К дню Великой Победы. Моё военное детство...

Юрий Сокол
   МОЁ ВОЕННОЕ ДЕТСТВО...

                О, ВОЛГА! Колыбель моя!
                Любил ли кто тебя,как Я?!
                /Некрасов/

   Текут и текут годы - как Волга, колыбель моя! Один мой друг как-то сказал: "Ты же на Волге родился!" - в то время я не придал этому особого значения, но ныне, к старости лет начинаю осознавать всю полноту этого смысла - Я родился и вырос на ВОЛГЕ! И такая радость меня охватывает! - особенно. когда начинаю вспоминать все этапы моего взросления на этой Великой Русской Реке! И особая благодарность - за моё детство - ведь не зря говорят:"Мы родом из своего детства!" И память эта начинается с военных лет - 1941-1945 г.г.    

   В 1941 г. мы жили на Волге, мне исполнилось шесть лет, и начало войны помню: в этот день моего соседа-друга Славку "поставили на горох" - что-то натворил дома, поставили в угол! - погулять не пришлось...
   Уже в мои три года семья переехала в дом, построенный дедом по ул. Советской, от Волги 300 м. Кроме нас в доме жили два брата – Николай (старший, прижимистый купчик) и Василий с семьями. На «квартале» возле училища жил ещё один брат Иван с сестрой Марией, к которым мы с сестрой часто бегали в сад за малиной и розами, да угощались парным молоком – они жили простой крестьянской жизнью. Ивана все жалели, т.к. он остался без руки (оторвало молотилкой в совхозе) и не смог обзавестись семьёй.
   До войны в доме жили дружно, братья любили охоту, рыбалку. И что интересно - не запрещали за Волгой, в озёрах ловить рыбу сетками. Я с детства стал разбираться в породах рыб, птиц («ето сазань, ето карась» - по воспоминаниям мамы показывал пальчиком им в глаз).
Но однажды случилась беда: комолая корова Николая гуляла по двору и вдруг напала на нас с сестрой (Галина Александровна), прижав лбом к окну нашего жилья – мы страшно перепугались.В то время мы жили вчетвером в полуподвальном помещении, в то время как Николай занимал верхнюю половину дома и вел себя как полноправный хозяин. Вдобавок к этому вскоре и собака Николая укусила Галю за руку и её отправили на уколы. Терпение мамы кончилось…
Когда стали разбираться, оказалось, что у Николая на этот дом вообще никаких прав нет, т.к. наследство завещано лишь Василию, Ивану и моему отцу. Мама настояла на суде, по которому Николай был выселен (сразу же купил свой дом), а мы всей семьей переселились в верхнюю половину. После  случая с коровой мы с сестрой решили «отомстить»: заманили пшеном петуха Николая под умывальник и закрыли его – потом слушали его истошные вопли, пока его не выпустила Вера (дочь Николая).

   Накануне войны нас с сестрой определили в детсад. Это время мне запомнилось зимой и весной. Зима – это ёлка, новогодние праздники, шумное веселье! До сих пор помню новогодние песни: «Ну-ка ёлочка светлей заблести огнями – пригласили мы зверей веселиться с нами!» - дальше перечисляли всех зверей и под куплет «прискакал на праздник к нам длинноухий зайка» - выбегал я в костюме зайчика и прыгал вокруг ёлки. Весну и лето  очень ждали, т.к. зимой были сильные морозы (до -40 град), а топили плохо – берегли дрова, т.к. зимой они были «на вес золота», особенно в войну (в классе сидели одетыми и в варежках!). К весне пели «Ах ручей! – чей ты, чей? – Я из снега и лучей, я бегу, я смеюсь, я сейчас с другим сольюсь!».Мы были рады первым солнечным лучам, а узорчатые льдинки вокруг ручья воспринимались как нечто сказочное. Ну, а лето – это маленькая жизнь!

     В день войны во дворе дома сошлись все старшие – братья с жёнами, из окна выставили чёрную тарелку репродуктора, слушали выступление В. Молотова. Тётя Соня (жена Василия) громко заплакала, словно чуяла недоброе.. И правда, из четверых братьев он один сгинул в первый год войны,пропав без вести, два были инвалидами (включая моего отца – повредили руку при родах), а Николай получил бронь как ответственный работник тыла.
  Первый год войны запомнился рытьем окопов (по типу траншей) во дворе. Накануне битвы под Москвой к нам в дом на постой заехала группа бойцов во главе с В. Клочковым - будущим героем-панфиловцем. Оказалось он работал с мамой до войны в селе Синод. Помню, дал мне подержать пистолет - вот было счастье! Подвиг герои-панфиловцы совершили 16.11.1941 г. под Москвой на высоте 251, не пропустив до 50 танков фашистов (18 уничтожили). «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова политрука Василия Клочкова и стали девизом битвы под Москвой.
      В 1942 г. осенью в небе появились немецкие самолёты-разведчики - долго летали над нашим училищем, выпускавшим младших авиа-специалистов - ШМАС. По дороге в сад (на «квартале») мы часто ходили мимо училища: интересно было смотреть на марширующие с песнями роты: «Белоруссия родная, Украина золотая – наше счастье молодое мы стальными штыками отстоим!»  Или ещё:»Стоим на страже всегда-всегда! Но если скажет страна труда, прицелом точным врага в упор, дальневосточная – смелее в бой!» Один самолёт нарисовал в небе нечто похожее на свастику. Нас не бомбили, но когда бомбили крекинг-завод в Саратове - зарево было в полнеба...В те дни была команда: "Подготовиться к эвакуации!" Как-то я проснулся и вижу - вокруг меня сидят все родные, одеты, готовы на выход - а я сонный в постели. У меня мелькнула мысль - "неужели меня хотят оставить?!" - и я заплакал! Все стали меня утешать...
 
   После Сталинграда (1943 г.)к нам в город пришло два санитарных эшелона - один с нашими ранеными бойцами, второй - с полу-замёрзшими немцами. Первых разместили в школе №2, вторых - в шк. №1. К нашим нас водили "на свидание" - пели им песни, рассказывали стихи. Нам, детям, трудно было видеть слёзы на их глазах - уходили от них с тяжёлым сердцем... На немцев было страшно смотреть, особенно сразу после Сталинградской битвы:все измождены, лица почернели. Летом их водили по нашей улице на переправу за Волгу на работы. Иногда некоторым удавалось заскочить к нам во двор просить милостыню: «Матка! – хлеба, картопли!» Но какого хлеба?! – сами ходили голодными. Скажу честно – мне их было жалко. Но ребята, у кого отцы были на фронте, свои эмоции не скрывали, бросали в них камни.

Не могу забыть случай с одной беженкой, зашедшей к нам во двор за милостыней - см. мой стих:
 
Сорок третий год - шла ещё война- Сколько всех погибло? - миллионы!
Но в моих глазах всё стоит она - Женщина с разбитого вагона...

Шерстяной платок...На щеках - слеза, Скорбно к маме руку протянула.
На другой руке - дивные глаза, Был младенец - мама заглянула.

"Дайте хоть кусок и воды глоток - Мы уже четыре дня не ели...
Шёл наш эшелон ходом на восток - С неба нас фашисты разглядели.

И разверзлась тьма, стало вдруг как днём От разрывов бомб фашистских гадов.
 Как единый стон вздрогнул эшелон  И народ посыпал с насыпи-накатов."

Долог или нет кроткий разговор, В дом наш эту беженку позвали...
Но вдруг страшным криком огласился двор, Как младенца мы распеленали:

Синий весь лежал - будто на снегу  И глаза его сияли как-то странно..
             +++++
Всё, друзья - я больше не могу -  Ведь с тех пор зияет в сердце рана...

   В первые годы войны были огромные потери в войсках и у населения. Лишь в наши дни стали известны факты сознательного заражения - до эпидемий тифа (брюшного и сыпного). Переболели и мы с сестрой - я брюшным тифом, а сестра - сыпным. Поэтому    в первый класс я смог пойти лишь в 1944 г., т.к. больше года проболел тифом: где-то в 1943 г. на постое были красноармейцы и я заразился. После болезни я так ослаб, что учился заново ходить – еле выжил, т.к. к ногам уже клали бутылки с горячей водой. Пришла бабушка Таня и о чём-то шепталась с мамой.. После я узнал, что разговор шёл о священнике, о крещении.
После этой болезни я впервые задумался о бренности жизни, о Боге...Как то был у бабушки, взял Евангелие в кожаном переплёте, читаю: "Рождество Твое,Христе Боже наш, воссияв мирови Свет разума! В нем бо звездам служащие и звездою учахося, Тебе кланяются, Солнцу Правды..." - это была первая молитва, которую я прочитал.
   Спрашиваю бабушку: "А что такое "учахося"? Бабушка:"Значит звездою ведомые, поучаемые. Вот и ты учись прилежно, не ленись, может и к Господу придёшь, Солнцу Правды!" "А  я крещён?" - "Нет, отец твой член ВКПб,им запрещают крестить детей".
   После этого разговора зародилось желание окреститься, что и сделал втайне мой дедушка, сводя меня в церковь к знакомому священнику. Интересно, что моим "крёсным" стал друг детства Слава - за неимением других свидетелей!      

   Первый день в школе запомнился тем, что нам всем выдали по шоколадке – подарок от американцев! Можете представить нашу радость в условиях, когда мы были рады куску чёрного хлеба?! С этой шоколадкой мы ещё месяца два пили чай «вприглядку»: лежит перед тобой кусочек шоколадки или сахара, ты на него смотришь, представляешь его вкус и пьёшь чай! Помню. в этом же году, перед школой я ходил в детский садик и иногда к праздникам нам давали дополнительно по кусочку белого хлеба. Как-то иду я с таким кусочком, держу его в руке как святыню, чтобы съесть дома – вдруг из-за спины подлетает мальчишка и выхватывает у меня этот кусочек! … горю моему  не было конца… И по сей день, вспоминая этот случай, у меня наворачиваются слёзы! Да, наши дети такого горя не испытали…

   В войну я учился в начальной шк.№ 14 – в зимнее время нас старались подкармливать: неск. раз в неделю давали пшённую кашу с тыквой – одна размазня, но мы и этому были рады, т.к. многие голодали. Не забуду и ещё одну беженку, вошедшую к нам во двор – заглянула в стоящее у  крыльца ведро, достала из него очистки от тыквы и принялась их есть…Мама дала ей картошки.
   Но и в этих условиях были предатели: в нашем классе был мальчишка из польской семьи эвакуированных. Он любил повторять провокационный лозунг: «Долой гитлеровский килограмм! – да здравствуют сталинские 200 грамм!» - имелся ввиду хлеб по карточкам, за которым выстраивались огромные очереди. Мы ещё в политике особо не разбирались, но мальчишку не взлюбили…
   А с хлебом были большие проблемы: мало того, что его стали распределять по карточкам (их отменили лишь в 1947 г.), так ещё и не всегда он был в наличии – приходилось занимать очереди с ночи. Однажды в этой очереди меня чуть не задавили, а мне было всего около 8-ми лет…

   В войну со школой было много проблем. Во-первых, было холодно и голодно; во-вторых, не было бумаги – не на чем писать: ухитрялись делать тетрадки из цементных мешков (вокруг  города было четыре цем.завода – это сейчас остался один, да и тот купил "Дойче Банк", стали цемент завозить из-за границы!); в-третьих, были проблемы с выполнением домашних заданий, т.к. свет выключали и приходилось сидеть с коптилками и керосиновыми лампами (последнее было роскошью!). Но, как ни странно, именно с коптилкой я пристрастился к чтению книг: забирался на печку, зажигал коптилку – она создавала неповторимый уют, таинственное уединение, активировалось воображение, выстраивалась картина событий – и ты становился их участником! Припоминаю случай: зимой проснулся – светло, ну, думаю, проспал! Быстро собрался и бегом в школу. Прихожу – дверь закрыта, постучал – вышла сторожиха: «Чего стучишь?» - Я: - как чего? – в школу опоздал! Она: «Да ты что, милок! – время пять утра – какая школа?» Только теперь я понял, в какую рань поднялся! А светло было из-за того, что светила яркая Луна!
       
   Моими друзьями были соседские мальчишки: Слава, Юра, Герман, Павел и девочки: Галя, Зина и Лида – все с нашей улицы, а с другими мы как-то и не общались. После войны на улице появились два брата, оба Вовы – старший (сидел в колонии) и младший. У младшего я выменял блатную фуражку (с коротким козырьком и плетёнкой) – на метровую сетку для ловли баклешек (верхоплавок, на Дону – себель) – сетки плести научил отец. Самым близким другом был Слава – сосед напротив нашего дома. Его отец (дядя Гора) был мастеровой,на все руки умелец; поговаривали, что он был выслан из Питера за частное производство – у него и здесь в подвале дома были свои станки, столярное оборудование. По тем временам он был продвинутый мужик: у него были велосипеды, фотоаппараты, бинокли, проекционный аппарат (смотрели мультики); со Славой научились делать клетки для птиц – от простых до западков  с двумя дверцами (для ловли птиц). Западок я ставил за двором на большом дереве. Как то, придя из школы, в западке я обнаружил сразу двух снегирей. Интересно, что это мне приснилось накануне во сне! После краткой неволи я их выпустил, т.к. они едят много семян и почти совсем не поют. Певчими были синицы и щеглы – последние в неволе тоже редко поют, но уж если запоёт – заслушаешься!
   Случай с чижами…Как-то во двор залетела стайка чижей – на место, где накануне мы веяли просо (отделяли от шелухи). С охотничьим азартом я бросил в стайку камень – стая взлетела, остался один подбитый чижик. Я взял его в руки – в ладонях лежало тёплое неподвижное тельце…Я сразу же понял, какое злодейство я совершил… После долгих забот ( поил водой изо рта  в клюв), чижик ожил, мы посадили его в клетку, где он часами сидел неподвижно. В конце концов я его выпустил – он полетел, но папа сказал, что он погибнет, т.к. отбился от своей стаи, а чужие его не примут. 
            
        О МОИХ ЖИВОТНЫХ – «братьях меньших»
   Знакомство с животными началось с печального случая: я уже писал, что жили мы по улице Советской, идущей прямо к переправе за ВОЛГу. С утра и до позднего вечера по улице стучали телеги (летом)и скрипели сани (зимой)- из-за Волги возили в основном сено и дрова. Наши окна выходили прямо на проезжую часть и мы с сестрой часто усаживались у окна смотреть на дорогу. И вот однажды "в суровую зимнюю пору", ближе к февралю мимо проезжал обоз с сеном. Вдруг одна из лошадей споткнулась и упала. Возчик начал её поднимать криками и бить кнутом, но она не поднималась...Она лежала на боку, глядя прямо на меня своим онемевшим чёрным глазом, из ноздрей и от её тела шёл пар, она тяжело и хрипло дышала. Возчик потерял терпение и стал её бить кнутом и ногами по морде, изо рта пошла кровь, обагрив снег...Печальные глаза лошади смотрели прямо на меня. Я не мог перенести эту картину, зарыдал и бросился к маме...К мужику подошли другие возчики, стали урезонивать хозяина, уговорили его распрячь лошадь, поставив её на ноги.
   Вот эта картина бесчеловечного отношения к животным потрясла моё детское воображения, она до сих у меня в памяти,и,вспоминая этот случай,я по-доброму относился ко всем животным...

   О корове и петухе Николая я уже упоминал. Из других «друзей» детства мне запомнились кошки и собаки. Самым близким другом из кошек была серенькая Мурка – она буквально спала со мной и бегала за мной как собачка – скорее всего из-за того, что кроме меня её рыбой никто не кормил. А мне всегда было приятно чувствовать её тепло – она спала, свернувшись клубочком у меня в ногах. Иногда, особенно днём, лежала на груди, ласково мурлыча и перебирая лапками. Вторым запомнился кот Барсик, оставшийся от дедушки: после смерти деда Евгения он вместе с бабушкой Таней поселился у нас. До чего умный кот: мама режет мясо (или рыбу), он сидит внизу, смотрит на маму и неслышно раскрывает рот – как будто мяучит! Ну как такому не дать?! И не было случая, чтобы он чего-нибудь спёр со стола, даже если мама отходила.
 Запомнилась и Смулька – соседская дворняжка, почему-то всегда у нас «гостившая». Правда, на ночь и при рождении кутят уходила к хозяевам. Весёлая была собачка – мы с ней катались в обнимку по земле, бегали друг за другом, играли «в прятки». У меня при обращении  к ней сложилась присказка: «Ну, смулЕ, брат-алле, где ты?» - и она тут же появлялась. С хозяином Смульки у нас отношения не сложились: мало того, что он ревновал свою собаку к нам, так ещё и украл моего ангорского кролика из сарая, где он сидел в клетке. А украл как раз к свадьбе своей старшей сестры – все следы вели к ним во двор. Кролика мне было очень жалко – ведь мы его держали не из-за мяса, а из-за белого пуха, который у него постоянно начёсывали. Но связать так ничего и не пришлось – не успели набрать пуха!
   В саду я общался в основном с ящерицами – их там было много – от серых и чёрных – до красивых зеленых. Поймав, приносил домой, сажал в какую-нибудь старую кастрюлю, давал воду, молока, травы, мух. Любил, посадив их к себе на грудь, красоваться перед девочками – они от страху пищали, думая, что это змея. Как правило ящерицы у меня сбегали.  В саду змеи водились – в основном медянки и гадюки, жили в камнях и в кучах хвороста. Однажды, возвращаясь из сада домой, на пути увидел большую змею – я так испугался, что пришлось обходить её окольными путями, сделав большой крюк..
 
   Трудное было детство: с первых дней войны приходилось «в поте лица добывать хлеб насущный». Если бы не отец (с одной рукой!) – пришлось бы нам совсем туго. С ним мы и трудились с лета до поздней осени, благо земли было много – и поле (просо, картошка, тыквы), и сад, и маленький огородик во дворе (огурцы, помидоры, укроп). С поля картошку и тыквы вывозили на соседской корове Бурёнке (запрягали её в телегу). В голодные годы всё это добро приходилось защищать от воровства – дежурили в саду с сестрой через день,а отец в поле. Зимой в погреб во дворе по-картошку повадились воры. Хорошо, что на квартиру пустили инвалида-лётчика с семьей – у него оказался пистолет, приходилось несколько раз по ночам устраивать реальную перестрелку с грабителями. Трудно было не только с питанием, но и с дровами: лес приравняли к военному ресурсу, разрешали пилить только сухостой. Но много ли его наберешь на 40-ка–тысячный город?. Поэтому за дровами ходили зимой по льду за Волгу. Дважды отец чуть не утонул – возле берега всегда были полыньи, особенно ближе к весне…

   В этих трудностях формировался наш характер. Как-то  зимой мне поручили расчищать от снега погреб – ближе к весне туда подтекала вода. Помню, к вечеру я совсем выбился из сил, но сам себе повторял: «Ну давай, ещё немножко!» – и работа была выполнена! До сих пор вспоминаю охватившую меня радость преодоления и когда трудно – всегда вспоминаю эти ощущения! В другой раз я расчищал от снега крышу – а дом высокий, крыша на уровне 3-го этажа современных 5-ти этажек. Чистил я чистил – и вдруг снег как поехал вниз по крыше, так я еле зацепился за козырёк водоотвода. До сих пор при воспоминании об этом – «мороз по коже»!
 
   Но были и радости! Самая большая – это общение с Заволгой – мы так её и звали – «Заволга»! Это особый мир, путь постижения Природы и её Творца. Особенно хороша Заволга возле Вольска: напротив в Волгу впадает Иргиз с его бесчисленными ериками и протоками; множество озёр, имена которых для нас священны: Чусовое, Берёзовское, Балбашиха, Старушечье, Арчаковское, Сазанлей… Ловили мы на поплавочные удочки с леской из нитки (№ 10)– для прочности натирали её воском, поплавки вырезали из коры осокаря. Были проблемы с крючками – добирали из того, что осталось от дедов. Жалко было терять крючки – нитки часто не выдерживали и рвались. Помню случай: попалась на крючок большая щука – я её вываживаю, а она тащит в коряжник; потянулся за ней – упал в воду, оказалось там было глубоко, еле выбрался… И до того обидно было – щуку упустил, крючок потерял, сам намок – заплакал!
   Рыбалка для нас была не только развлечением, но и способом пропитания. Помню из Заволги я привёз пол-котелка ухи из ершей (мы их называли сопляками – из-за обилия слизи на чешуе) – распробовав, мама заявила, что никогда такой вкусной ухи не ела! А она знала толк в ухе: несколько лет работала в рыб-колхозе бухгалтером; летом я часто наведывался в их рыб-садок (баржа со щелями, где рыбу держали на Волге в проточной воде) - всегда рыбаки для себя  варили на берегу уху, угощали и нас. Какой там рыбы только не было! – от белой (сазаны, лещи, щуки, судаки)  до красной (стерлядь, белуги с меня ростом, осетры). Мой дедушка Евгений всегда говорил, что лучшая уха – из судака и стерляди!
   Во время пребывания в плену немцев летом часто возили за Волгу – что-то они там делали. Проходя мимо их стоянок, мы замечали огромные кучи пустых раковин от улиток. Будучи голодными, мы тоже пытались сварить эти «деликатесы» и пробовали их, но в рацион к нам они так и не попали (как и лягушки!) – видимо, разные культуры!
   До сих пор удивляюсь, как это нас, мальчишек по 10-14 лет, родители отпускали за Волгу – одних, иногда на весельной лодке. Да ещё с ночевой!- там мы научились разжигать костёр при любой погоде и заваривать вкусный чай из веток шиповника. Мама говорила, что тогда общество было чище и нам доверяли. Но как ни доверяй, а ведь это Волга с шириной более двух километров! Несколько раз попадали в бурю, встречный ветер "горыч" дул с горы Маяк (возле з-да Большевик), волны под два метра – выше борта лодки, иногда приходилось вычерпывать воду и даже ложиться на дно - плыть «по воле волн»… Но, слава Богу, все остались живы!

        НА РОДИНЕ – моё посвящение любимой Волге:

Щурки вослед верещали,
Лес свою песню мне пел -
Милые!- Вы и не знали -
Я Вас забыть не успел!

Волга как символ России
Тихие воды несёт,
Свесился месяц игривый,
Светит зарёю восход...

СвЕтят шелкОвые травы,
Ивы стоят над ручьём,
Возле широкой дубравы
Ярит калина огнём...

В летний и ласковый вечер
Солнце убавит накал -
Выйди, родная, навстречу -
Я тебя ждать не устал...
 
       МОЁ ЗАВОЛЖЬЕ – у озера Старушечье (места рыбалки)

Снова бреду я усталый
Узкой заволжской тропой -
Прежнего счастья не стало -
Как ты? - О, край мой родной!

Запахи мёда и мяты
Ветер приносит с полей -
Всё это зримо и внятно
В памяти всплыло моей...

Водная гладь у затона,
Дальние отсветы гроз,
Нежные шёпоты-стоны,
Запахи неги у роз!

Светятся рОсные травы,
ЗОревый свет над водой
И над зелёной дубравой
Месяц встаёт молодой.

Возле широкой протоки
Кто-то чуть слышно скрипит,-
В зарослях острой осоки
Выпь молодая не спит...

Стихло. Костёр догорает.
В звёздной ночной вышине
Древние руны мерцают...
О будущем скажут ли мне?!
18-19 июля 2012, у Волги.

       В ДЕТСТВЕ ЗОЛОТОМ...
Вот иду за Волгою
В детстве золотом -
Целый сонм свидетелей
Вижу я кругом :

Вот стоят гурьбою
Крепкие дубки,
За лесной стеною
Светят озерки.

Там за ровной гривой
Озеро блестит,
Шелковистой ивой
Ерик шелестит.

МедовАя кашка
На лугах растёт -
Словно в дивной сказке
Всё вокруг цветёт !

Милые свидетели
Детства моего ! -
Вы и не заметили,
Как прошло оно...

С вами б не расстаться
Мне в родном краю,
С вами б повстречаться
В неземном раю !

О, Великий Творче
Всякой красоты ! -
Дай мне всё прославить -
Всё, что создал ТЫ !!!

        ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ
 
   День окончания войны я запомнил на всю жизнь: с утра папа вывесил на верху дома красный флаг, было солнечное, радостное утро. Я ходил на площадь, где днём состоялся митинг, а потом – массовое гулянье, толпы возбуждённых, радостных людей. Запомнился отец Лиды: после гулянья шёл «навеселе» в одних шерстяных носках по самой грязи – недавно он вернулся с войны и гулял «по-чёрному»!
   Как могли, собрали праздничный обед (не из чего было собирать – одна картошка да капуста, живности у нас не было) – чем богаты, тем и рады! А ту картошку, что мы сами выращивали и ели,я вспоминаю до сих пор – с солью, с подсолнечным маслом, с луком, с селёдкой! Слава Богу за всё!
   С фронта вернулся мой двоюродный брат Николай Закутнов. Он прошёл всю войну, капитан-танкист,,дошёл до Берлина. Приехав после войны, они жили в нашем доме. Дядя Коля подарил мне свою полевую командирскую сумку – с планшетом для карт, компасом и карандашами – это был предмет моей гордости, с этой сумкой я ходил в школу до 7-го класса (недавно подарил её внукам Антону и Богдану! - будут ли они хранить эту память о войне как мы?!).      
   После войны жизнь покатилась быстро: окончив 7-й класс с похвальной грамотой, я поступил в спецшколу ВВС г. Саратова и окончил её с серебряной медалью, а далее – поступил в КВИАВУ ВВС (Киев). На избрание военного пути оказало сильное влияние мое военное детство. После окончания КВИАВУ я был отправлен служить на первый боевой космодром страны (ст. Плесецкая).

   Приведём наиболее полные сведения о людских потерях в ВОВ-2:
Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 миллиона человек. Из них более 8,7 миллиона погибли на полях сражений, 7,42 миллиона человек были преднамеренно истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4,1 миллиона погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 миллиона человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины – 2,65 миллиона человек, более 450 тысяч иммигрировали, 2,16 миллиона человек погибли и умерли в плену.

   Потери СССР составили 40% всех людских потерь во Второй мировой войне!

   Наступили новые времена...Сегодня нужно готовиться к встрече со Спасителем. РАНЬО НЕРО - монах францисканец ещё в 14 веке написал: ХРИСТОС умирает на Тибре (В Риме) и возродится на Волге (РА): Сын с Волги посрамит учение Сатаны!

И снится мне СОН (это событие 2019-го года):

БОГ-ОТЕЦ зовёт меня:
"Ты спасёшься из Огня!
Возвести о мне скорей
В правой вере прежних дней!

Плохо чтут меня - Отца
В православии конца!
Бога РОДА ваших дней
ВОЛЮ выразить сумей...

Снова в Роще, где Закат,-
Сын ВОЗЛЮбЛЕННЫЙ распят -
Там где филин и Ваал -
Фининтерн Христа распял.

И по Русской той реке
Плот спускают вдалеке,
И до утренней зари
Все вопят "Гори, гори"!
      *****
Но в России есть народ -
Он над Волгою живёт
И по всей её длине
Скачет Всадник на коне.

Он мой верный Аватар
И несёт народам дар -
Тайну вечную Креста
О пришествии Христа.

Там есть роща над рекой,-
В ней заложен символ Мой!
Придёт время - и тогда
В нём увидят и Христа!

Крест над Волгой уж стоит,
Но кто Волгу освятит!?
Поезжай скорей домой
За водою ключевой!" 
     *****
Путь на Родину лежит -
Он всегда к себе манит!
Вот уж город под горой
С величавою рекой...

Вольск стоит как бастион,
Он крестами окружён -
Крест над Волгою стоит
Место силы сторожит.

Как сказал Неро-пророк -
Сын от Волги в Мир придёт
И спасёт народ из тьмы
От ученья сатаны...

Волга мирная течёт,
Сын родился - Время ждёт!
Сын! - явись же нам скорей
Как предвестник лучших дней!
      *****
Петра-Павла храм стоит -
Древню веру он хранит
И родник, что под горой -
Есть Исток воды Святой.

Крестный ход был сотворён -
Родник трижды освящён,
Окропил я Волгу той,
РОДниковою водой!

СлАвна Вольская земля! -
Вновь тебя увидел я,
Волгу с Духом освятил -
Христа с Богом съединил!

+++++++++++++++++++++++

Будет рад Бог Род-ОТЕЦ! -
Встанут с Сыном под венец -
В единении Творца
Жизнь даруют без конца!!!
+ + + + + + + + + + + + + +

   Подводя итог прожитому и пережитому, я задумался над вопросом:чего не хватает современным детям (особенно городским)? Думаю - разумной свободы и воли преодоления трудностей! Мы с детства выросли в этом, начиная с ТРУДА - В ПОЛЕ, НА ОГОРОДЕ, УБОРКЕ ПО ДОМУ - НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ! И не ныли, и не канючили, если нам купили "не ту игрушку" - их и не было в таком количестве как сейчас, мы их мастерили САМИ, СВОИМИ РУКАМИ! А разумная свобода означала, что родители нам ДОВЕРЯЛИ и отпускал на Волгу и за-Волгу - на переправе, на лодках - в любую погоду! И не ругали по-мелочам, если мы что-то сделали не так - относились с пониманием проблем возраста. Да и особой блажи у нас не было - общая обстановка в стране обязывала быть скромнее и строже к самим себе - ВОЙНА!

   КОГДА читаю о подвигах наших героев - невольно вспоминаю послевоенные годы. Начиная с 1942 г. наши рынки были заполнены воинами-инвалидами. Особенно жаль было обезноженных калек, перемещающихся на коленях - колясок для них не было. Помню Колю - парень без ног (после Сталинграда - 1943 г.), играл на гармошке и пел жалостливые песни, в т.ч. про любовь. Одну из них я запомнил на всю жизнь:
   Два парня-шофёра полюбили одну девушку Раю ("Мама, мама! - никто не поможет - Я влюбился в девчонку одну"...) и поспорили между собой ("Если АМО догонит Фиата - тогда Раечка будет твоя!" - АМО - автомобильное Московск. Общество, а Фиат - Италия). В результате гонок АМО разбился и "На могиле оставили фару и разбитый от АМО штурвал..." Возле Коли собирались люди, а многие, потерявшие близких в войне - плакали, не стесняясь своих слёз...Вот такой он - народный фольклор...


   Несмотря на все трудности военных лет считаю, что годы нашего детства были самыми счастливыми в Жизни! СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ! - за печаль и за радость...