Отечество

Марина Райзер
               
        Здравствуй, дед! Я самая младшая из твоих внучек. Младшая дочь твоего сына – Фридриха (на русский манер его звали Федором). Мы никогда не виделись,  так как  я появилась на свет  через 23 года после твоей смерти. О тебе знаю лишь по рассказам отца и старших родственников. У людей твоего времени была нелегкая судьба. Родившись в конце Х1Х века в семье немцев-переселенцев, чьи прародители в поисках лучшей доли  выехали  из Германии в  1830 году в Бессарабию, а затем в Крым,  ты,  по праву подданный российской империи, по национальности немец, оказался в начале ХХ века в самом горниле первой мировой войны.
         А теперь - немного истории …
        Первые упоминания о немцах на Руси относятся к  IX веку. О  постройке в городе Новгороде  немецкой церкви Святого Петра, бывшей центром «немецкого двора», сообщается уже в 1184 году.  К концу XII века в русских городах уже осели многие немецкие купцы, ремесленники, воины, лекари и учёные. Значительное число немцев переселилось в Русское государство в период правления великих князей Ивана III и Василия III — в XV—XVI веках. В период правления Ивана IV Грозного доля немцев в населении городов стала настолько существенной, что во многих из них появились кварталы компактного проживания немецкой диаспоры — так называемые Немецкие слободы, самая большая и известная из которых была в Москве. Около 90 % немцев России в XVIII—XIX века составляли так называемые колонисты. В XVIII же веке по приглашению Екатерины II, названной при рождении Софьей Фредерикой Августой Ангельт-Цербской,   (манифест от 4 декабря 1762 года) началось переселение немецких крестьян на свободные земли Поволжья и позже Северного Причерноморья — многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык и другие элементы национальной культуры. За годы царствования стараниями императрицы  Екатерины П  Российская территория значительно увеличилась в размерах – присоединились южные плодородные земли Крыма и Причерноморья, участок Речи Посполитой. Через тридцать лет после воцарения Екатерины количество жителей России возросло более чем в полтора раза, а государство стало самым населенным среди европейских стран.
          Екатерина собственноручно подготовила так называемый «вызывной» манифест, приглашавший иностранцев переселяться в Россию. Она «всемилостивейшее» объявила, что относится благосклонно к переселению к нам иностранцев разных наций,, а также к возвращению тех, кто до этого по каким-либо причинам бежал из своего Отечества. Позволение на переселение было утверждено. Сам манифест носил название «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах». Согласно указу заселению иностранными гражданами подлежали плохо обжитые регионы России, в том числе и Украина.
         Через год были разработаны и изданы, как мы бы сказали сейчас, «подзаконные акты» – документы, дающие возможность осуществиться положениям первого указа. Это «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Получив требуемые гарантии и привилегии, а также целое специальное учреждение, которое будет защищать их права, иностранцы осмелели. Процесс заселения необжитых российских земель начался. Людской поток хлынул в нашу страну, и в основной своей массе это были выходцы с юго-запада Германии.
За первым вскоре последовал еще один «вызывной» манифест. Этот документ также перевели на разные языки и напечатали в зарубежных изданиях. Публицист того времени по фамилии Шлецер называл произведенное манифестом действие настоящим бегством в Россию. И это было неудивительно. Ведь документ обещал переселенцам невиданные льготы. Личная свобода и поселение на выбор в любой местности России. Освобождение от любых налогов на приличный срок: в сельской местности до тридцати лет, в городской – до пяти. Иностранцам, организовавшим производство, разрешалось торговать и даже вывозить свои товары за пределы страны беспошлинно. Также предоставлялись ссуда на десять лет без процентов, чтобы иммигранты могли обзавестись жильем, обстановкой, хозяйством, возместить расходы на дорогу. Понятно, что для небогатых европейских жителей это было безумно заманчиво. А как вам освобождение от воинской повинности? Постоянно воевавшие между собой правители немецких земель очень нуждались в пополнении своих армий и делали это за счет частых наборов. Плюс свобода вероисповедания и разрешение строить здания своего религиозного культа. А еще право на собственные органы местного самоуправления и возможность беспрепятственного выезда из России. Одни только преимущества…
         Сама создательница этого спорного манифеста, Екатерина II, объясняла его тем, что до сих пор на землях Российской империи немало остается мест «праздных», то есть необжитых и неизученных, где в недрах скрываются различные богатства. Она говорила,  что много в нашей стране озер, рек, полей и лесов «коммерции подлежащих», что есть возможность «размножения» фабрик, мануфактур и «прочих заводов». Императрица обещала, что данные нововведения пойдут на пользу российских верноподданных. Был опубликован тут же реестр  свободных и удобных к заселению российских земель: Тобольска, Астраханской губернии, Оренбургской, Белгородской и многих других. То есть на деле колонисты могли селиться не там, где им вздумается, а в отведенных местах. И, например, Поволжье, обозначенное как земля обетованная, вовсе не оказалось на деле богатым рудой, промысловыми реками и озерами. Приезжих довольно строго принуждали заниматься сельским хозяйством, а ведь среди них были неплохие ремесленники. И все же иностранцы ехали и ехали, основывали поселения, разрабатывали земли, заводили хозяйства.
          Конечно, и власти, и первым колонистам было очень нелегко, но дальнейшее течение истории доказало всем противникам манифеста, сколь полезной было начатое Екатериной II мероприятие, как в отношении заселения необжитых территорий, так и полезного соседства русских и немцев.
          Первая волна миграции, направленная в район Поволжья, прибыла в основном из земель Рейнланд, Гессен и Пфальц.
          Следующий поток эмиграции был вызван манифестом 1804 года императора Александра I. Этот поток колонистов был направлен в район Причерноморья и Кавказа, и состоял большей частью из жителей Швабии; в меньшей степени жителей Восточной и Западной Пруссии, Баварии, Мекленбурга, Саксонии, Эльзаса и Бадена, Швейцарии, а также немецких жителей Польши.
        Немецкие колонисты в Крыму жили довольно обособленно, но вели они себя зачастую как настоящие и достойные сограждане. Так, во время Крымской войны 1853-1855гг. многие из них поставляли в русскую армию бесплатно (или за минимальную плату) фураж, продовольствие, подводы и лошадей, а еще — принимали в свои семьи на полное попечение раненых. В самой армии, защищавшей тогда Севастополь  15 офицеров и генералов немецкого происхождения были награжденными за «Оборону Севастополя» Георгиевскими крестами..
          Но вот кончился XIX век – поистине «золотой» для немецких переселенцев. С началом первой мировой войны в печати развернулась активная пропагандистская кампания не только против Германии, но и против немцев, проживающих в России. Дальше – больше. После того, как Германия и Австрия в 1914г. объявили всеобщую мобилизацию, все немцы мужского пола от 18 до 45 лет, проживавшие в Таврической губернии, но не являвшиеся ее подданными, были депортированы вглубь России. Однако и к российским подданным немецкого происхождения стали относиться с подозрением.
        Перед  Первой мировой войной число немецких деревень в Российской империи (не считая российской части Польши) составляло от 3 до 4 тысяч.
       Среди призванных из Таврической губернии в царскую армию 2500 немцев (как, впрочем, и из остальных областей), до 1917г. не было зафиксировано ни одного факта измены или предательства. Наоборот – многие из немцев  были награждены орденами.
         Россия была твоей родиной и родиной твоих родителей. Возможно, именно в  Первую мировую войну родилась поговорка «Грудь в крестах, или голова в кустах».  В течение только одного (!) 1915 года ты был награжден Георгиевскими крестами всех 4 степеней и медалью «За храбрость» 4 степени. В подтверждение твоих боевых заслуг сохранилось Удостоверение  от 12.01.1916 года, из которого следует, что ты служил в …пехотном Минском полку 8 армейского корпуса.  Там же указано твое звание – старший унтер-офицер, а в царскую армию ты призывался рядовым. Кроме этого, мне известно, что ты во время Первой мировой войны был награжден саблей и серебряными часами. Из армии тебя комиссовали по ранению в 1916 году. У тебя был задет тройничный нерв и постепенно ты стал терять зрение. Зрение, но не  стойкость духа. Как настоящий мужчина, ты стал помогать тем, кто нуждался в помощи и защите: вдовам и сиротам  солдат, погибших на войне, инвалидам, получившим увечья в Первую мировую. В Перекопском уезде ты создал и возглавил Попечительское общество по оказанию помощи вдовам, сиротам, инвалидам войны. У тебя был свой магазин и склад, где хранились вещи, предназначенные вдовам и сиротам. Эти пожертвования направлялись самым нуждающимся, - тем, кого уже некому было защитить. В 1920 году, после того как Красная Армия вошла в Крым – склад и магазин были разграблены солдатами. Узнав об этом, ты пошел к командиру отряда, где пояснил, что это имущество предназначено для детей и вдов участников войны. Командир стал  кричать  на тебя и спрашивать: «Это тех, кто воевал в царской армии»? Тогда ты понял, что все твои заслуги не в счет и если будешь требовать вернуть  имущество – тебя просто поставят к стенке. В 1926 году, с группой односельчан-единоверцев, ты обратился к новым властям уезда с просьбой о возвращении верующим лютеранского молитвенного дома. Молитвенный дом был возвращен под твою ответственность. Частые комиссии приходили с проверкой – как содержится имущество. С Божьей помощью, борясь за свое достойное существование, ты купил нефтяной двигатель и с друзьями в деревне Тарханлар построил мельницу…Новая экономическая политика (НЭП) Советского государства поощряла  предприимчивых людей, надо было развивать экономику и  восстанавливать разрушенное хозяйство. Но вскоре пришли другие времена, в стране начался период коллективизации и раскулачивания крепких хозяйственников.  Ты понял, что если добровольно не сдашь властям мельницу – тебя тоже ожидает раскулачивание и ссылка в Сибирь. Поэтому, несмотря на осуждение родственников, ты пошел на компромисс – написал заявление о вступлении в колхоз и отдал туда все свое имущество, включая мельницу.  Но, и после этого, дважды по чьим-то доносам тебя пытались осудить, сфабриковать на тебя уголовное дело. Однако, Бог смилостивился над тобой – политика опять поменялась. Стали осуждать «перегибы» – слишком большое количество невинных людей были осуждены. В день суда  в судебное заседание явился какой-то проверяющий из центра, посмотрел твое дело и дал команду освободить тебя прямо из зала суда. К тому времени ты был полностью слеп. В декабре 1940 года ты умер, не дожив полгода до начала войны СССР с фашистской Германией. 
        Депортация крымских немцев началась 18 августа 1941 года. В Постановлении Совета по эвакуации говорилось: «Разрешить Совнаркому Крымской АССР эвакуировать 51 тыс. человек населения из отдельных районов (Фрайдорф, Найдорф, Колай и др.), по согласованию с НКВД».
        Сталинская политика объявила русских немцев врагами и  депортировала  их  из  прежних мест жительства целыми семьями сначала на Северный Кавказ, где они помогли местному населению  убрать урожай, а затем в Казахстан. Оставив в Крыму дом и имущество, не поместившееся в узелки весом в 24 кг, разрешенные к вывозу на 1 члена семьи, они долго ехали в товарных вагонах   вглубь страны – им казалось, что на край света…Иногда поезд останавливался между станциями, чтобы сгрузить умерших в пути. Зачастую их не успевали предать земле. Оставшиеся  в живых продолжали свой скорбный  путь на восток.  Никто из них не знал – в чем их вина. Ни тогда, ни сейчас мне, как маленькому человеку большого государственного механизма, не понять – почему тебе можно было воевать с врагами России в 1914 году, а моему отцу в 1941 году – нельзя. Хотя это было уже следующее поколение немцев-переселенцев, более «обрусевшее». Во время депортации твоя вдова Мария Христиановна  была вынуждена продать серебряные часы, пожалованные тебе командованием за проявленный героизм во время Первой мировой войны. Надо было кормить семью.
       Незадолго до начала Великой Отечественной войны моего отца Фридриха призвали в  Красную Армию, откуда позже направили в трудовой лагерь. Та же судьба постигла в 1942г. всех мужчин немецкой национальности в возрасте от 16 до 55 лет. Членов одной семьи расселяли в разные трудовые лагеря  Сибири и Урала. 
       В 1946г. вышло постановление Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому немцев и другие депортированные народы было решено оставить  на вечное поселение в тех местах, где они находились. При этом разрешалось «воссоединение семьи» – по месту жительства одного из ее членов.
         Говорят, что родина там, где тебе хорошо. Помню, как мой отец, зрелый мужчина, живя на  Среднем Урале, тосковал по солнечному Крыму и мечтал о возвращении, о том, как  будет собирать виноград  и греться  на южном солнце. Отдав 30 лет своей жизни работе на железной дороге в должности машиниста паровоза, а затем тепловоза, он  хотел, чтобы мы, его дети, получили высшее образование, «вышли в люди», как он выражался. Моей родиной и родиной трех моих старших сестер  и брата стала Свердловская  область.
        Дед, сейчас твои Георгиевские кресты и медаль «За храбрость» хранятся у твоей младшей дочери. Такова была твоя последняя воля. Но судьба опять сыграла злую шутку – кресты, завоеванные подданным  Российской империи, перекочевали за границы  России – в Германию, куда в 1990-е годы твоя дочь эмигрировала  со своей семьей. Мой отец,   пару раз погостив в Германии, сказал нам, что не сможет там прижиться и останется в Крыму – на своей родине.
           Пути Господни неисповедимы. Не знаю – можно ли понять политику тогдашнего руководства СССР. Наверно можно. Но почему же после окончания войны еще в течение трех десятков лет русским немцам нельзя было вернуться в места, откуда они были высланы, вернуться к нормальной жизни. Ведь те годы, которые они провели в депортации, стали для них  годами унижений.  Спецкомендатуры, куда они ходили отмечаться каждый месяц,  не позволяли им забыть о том, что они – изгои. Их называли «фашистами», презирали, не давали правительственных наград за их тяжкий труд, чинили их детям препятствия в поступлении в учебные заведения. Понять можно, а простить? Ассимиляция – понятие физическое или нравственное? Не эти ли обиды косяком гнали людей в Германию после того, как правительство Германии позвало русских немцев обратно? Им давали крышу над головой, работу, возможность учиться, поддерживали материально. Людям, которые привыкли рассчитывать на свои силы, такое отношение казалось  «сверхчеловеческим» - уезжали, чтобы в старости пожить хорошо для себя, уезжали ради будущего своих детей и внуков. Опять все повторилось: как когда-то по приглашению Екатерины немцы ехали в Россию за лучшей долей, так в 80е  годы, а особенно в 90е годы, после распада СССР, русские немцы поехали обратно. 
      Никто не знает - куда завтра повернется колесо истории, кто раскрутит новые жернова войны – ну не живется нам мирно…В какие  жизненные переплеты  попадут твои правнуки, живущие в России и Германии?   Я надеюсь, что  в наших странах будет мудрое руководство, которое  не станет делить нас по национальному признаку, а мерилом в развитие наших Отечеств станет  физический и интеллектуальный вклад  каждого из нас. 
         «Как-как ваше отчество?»  – спросит меня миловидная девушка в  отеле…»Фрид ри хов на» - продиктую я ей по слогам. Был такой  философ – Фридрих  Энгельс…Мечтал о коммунизме, но никто до него пока не дошел.

          Еще немного истории:
Победное (до 1945 года Тарханлар; укр. Побєдне, крымскотат. Tarhanlar, Тарханлар) — село в Джанкойском районе Республики Крым. Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном Описании Крыма… 1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства Тарханлар входил в Орта Чонгарский кадылык Карасубазарского каймаканства. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана кПерекопскому уезду Таврической области. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Перекопский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Тарханлар был включён в состав Кокчора-Киятской волости Перекопского уезда.
По Ведомости о всех селениях в Перекопском уезде состоящих с показанием в которой волости сколько числом дворов и душ… от 21 октября 1805 года в деревне Тарханлар числилось 10 дворов и 86 крымских татар. На военно-топографической карте 1817 года деревняТарканлар обозначена уже с 13 дворами. Затем, видимо, вследствие эмиграции крымских татар в Турцию деревня заметно опустела и на карте 1842 года Тарханлар обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов а впоследствии в доступных источниках второй половины ХIХ века не встречается вообще.
Возрождено поселение было немцами евангелистами (немецкое название Гоффнунгсфельд), выходцами из бердянских колоний, на приобретённых в собственность 1654 десятинах земли, в 1884 году в Ак-Шеихской волости Согласно «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год», в селе Тарханлар, входившем в Тарханларское сельское общество, было 95 жителей в 16 домохозяйствах. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1900 год» в Тарханларе числилось 130 жителей в 29 дворах, в 1904—152, в 1911—215 В Статистическом справочнике Таврической губернии. Ч.1-я. Статистический очерк, выпуск четвёртый Перекопский уезд, 1915 г. в Ак-Шеихской волости Перекопского уезда значится село Тарханлар с населением 196 человек
После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года № 206 «Об изменении административных границ» была упразднена волостная система и в составе Джанкойского уезда (преобразованного из Перекопского) был создан Джанкойский район В 1922 году уезды преобразовали в округа 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа были ликвидированы, основной административной единицей стал Джанкойский район и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г., Тарханлар, с населением 190 человек, из которых было 167 немцев, входил в состав Немецко-Джанкойского сельсовета Джанкойского района. К 1940 году Немецко-Джанкойский совет был упразднён, и, видимо, тогда же Тарханлар стал центром сельсовета].
Вскоре после начала Великой отечественной войны, 18 августа 1941 года крымские немцы были выселены, сначала в Ставропольский край, а затем в Сибирь и северный Казахстан. После освобождения Крыма от фашистов в апреле, 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре 1944 года в район приехали первые новоселы (27 семей) из Каменец-Подольской и Киевской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев из различных областей Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Тарханлар был переименован в Победное и Тарханларский сельсовет — в Победненский. В 1954 году совет разукрупнили, перенеся центр в Дымовку. В период с 1954 по 1968 годы к Победному присоединили Дымовку, а в 1974 году сельсовет был создан вновь.

11 апреля 2014 года Республика Крым и город федерального значения Севастополь были включены в перечень субъектов РФ в Конституции России.
 
Знак отличия Военного ордена — причисленная к ордену Святого Георгия награда для нижних чинов с 1807 по1917 годы за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля. Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. С 24 июня 1917 года мог вручаться также офицерам за подвиги личной храбрости по удостоению общего собрания солдат части или матросов корабля.
С 1913 года в статуте закреплено официальное название — Гео;ргиевский крест.
До 1913 года кроме официального имел и другие, неофициальные, наименования: Георгиевский крест 5-й степени, солдатский Георгиевский крест, солдатский Георгий («Егорий») и др. Имел 1,2,3,4 степени отличия.

Георгиевская медаль (с надписью «За храбрость»),  причисляемая к Военному ордену Святого Георгия, была учреждена, 10 августа 1913 года. Медаль предназначалась для награждения нижних чинов армии и флота за проявленные ими в военное или в мирное время подвиги, а также гражданских лиц, но лишь за отличия, оказанные ими в бою против неприятеля. Имела четыре степени. Внешне была сходна с медалями «За храбрость» для пограничной стражи, по достоинству — ниже Знака отличия Военного ордена, официально именуемого Георгиевским крестом (но выше всех остальных медалей). В годы Первой мировой войны, наряду с Георгиевским крестом, Георгиевская медаль стала самой массовой наградой для нижних чинов Русской императорской армии.
В  наши дни:
Российский военный орден Святого Георгия и знак «Георгиевский Крест» были восстановлены в Российской Федерации в 1992 году указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-I «О государственных наградах Российской Федерации».
13 декабря 1955 года выходит Указ Президиума Верховного Совета «О прекращении ограничений в правах немцев и членов их семей, которые находятся на спецпоселении» (без возвращения конфискованного имущества), запрет на возвращение в бывшие родные населенные пункты. Начался процесс переселения немцев в ФРГ, ГДР и Австрию. Первоначально он шёл под лозунгом воссоединения разорванных в годы войны семей. В это время выезжало от нескольких сотен до нескольких тысяч человек в год.
В мае 1957 года в Москве выходит первый номер центральной газеты на немецком языке «Нойес Лебен» («Новая жизнь»), ставшей преемницей «Дойче централь-цайтунг» («Центральная немецкая газета»), а через месяц начала издаваться газета «Роте Фане» («Красное знамя») на Алтае. Позднее была организована в Целинограде газета советского немецкого населения Казахстана «Фройндшафт» («Дружба») — сейчас она издается в Алма-Ате под названием «Deutsche Allgemeine Zeitung». Возобновилось радиовещание для советских немцев на родном языке. Снова появились в продаже книги советских немецких авторов. Началось создание групп для изучения немецкого языка как родного в средних школах Казахстана, РСФСР, Киргизии
8 апреля 1958 года подписано советско-германское соглашение о воссоединении семей и о сотрудничестве Обществ Красного Креста обеих стран.
24 апреля 1959 года подписан советско-германский договор о воссоединении семей.
29 августа 1964 года — Указ о частичной реабилитации немцев Поволжья и отмене депортационного Указа от 28.08.41 года (распространился и на остальных немцев СССР). В указе не запрещается, но и не рекомендуется возвращаться немцам в прежние места проживания. Этот указ, опубликованный в свое время в условиях ограничения гласности только в «Ведомостях Верховного Совета СССР» и в советской немецкоязычной печати, в жизни советских немцев изменил немногое.
19 декабря 1966 года подписан Международный пакт о гражданских и политических правах. Право на свободный выезд и гарантия охраны национальных меньшинств. СССР ратифицировал этот договор лишь 23 марта 1973 года.
12 августа 1970 года состоялось подписание Московского договора между ФРГ и СССР о взаимном отказе от применения насилия. Число переселенцев растет.
3 ноября 1972 года — Указом предписан свободный выбор постоянного места жительства для немцев, на территории СССР Указ не был опубликован. По некоторым сведениям, этот Указ, как и Указ от 29 августа 1964 года не получил широкой огласки в советских СМИ по просьбам руководителей азиатских республик и сибирских областей не заинтересованных в массовом выезде из своих регионов немецкого населения.
1 августа 1975 года подписано Хельсинкское соглашение. Дальнейший рост числа переселенцев, но лишь на короткое время. (Нижний пик в 1985 году — 460 человек).
1979 год — Попытка организовать немецкую автономию в Казахстане.
1981 год— Основан Немецкий драматический театр (сначала в Темиртау, затем в Алма-Ате).
Ситуация изменилась после внесения изменений в закон СССР «О въезде и выезде» 28 августа 1986 года. Массовая эмиграция немцев с территории бывшего СССР в Германию началась с 1987 года, когда выехало 14 488 человек, в 1988 году — 47 572, в 1989 год — 98 134 (пик в 1994 году — 213 214 человек), что значительно истощило долю немецкого населения в России, Казахстане, на Украине и в других республиках. В общей сложности, по данным Министерства внутренних дел ФРГ, в Германию с 1950 по 2006 год переселилось 2 334 334 российских немцев и членов их семей.

Использованная литература:
1. Википедия.
2. И.Сулимов. «Российские немцы: по велению Екатерины Великой».