый день. Вскоре он стал отличником по всем предметам, не прекращая интенсивных ежедневных тренировок, частых проводов учительницы и обязательного для всех одноклассников участия в хоре во здравицу Сталина.
Однажды его одноклассник, В. А. Пречисский, рассказал ему, что накануне был занят до ночи и отец, опытный школьный педагог, посоветовал ему прочитать заданные материалы и лечь спать. Наутро В. А. Пречисский знал решения всех заданных упражнений. Однако отец настрого запретил ему повторять такой рискованный эксперимент, чтобы не разучиться систематически работать. Он приказал сыну ежедневно готовить домашние задания вовремя, до сна.
В.Ф.Венда и В.А.Пречисский стали отличниками, но В.А.Пречисский не имел времени заниматься спортом и провожать учительницу. В.Ф.Венда уделял физическому развитию много времени ежедневно, поборол через несколько лет свою хромоту, а в десятом классе стал чемпионом Симферополя в беге на сто метров среди школьников города.
Каждое утро он был чрезвычайно сосредоточен, записывая под внутреннюю диктовку результаты ночной работы своего подсознательно мышления. Поэтому он попросил мать ничем не отвлекать его утром. Она будила его и, молча, ставила завтрак на стол.
Поначалу мать обижалась, но, когда в конце пятого класса он принес похвальную грамоту, перейдя из хронических, безнадежных по оценке его первой учительницы М.А.Цветковой, троечников сразу в отличники, мать смирилась с причудами сына и во всем помогала. А он получил от брата в подарок пневматическую винтовку.
Ночная учеба во сне постепенно совершенствовалась, и к десятому классу он стал тратить самый минимум на приготовление домашних заданий. Не жалел времени только на пересказ заданий по устным предметам. Он это делал для совершенствования устной речи и выступлений перед аудиторией. Кроме того, он часто бегал в библиотеку, читал дополнительные материалы в Большой советской энциклопедии (БСЭ).
Так он стал единственным учеником, который был всегда готов отвечать по всем предметам с дополнениями из БСЭ, ежедневно занимался спортом и затем провожал любимую учительницу английского языка Т.А. Валову домой.
Она отметила его необычные успехи в изучении английского языка и стремление к энциклопедическим знаниям по все предметам и еще повысила его мотивацию в учебе, сказав, что он сможет стать послом СССР в США. Позже, в десятом классе он узнал от соседа, полковника КГБ П.А.Чефранова, что как бывший оккупированный он не имел права поступить в институт международных отношений.
Это не помешало В.Ф.Венде в дальнейшем выступить с лекциями в 56 ведущих университетах многих стран мира, фактически став послом СССР. Это и другие свои достижения он относит полностью на счет развития ПТМ.
Исследователи предположили, что может быть комбинация инженерного и психологического образования определила преимущества В.Ф.Венды перед его коллегами по Институту психологии. Это предположение было отклонено, поскольку в его лаборатории работал В.П.Танаев, окончивший МЭИ и психологический факультет МГУ, но не отличившийся оригинальной идеей или монографией. Весьма скромными оказались успехи и других сотрудников института, имевших базовое инженерное образование.
В ходе данного исследования Л.А.Венда и В.Ю.Венда обратили особое внимание на то, что тяжелейшие испытания военных лет [Венда web 2013] не привели В.Ф.Венду к посттравматическому синдрому и другим неврозам. Гипотеза авторов состоит в том, что неизбежные при его жизненной истории неврозы были излечены по принципу «клин-клином».
В.Ф.Венда описал, как он и его сверстники после окончания налетов и бомбежек, вызвавших неврозы, сами затем контролировали взрывы брошенных боеприпасов, ощущая власть над некогда устрашавшими их взрывами [Венда web 2014].
Авторы расспрашивали многих людей, в том числе переживших войну, безуспешно отыскивая сходные случаи ПТМ. В.А.Пречисский, ныне профессор Национального исследовательского университета - Московского энергетического института (МЭИ), рассказал авторам, что, следуя требованию отца, он никогда не повторял опыт учебы во сне. Таким образом, он не развил однажды проявившуюся у него способность к ПТМ.
Нашему исследованию помогла представленная В.А. Пречисским рукописная повесть [Пречисский 2013]. За свою профессиональную жизнь он опубликовал два учебных пособия и несколько статей, во много раз меньше, чем В.Ф.Венда. При этом можно считать равной дополнительную к научной работе и публикациям нагрузку В.А.Пречисского как профессора и В.Ф.Венды как руководителя лаборатории и многих крупных проектов.
Особенно важной способность к ПТМ оказалась после окончания МЭИ. В 1960 году В.Ф. Венда был распределен в Центральный институт комплексной автоматизации (ЦНИИКА). Директор института профессор МЭИ Е.П.Стефани приметил особые способности студента еще в вузе. Он поручил молодому специалисту сразу две сложные и ответственные темы. По одной В.Ф.Венда отвечал за разработку систем автоматизации первых в стране газоперекачивающих станций, начальных кирпичиков теперешнего гиганта Газпрома.
Вторая тема была связана с разработкой и созданием системы отображения информации для Московской теплоэлектроцентрали №21, которая впервые в СССР автоматизировалась с применением управляющих вычислительных машин.
Эта тема оказалась особенно сложной, поскольку инженер В.Ф. Венда столкнулся с необходимостью анализа и предсказания надежности деятельности человека-оператора с компьютером и сложным управляемым объектом.
Очень большую помощь В.Ф.Венде в решении многообразия сложнейших задач оказали статьи по общей теории систем [Лекторский, Садовский 1960], ставшие для него настольными на много лет.
Исследования надежности систем человек-машина и опыт их практического проектирования позволили В.Ф.Венде создать методологию синтеза систем отображения информации, оптимизирующих сложность интеллектуальных задач человека, причем с индивидуальной адаптацией структуры отображаемой информации к каждому оператору или пользователю. Эти материалы вошли в первую в мире монографию по юзабилити [Венда 1969, Венда, Венда и Пашук 2013]. Этот инновационный подход был успешно применен при создании информационных и управляющих систем электростанций, металлургических и химических комбинатов, движения городского транспорта в Москве, оборонных комплексов и т.д. [Венда 1975, 1982].
Во всех этих проектах главное внимание уделялось изучению и совершенствованию взаимной адаптации между операторами и компьютерами, точнее, их создателями и программистами, как основного процесса формирования структуры системы [Венда 1975, 1980а]. К работам он привлек многих зарубежных коллег.
За создание психологической теории и руководство обширными интернациональными проектами в 1984 году В.Ф.Венда стал Лауреатом премии «за выдающиеся международные совместные исследования в области марксистско-ленинских общественных наук по теме Психологическая наука – практике социалистических стран». Премия была присуждена совещанием вице-президентов академий наук девяти социалистических стран, состоявшимся в Берлине. Награда была вручена В.Ф. Венде, а также участникам его программы В.А.Вавилову и Б.Ф.Ломову в АН СССР вице-президентом П.Н.Федосеевым.
Открытие В.Ф.Вендой взаимной адаптации как одного из важнейших системообразующих процессов, формирующих и развивающих структуры живых, неживых и комплексных, человеко-машинных, систем позволило ему затем добиться своего главного творческого успеха, доказывающего наличие у него развитого ПТМ - сформулировать следующие законы взаимной адаптации и трансформации [Венда 1986, 1990].

Закон №1. Закон взаимной адаптации.
Развитие любой системы, в том числе человека и общества, включает в себя процесс взаимной адаптации между внутренними компонентами системы и между системой в целом и внешней средой.

Процесс взаимной адаптации между внутренними компонентами системы является основой формирования структуры системы [Венда 1985]. В ходе взаимной адаптации системы и окружающей среды формируется стратегия системы.
Успешность разных вариантов стратегии взаимной адаптации человека с обществом и средой оценивается критериями эффективности, принятыми данным индивидом, окружающими людьми и обществом в целом. Эти критерии могут существенно различаться [Венда, Венда 1991, 1992, 1995].
Между структурой человека на всех ее уровнях (клеточно-генетическом, анатомическом, физиологическом, психофизиологическом, психологическом и социальном) и стратегией человека, которая включает, в частности, два основных уровня, ответственных за общение, психологический и социальный, происходит постоянная взаимная адаптация. Выбираемая человеком стратегия направлена на то, чтобы защищать его структуру от рискованных трансформаций. Человек минимизирует требующуюся от него эволюцию, изменяя орудия труда, организуя коллективные действия, активно влияя на среду [Венда 1990, Венда, Венда 1995, Венда, Венда, Пашук 2013].
Недостаток теории эволюции видов состоит в том, что она рассматривает одностороннюю адаптацию животных к среде. Переход к рассмотрению взаимной адаптации животных и среды на основе данного закона существенно усилило бы теорию [Венда, Венда, Пашук 2013]. Появился бы четкий ответ на вопрос, почему человек не эволюционирует сейчас так же интенсивно, как в определенные периоды в прошлом? Человек научился применять орудия и машины для того, чтобы во взаимной адаптации со средой больше изменять среду в своих интересах и меньше изменяться самому [Венда 1986]. Важно также то, что человек и другие живые системы способны осуществлять опережающую адаптацию [Венда 1990]. ПТМ может усилить эту важную способность человека.

Закон №2. Закон максимума эффективности.
Эффективность системы как функция любого изменяемого фактора взаимной адаптации со средой максимальна, если значение данного фактора оптимально.

От частной эффективности можно перейти к общей эффективности, если оптимизировать все факторы взаимной адаптации со средой [Венда 1990].
Возьмем в качестве примера системы деятельность человека. В соответствии с данным законом любой фактор взаимной адаптации человека со средой имеет оптимум, при котором эффективность деятельности человека максимальна. Экспериментально подтверждено, что это относится ко всем параметрам внешней среды, уровню освещенности рабочего места, интенсивности информационного сигнала, высоте стола, на котором расположен компьютер и т.д. [Венда, Венда 1995]. Характеристическая кривая структуры деятельности показывает, что эффективность труда как функция каждого из факторов всегда имеет форму колокола. Слева от оптимума фактор имеет недостаточную величину. Справа от оптимума его величина слишком высока [Венда 1990].
Например, уровень образования работника может быть не только слишком низким, но и слишком высоким. Завышенное образование операторов-инженеров Чернобыльской АЭС могло добавить причин катастрофы. Операторы с инженерным образованием были заинтересованы в более длительном наблюдении уникального эксперимента. Они упустили время и не смогли аварийно остановить реактор, произошел тепловой взрыв [Венда, Венда 1995]. Во Франции и США АЭС управляют операторы-техники, которые более слепо и строго следуют инструкциям.
Недавние исследования показали, что даже уровень зарплаты работников имеет оптимум [Зарплата web].

Закон №3. Закон множественности структур-стратегий.
Каждая система, в том числе человек и общество, может иметь ряд структур и соответствующих стратегий взаимной адаптации с внешней средой.

Между структурой и стратегией системы всегда происходит процесс взаимной адаптации.
Графические модели и математические ограничения применимости законов взаимной адаптации подробно исследованы [Венда 1990, Венда, Венда 1995].
Данный закон послужил теоретической основой создания классификации информационных систем и открытия нового класса абстрактных средств отображения информации. Эти средства оказались особенно эффективны в обучении и действиях операторов ракетных систем [Венда 1969].

Закон №4. Закон взаимодействия систем

Системы могут взаимодействовать и взаимно адаптироваться друг с другом через общее для них состояние.

Графически это представляется как координата пересечения двух колоколообразных характеристических кривых [Венда 1990]. В случае, если рассматриваются две системы с разными структурами, то эффективность взаимодействия или общения между этими системами, например, двумя индивидами, пользующимися разными языками, определяется в точке пересечения характеристических кривых, ордината которой покажет объем общих для индивидов слов и понятий [Венда 1986, 1990].
Законы взаимной адаптации были поддержаны вице-президентом АН СССР К.В. Фроловым и министром энергетики А.Ф.Дьяковым [Фролов, Дьяков, Венда 1989а 1989б ]. Они были широко использованы в практике проектирования и управления

Закон №5. Закон трансформаций структур системы.

Структуры системы могут трансформироваться одна в другую через общее для них состояние.

На основе этого закона были разработаны трансформационная теория динамики систем [Венда 1990] и трансформационная теория обучения [Венда 1986, Венда, Венда 1995].
Со времени классических экспериментов Эббингауза в 1890 году в мире долго господствовала монотонная экспоненциальная теория обучения [Венда 1980б]. Применение закона трансформаций позволило показать, что теория Эббингауза является лишь частным случаем процессов обучения, когда формируется одна структура-стратегия деятельности [Венда 1980б, 1986]. В экспериментах было показано, что ученик формирует сначала психологическую структуру чтения текста по буквам, затем трансформирует ее в структуру чтения по слогам, словами и целыми предложениями [Венда 1986, Венда, Венда 1995]. При каждой трансформации скорость чтения и понимания текста сначала понижается, затем после формирования новой структуры эта скорость возрастает до достижения нового плато – индивидуального максимума скорости при данной структуре деятельности. Последовательная трансформация структуры деятельности была экспериментально исследована также на примере ряда профессий, в частности, операторов электростанций [Венда 1990] и при печатании на ноутбуке [Венда, Венда 1995].
Трансформационная теория обучения широко обсуждалась в Гарвардском университете с участием руководителей отдела психологии У.Эстеса и Д.Луса и в Обществе исследования систем, в результате чего 34-й том журнала Общества открыла статья о трансформационной теории обучения [Венда 1986].
Трансформационная теория динамики систем позволила разработать классификацию и графические модели видов прогресса [Венда 1990]. В частности, был разработан план неразрушающей трансформации общества СССР [Венда 1989, 1990].
Однако, потерпев неудачу в борьбе с Горбачевским ЦК КПСС за плавную, щадящую жизнь народа трансформацию социалистического общества, и под давлением руководства СССР, В.Ф.Венда вынужден был временно покинуть страну [Васин 1995]. Сначала он был профессором в университете Лойолы в США. Преподавал эргономику и введение в персональные компьютеры. В 1991 году В.Ф.Венда был приглашен организовать и возглавить первую в Канаде программу по эргономике и безопасности труда. По результатам этой программы за проведенные исследования и изобретение нового типа безопасных рабочих мест [Венда, Венда 1995] он был награжден в 1996 году Международной Премией Общества человеческих факторов и эргономики США за выдающийся вклад в человеческие факторы и эргономику. В 2002 году он был навечно внесен в список почетных членов этого Общества [Ежегодник 2008].
Особое достижение состояло в том, что В.Ф.Венда на основе законов взаимной адаптации теоретически изобрел и спроектировал целый класс безопасных рабочих мест [Венда, Венда 1995, Венда 2008].
Находясь фактически в изгнании, В.Ф.Венда работал в ряде крупных интернет компаниях США в качестве ведущего консультанта по юзабилити информационной техники и технологии, то есть по той науке, основы которой он первым в мире заложил еще в 1969 году [Венда 1969, Венда, Венда, Пашук 2013].
ПТМ помог В.Ф.Венде сделать много других оригинальных теоретических находок. Здесь могут быть упомянуты структурно-психологическая концепция, связавшая психологические факторы сложности мыслительной деятельности и их количественные меры со структурой представления задачи человеку [Венда 1972, 1975], психологическая теория эффективности и сложности мыслительной деятельности человека [Венда 1990], трансформационная теория обучения [Венда 1986], трансформационная теория преобразования страны с минимальными потерями для народа и экономики [Венда 1989], системы гибридного интеллекта [Венда 1990], научные и практические основы юзабилити [Венда 1969, Венда, Венда, Пашук 2013], применение компьютерных моделей управляемых объектов в психологических экспериментах [Венда 1969, 1980а], более десяти математических моделей деятельности человека-оператора [Венда 1969, 1982, 1990], новый класс представления экспериментальных данных - графические модели полицикличеких психологических процессов – квадриграммы [Венда 1990].
Кроме основного направления работы в инженерной психологии, он, а точнее его ПТМ, постоянно решало многие посторонние научные и прикладные задачи как хобби.
Сила ПТМ состоит в том, что для решения очень сложных и важных задач, возникающих перед индивидом как обязательства или как хобби, оно интегрирует все имеющиеся у него знания.
Отвечая на вопросы исследователей, В.Ф.Венда сказал, что в разные периоды применил все знания, полученные в школе и вузе, а также в игре в энциклопедию и на международных конференциях.
Одна из многих творческих задач, подсказанных и решенных ПТМ, касалась однажды получения сверхсекретных данных, критических для СССР.
В 1979 году В.Ф.Венда в очередной раз отправлялся читать лекции в США. Его вызвал знакомый ему профессор философии, в то время помощник секретаря ЦК КПСС В.П.Кузьмин и сказал: «Стране грозит голод, если США, ссылаясь на наше вмешательство в Афганистане, откажутся поставить зерно в СССР в 1980 году, а СССР не узнает об этом заранее и не найдет других поставщиков. Разведчики не смогли приблизиться к овальному кабинету и узнать о намерениях президента Картера. Знаю о твоих способностях находить и синтезировать косвенные данные. Верю, что тебе удастся предотвратить голод». В командировке В.Ф.Венда не знал, как подступиться к разгадке секрета. Однажды ночью ПТМ продиктовало ему решение. Оно было основано на одной из книг Т.Драйзера, по которым В.Ф.Венда изучал политэкономию капитализма [Драйзер 1987]. Идея заключалась в том, что трейдеры зерна умеют лучше любых разведчиков добывать опережающую информацию о потребностях в товаре и транспорте. В.Ф.Венда изучил открытые данные о стоимости фрахта зерновых барж на Миссиссипи на предстоящую осень. Оказалось, баржи на осень 1980 года не фрахтовались, а акции компаний-владельцев барж понизились.
По приезде в Москву В.Ф.Венда сообщил, что США не будут поставлять зерно в СССР. Его прогноз оправдался, в январе 1980 года Д.Картер объявил эмбарго на зерно. К этому времени Правительство СССР уже подготовило контракты с другими странами.
Заметим, чтобы привлечь данные о трейдерах, акциях и заблаговременных фрахтах, о которых в СССР тогда никто не размышлял, требовался исключительный творческий подход. Так ПТМ В.Ф.Венды помогло предотвратить очереди за хлебом, в которых сам он часто зяб в детстве [Венда web 2013].
Другой творческой задачей, решенной В.Ф.Вендой в качестве хобби, было создание выигрышной стратегии игры в популярное в мире спортлото 9/49. Он опроверг мнение ведущих математиков о невозможности решения такой задачи. В.Ф.Венда представил это как психологическую задачу и создал победную стратегию [Венда, Гуревич 1980].
В другой раз в качестве отдыха и отвлечения им был проведен научный материалистический анализ деятельности древних астрологов. Он доказал, что звезды рассматривались астрологами не как небесные тела (науку о звездах из астрологии унесла с собой астрономия), а лишь как метки очень сложных и удобных часов, измеряющих дни, месяцы, годы и тысячелетия. Имея такие часы, астрологи фиксировали явления и события на земле, пытаясь выявить повторяющиеся циклы и таким образом предсказывать наступающие явления [Венда 1988]. В.Ф.Венда доказал, что в результате этого в оригинальных записях астрологов собраны важные наблюдения о многих циклических процессах в жизни человечества и природе.
В.Ф.Венда опубликовал более трехсот пятидесяти научных статей, десятки книг, каждая из которых отличалась оригинальностью идей и научных направлений. Он выступил с семинарами и лекциями в 56 ведущих университетах мира, а также на десятках международных конференций. Кроме тем лекций и докладов, начиная с 1980 года, он везде предлагал законы взаимной адаптации и трансформации и просил слушателей найти их опровержение. Таковых заявлено или опубликовано не было.
В.Ф.Венда был единственным ученым, которого удостоили чести дважды, в 1977, в Сан Франциско, и в 1992, в Атланте, выступить с приглашенными докладами на открытии ежегодных конгрессов Общества человеческих факторов и эргономики США.
Л.А.Венда и В.Ю. Венда считают, что исключительные творческие достижения и уникальная по скорости карьера доказывают наличие у В.Ф.Венды зародившегося еще в школе и позже развитого ПТМ.
Разнообразие и продуктивность научного и практического труда индивида, основанного на применении ПТМ, обусловили интерес исследователей. Такое опыт кажется авторам достойным изучения и распространения.
В данном исследовании подсознание рассматривалось как дополнительный резерв индивида в развитии творческих продуктивных способностей, а не как источник и вместилище неврозов [Фрейд 2006, Юнг 1954]. Поэтому нами не использовалась терминология и методы психоанализа и психиатрии.
 

Передача ПТМ сыну.

В 1969 году у В.Ф.Венды родился сын Юрий. Подготовка к формированию у него ПТМ началась, когда ребенку было четыре года. Отец ежевечерне читал сыну постепенно усложнявшиеся лекции на самые различные темы. Всего он прочитал более тысячи лекций. Мальчик слушал очень внимательно и сосредоточенно. У него выработалась сильная тяга к знаниям.
Когда Ю.В.Венде исполнилось семь, в их семье стали часто собираться взрослые компании, игравшие в Большую советскую энциклопедию. Игра заключалась в том, что участники по очереди вытаскивали номерки, позволявшие рандомизировать статьи энциклопедии, из которых очередной ведущий задавал числовой вопрос. Остальные записывали свои ответы. Побеждал тот, чьи ответы за вечер были наиболее точными.
Игра развивала способность привлекать к каждому ответу все знания, имевшие хоть малейшее отношение к заданному вопросу. К десяти годам Юра стал довольно часто побеждать.
Он много занимался спортом.
В одиннадцать лет началась основная часть эксперимента по развитию ПТМ. Юра не проявлял рвения в учебе и был троечником. Отец пообещал ему привезти из-за границы хорошую акустическую систему и устроить турне по СССР, если Юра станет отличником в пятом классе.
Несколько раз после возвращения с поздних тренировок в секции дзюдо, когда Юра очень устал, и его глаза слипались, отец предлагал ему прочитать школьные задания и лечь спать. Начиная с десятого повторения такого экспериментального занятия, Юра стал быстро записывать утром решения почти всех задач по физике и математике, а также повторять наизусть стихотворения по дороге в школу. При этом он бывал очень рассеян к окружению, так что родителям пришлось сопровождать его через дорогу к школе.
Результаты учебы Юры в школе существенно улучшились, хотя отличником он стал только в шестом классе.
Его мечтой было пойти по стопам отца и стать ведущим ученым в области инженерной психологии. Он планировал получить два высших образования, частичное инженерное, чтобы хорошо знать математику и физику, и полное психологическое.
По окончании школы он поступил в Московский авиационный институт, где, используя ПТМ, учился на первом и втором курсах, особенно по математике, легко и успешно. Призыв на службу в армии прервал его учебу на два года. По окончании службы он, как планировал еще в школе, поступил на Психологический факультет МГУ.
Параллельно с учебой Ю.В.Венда активно участвовал в научных исследованиях вместе с отцом. Он был инициатором поиска законов взаимной адаптации как важнейших граничных условий общей теории систем. Он внес огромный вклад в их совместные исследования и публикации [Венда, Венда 1991, 1992, 1995].
К сожалению, Ю.В.Венда внезапно трагически погиб, когда на студенческий лагерь МГУ ночью 9 августа 1991 года на острове озера Селигер обрушился смерч. Ю.В.Венде было двадцать два года. Его вклад в развитие инженерной психологии и эргономики был высоко оценен. Пленарная сессия международной конференции «Достижения в эргономике и безопасности систем управления» в Денвере, США в 1992 году была посвящена памяти Ю.В.Венды. Президент Международной эргономической ассоциации Х.Хендрик во вступительной речи высоко оценил творческий талант Ю.В.Венды и его вклад в эргономику.
Ю.В.Венда оставил сына В.Ю.Венду, который продолжает работы отца. Начиная с четырех лет, В.Ю.Венда жил отдельно от В.Ф.Венды, поэтому эксперимент по развитию у него ПТМ не был проведен. Признаков наследования ПТМ у него не обнаружено. Попытки выработки ПТМ у В.Ю.Венды и Л.А.Венда в возрасте старше двадцати лет оказались безуспешными.

Заключение
1. Обоснована гипотеза о возможности развития у человека подсознательного творческого мышления (ПТМ).
2. Подведены итоги эксперимента длительностью в 65 лет по развитию у индивида и применению им ПТМ в науке и проектировании. Индивид с ПТМ продемонстрировал выдающиеся творческие достижения в науке и проектировании, официально признанные в СССР и США.
3. ПТМ было успешно сформировано у подростка. Развитие ПТМ было успешно в возрасте 12-13 лет при условии очень высокой мотивации подростка к успехам в учебе.
4. Во время учебы в школе и вузе ПТМ было полностью нацелено на помощь в выполнении заданий. В дальнейшем ПТМ более свободно само определяло темп работы над разными темами и выдавало по ним результаты. Исключение составляли срочные проекты с высокой мотивацией индивида. По ним ПТМ выдавал результаты в сознание ускоренно. Если в распоряжении индивида не было ни одной ночи, то влияние ПТМ не сказывалось на качестве и творческом уровне решения.
5. Наряду с повышением интеллектуальной продуктивности, ПТМ имеет особенности, которые могут осложнить жизнь индивида. Оно делает его невосприимчивым к религии и идеологии, затрудняет отношения с коллегами и, особенно, с начальниками. Все начальники поначалу радовались исключительным достижениям В.Ф.Венды, но, в конце концов, обилие его творческих идей вызывали зависть начальников, что приводило к разрыву и его увольнению. Так было по инициативе директора Института психологии АН СССР Б.Ф.Ломова в 1986 году, декана университета Манитобы Канады в 1999 и президента Национального университета США Д. Ли в 2003.
6. ПТМ у В.Ф.Венды было развито самопроизвольно. Следовательно, оно может быть обнаружено и у других людей.
7. ПТМ у Ю.В.Венды было развито намеренно, целенаправленно. Воспитание ПТМ у молодежи может существенно повысить творческий интеллектуальный потенциал общества.
8. Если организовать группу людей с ПТМ в систему гибридного интеллекта, то можно добиться особенно мощного и быстрого творческого прорыва в критической области для страны.
9. Талант может быть не только врожденным даром. Авторы выдвинули и обосновали гипотезу о том, что творческий талант может быть при определенных условиях воспитан.

Список литературы
Бехтерева 1994 - Бехтерева Н.П. О мозге человека. СПб, изд. НотаБене, 1994.
Бехтерева 2007 - Бехтерева Н.П. Группа по изучению нейрофизиологии мысли, творчества и сознания. www.ihb.spb.ru/actindex.htm, 2007.
Васин 1995 - Васин М.Д. «Волны прогресса» профессора Венды не докатились до Кремля. Правда-5, №2, 19-26 мая, 1995.
Венда 1969 - Венда В.Ф. Средства отображения информации. Эргономические исследования и художественное конструирование. М.: Энергия, 1969
Венда 1972 - Венда В.Ф. Структура информационной модели и сложность оперативных задач. – дисс. д. психол. н. Л.: ЛГУ, 1972.
Венда 1975, 1982 - Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. – М.: Машиностроение, 1975, 2-е изд. 1982.
Венда 1980а - Венда В.Ф., Видеотерминалы в информационном взаимодействии (инженерно-психологические аспекты). – М.: Энергия, 1980.
Венда, Гуревич 1980 - Венда В.Ф., Гуревич Н.И., Психология спортлото. – Наука и жизнь, 1980, №1
Венда 1980б - Венда В.Ф. Состояние и перспективы развития современной теории обучения. Психологический журнал, 1980, №4
Венда 1985 - Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины. – Вестник Академии Наук СССР, 1985, №1.
Венда 1988 - Венда В.Ф. Обыкновенная психология необыкновенных «чудес». – М.: Знание, серия «Наука и религия», 1988.
Венда 1989 - Венда В.Ф. Волны прогресса. – М.: «Знание», серия «Философия», 1989.
Венда 1990 - Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика. – М.: Машиностроение, 1990.
Венда, Венда, Пашук 2013 - Венда В. Ф., Венда В. Ю., Пашук Л. А. Инженерная психология в оценке и проектировании информационной техники («юзабилити»): российские приоритеты. Психологический журнал, № 2, 2013.
Венда web - Венда В. Ф. Тайна блицкрига. Наркозомби Гитлера. www.Proza.ru, 2013.
Венда web - Венда В. Ф. Экстримы детей войны. Лечение неврозов. Proza.ru, 2014.
Драйзер 1987 – Драйзер Т. Финансист. Ленинград: Лениздат 1987.
Кожемякин 2007 - Кожемякин В. Интервью с Н.П.Бехтеревой. Аргументы и факты Здоровье, №31-32 (675-676), 2 августа 2007.
Ламарк 1935 - Ламарк Ж.-Б. Философия зоологии. Т. 1. М.-Л. 1935.
Лекторский, Садовский 1960 -Лекторский В.А., Садовский В. Н. О принципах исследования систем (в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи). Вопросы философии, 1960, № 8.
Ожегов 1973 - Ожегов С.И. Словарь русского языка. Сов. Энциклопедия, М., 1973.
Пречисский – 2013. Пречисский В.А. Великая Отечественная война для моей семьи. Рукопись, передана лично. 2013.
Пушкин – web. (http:|//www.bibliotekar.ru/encSlov/a/58/htm)
Симонов 1975 - Симонов П.В. Сознание, подсознание, сверхсознание. "Наука и жизнь" №12, 1975.
Симонов 1987 - Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.
Станиславский 1989 - Станиславский К. С. Собр. соч.- Т. 2. М.: Искусство, 1989.
Фрейд 2006 - Фрейд З. Психология бессознательного. Фирма СТД, М. 2006.
Фресс П. и Пиаже Ж.(ред.) 1975 - Фресс П. и Пиаже Ж.(ред.) Экспериментальная психология. Прогресс, М.,1975.
Фролов, Дьяков, Венда 1989а - Фролов К.В., Дьяков А.Ф., Венда В.Ф. Проблемы трансформационной динамики эргономических систем. – «Теплоэнергетика», 1989, №2.
Фролов, Дьяков, Венда 1989б - Фролов К.В., Дьяков А.Ф., Венда В.Ф., Психологические и эргономические проблемы безопасности и эффективности энергетических объектов. – «Электричество», 1989, №2
Ежегодник 2008 - Human Factors and Ergonomics Society. Directory and Yearbook, Santa Monica, CA, 2008.
Зарплата web Юнг 1954 - Jung C.G. The Spirit of Psychology, in Spirit and Nature. New York, 1954.
Кьюби 1953 - Kubie L. Some unsolved problems of scientific career. American Scientist, XLI, 1953.
Венда 1985 - Venda, V. F. The Fundamental laws of Psychology and ergonomics. The Teoretical and Applied Consiquences. – In: Proc. of the Ninth Cong. of the Int. Erg. Ass. Bornemouth, England, 1985.
Венда 1986 - Venda, V. F. On Transformation Learning Theory. – Behavioral Sciences, V.31, 1986, №1.
Венда, Венда 1991 - Venda, V. F. and Venda Y. V. Transformation dynamics in complex systems. Journal of Washington Academy of Science, 1991, Vol. 81, #4.
Венда, Венда 1992 - Venda, V. F. and Venda Y. V. Introduction to the transformation dynamics: The law and theory of transformations. In: Advances in industrial ergonomics and safety, London: Taylor and Francis, 1992.
Венда, Венда 1995 - Venda, V. F. and Venda Y. V. Dynamics in ergonomics, psychology and decisions. 1995, Ablex: Norwood.
Венда 2008 - Venda, V. F. The laws of ergonomics applied to design and testing of workstations. In: Ergonomics  and psychology. Developments in theory and practice. London: CRC Press, Taylor and Francis, 2008
Ватанабе 2003 - Watanabe T. Lucid Dreaming: Its Experimental Proof and Psychological Conditions. Journal of International Society of Life Information Science, March 2003, 21(1).