Такое различие

Стасик Мармеладов
Уже несколько дней из головы не выходит один примечательный разговор.
Мы встречались с семейной парой с Украины. Муж – натуральный украинец, жена – русская, я с ней знаком с детства, наши родители дружили. Живут они в Днепропетровске, женаты давно, больше тридцати лет.
Сидим, беседуем обо всём на свете, в том числе, разумеется, и о работе. А на любой работе один из самых важных и трудноразрешимых вопросов – кадровый.
-А у тебя молодые работают? - спросил украинский муж Сергей.
-Да, - говорю, - от двадцати двух до тридцати шести. Все моложе меня.
- То есть меня не возьмёшь?  Староват? – пошутил собеседник.
-Дело не в возрасте, как таковом. Беда в том, что человек, долго работавший в автосервисе, сильно портится в человеческом смысле. Профессиональная деформация личности происходит. Такой человек очень часто приучен обманывать клиента, халтурить, где только можно, «разводить на деньги». Он искренне считает всех заказчиков  «лохами» на том только  основании, что знает устройство автомобиля лучше них. Мне проще взять мальчика и научить его ремеслу, нежели перевоспитывать опытного слесаря под свои требования, - толкнул я программную речь.
- Ого! – удивился наш украинский друг, - ты хочешь сказать, что твоя политика заключается в приобретении постоянных клиентов, а не в том, чтоб сорвать денег один раз и больше этого человека не видеть?
-Конечно, Питер -  город маленький. Если человеку нравится, как мы работаем, он ещё и другим расскажет, у нас больше половины заказчиков не по рекламе, а по рекомендациям приезжают.
- А у нас такое невозможно, - грустно сказал Сергей.
-Почему? – удивился я.
- У нас никто не даст соседу доброго совета. У нас никто не хочет, чтобы соседу было хорошо, - с горечью ответил он, -  такое вот различие в менталитете.
-Шутишь?
- Да что соседу, брату не посоветуют, - и  махнул рукой.
Потом ещё анекдот известный вспомнил про «Боже, выколи мне глазик»… Ну, знаете, да? Когда бог предложил: «Проси, что хочешь, всё выполню, но у соседа будет того же в два раза больше».
Потом примеры из жизни приводил.
В общем, хожу под впечатлением. Я, конечно, понимаю,  анекдоты рождаются не на пустом месте, но не представлял,  что такое отношение к людям – часть менталитета и массовое явление.
В глубине души надеюсь, что моим друзьям просто не повезло с соседями.