Философия как процесс

Лариса Баграмова
Суть философии возможно видеть в неком результате – тексте, то есть производстве интеллектуального продукта. Можно же видеть философию и как процесс, то есть философствование, или аргументированный диалог.
Философ в первом случае – это тот, кто время от времени выдаёт оформленный ответ. Во втором – тот, кто вопрошает.

********

Философия как процесс. Особенность предмета философии состоит не в том, что её предметом является мышление как нечто отличное от предметов других, нефилософских направлений исследования действительности, которые практически все суть не-мышление, но в том, что он частично совпадает с инструментом исследования себя. Частично, потому что предметом философии является мышление самого философа как часть коллективного мышления. То есть МЫШЛЕНИЕ ИЗУЧАЕТ ПОСРЕДСТВОМ СЕБЯ САМО СЕБЯ ЖЕ КАК ЧАСТЬ ВСЕОБЩЕГО МЫШЛЕНИЯ, и попутно, как побочный эффект, может экстериоризировать понимание.

Философия – это мышление своего мышления как части коллективного мышления, выражающееся в диалоге как процессе философствования. Таким образом, основным вопросом философии, или вопросом, который задаёт посредством философствования философ, является вопрос «Кто есть Я в системе»? Философом является тот, кто вопрошает и при этом не обязательно имеет ответы даже на часть своих вопросов. Тот, кто имеет только те или иные (полученные из отдельных частей понимания другого/других самостоятельно и/или заимствованные блоками у другого) ответы без собственных текущих вопросов, философом (философствующим) в данный момент уже не является.

Именно по причине частичного совпадения своих инструмента и предмета философия никогда не даст окончательные ответы на собственные вопросы и мышление философа никогда себя не познает. По сути, философствование – это процесс генерирования философом своих новых и новых вопросов «вовне». Из этого процесса возможны выпадения для формулирования тем же субъектом уже в качестве не-философа полученных «извне» всегда неокончательных и подлежащих дальнейшей корректировке ответов как реперных точек для своих же будущих вопросов и/или вопросов другого.

Потому философствование как «вопрошание вовне» всегда преемственно, коллективно, публично. А побочный эффект философствования как экстериоризация некого промежуточного «ответа снаружи» (причём не обязательно как ответа именно на конкретно заданный вопрос) в виде устного или письменного текста мыслителя всегда индивидуален, уникален и личностен.

Философствование как процесс представляет собой изучение философом своего мышления присоединением к «коллективному банку вопросов и промежуточных ответов», которое выражается в диалоге философа с другим философом или мыслителем либо прочтении им готовых текстов, причём не обязательно в области именно философии. Следует заметить, что прочтение текстов при критическом к ним отношении тоже представляет собой диалог автора и читателя, с той лишь оговоркой, что мнение автора в этом процессе остаётся неизменным. И вот это самое «мышление в области коллективного сознательного», выражающееся в форме поиска ответов философа на свои собственные, индивидуальные, личные вопросы в той форме и той степени понимания, которые ему свойственны и доступны, и есть собственно философствование.

При философствовании, таким образом, происходит самоизучение в сфере коллективного мышления индивидуального мышления философа как части этого коллективного мышления. При этом мышления непосредственно чужого мышления, разумеется, не происходит, а происходит восприятие философом информации, поступающей извне в виде различного вида сообщений, присваивание им части этой информации как собственной и/или же частичное или полное её отторжение с формированием собственных мыслей по принципу «от противного». Именно такая интериоризация информации посредством диалога – это и есть философствование как процесс.

Приходящее извне в сознание вопрошающего понимание ответа как побочный эффект этого процесса возможно исключительно в области собственного мышления и представляет собой пред-текстовое состояние как аллертность к его (понимания) формулировке. И поскольку такая экстериоризация представляет собой уже не вопрошание, а формулирование понимания всегда частичного, промежуточного, и потому априори несовершенного ответа, она уже не есть философствование, но отступление от него, возможное, но не необходимое и неизбежное. Производимый при этом интеллектуальный продукт в виде устного или письменного текста не есть собственно философствование или его результат, но его побочный эффект.

Следует сформулировать также суть отличия текста, устного или письменного, формирующегося в процессе диалога, от текста как побочного эффекта этого процесса. До тех пор, пока формулируемый в процессе непосредственного общения или чтения книги другого мыслителя текст создаётся философом с целью уточнения понимания другого (в качестве чего может использоваться в том числе и озвучивание философом уже существующего в его сознании в текущий момент собственного представления о предмете диалога), – это философствование как поиск ответа. В тот же момент, когда в сознании возникает ответ как новое понимание, новое представление о вопрошаемом, процесс философствования заканчивается. И у мыслителя (в тот момент уже не-философа) может возникнуть потребность в выражении этого понимания в качестве нового, не существовавшего ранее, уникального текста. Однако он может и остановиться в точке понимания без потребности в его внешнем выражении.

Таким образом, философствование создаёт поток вопросов с целью уточнения понимания другого в форме прямых вопросов, формулирования собственного понимания и/или понимания другого, и у этого процесса вследствие априорной невозможности мыслить мышление другого нет и не бывает результата.  А записанное в виде оформленного текста или произнесённое в качестве речи понимание мыслителем полученного ответа на поставленные в процессе философствования вопросы находится вне самого философствования и, следовательно, вне сферы философии.