***

Ирина Васильева 5
Океан
Пьеса для школьников среднего и старшего возраста о дружбе
Действующие лица:
Артур – юноша чеченец
Влад – юноша русский
Хозяин - контрабандист
Жизнь

     Действие первое
Артур:
- Какое чистое небо!  Ни одного облачка  Даже не верится... Наш корабль затонул,  а мы одни в шлюпке посреди океана. Может, это всё только кажется, и мы уже в раю?
Влад:
- Это легко проверить, ущипни себя посильней!  Если почувствуешь боль, значит ещё не в раю.
Артур:
- Наконец этот кошмар закончился. 
Влад:
- Зато мы живы. Одно только смущает, почему нас не ищут?
Артур:
- Может, на земле не знают, что наш корабль потерпел крушение?
Влад:
- Должны знать. Я до последнего посылал сигналы СОС. Хотя бы кто-нибудь их получил. Видимо, погодные условия были плохими. 

Артур:
- Теперь погода нормализовалась, нас обязательно будут искать.
Влад:
- Да, мы чудом остались живы. Ох, и страшно вчера было! Ещё никогда я не видел таких гигантских волн!
Артур:
- Мне тоже было страшно. Когда налетел ураган, судно носило, как скорлупку. Нас в моторном отделении швыряло от борта к борту. Помню, как судно налетело на риф, и обшивку разрезало, словно картонную коробку. Поток воды вытолкнул меня наверх. Рядом со мной были люди, вода слизывала их, словно языком в океан. 
Влад:
- А я помню, как в какой-то момент мы оказались вместе и держали друг друга.
Артур:
- Я не вижу другие  шлюпки. Надеюсь, кто-то из команды всё-таки сумел спастись.
Влад:
- Тогда  почему мы в океане одни?
Артур:
- Может, нас сильно снесло в сторону?
Влад:
- Давай хотя бы познакомимся поближе. Что-то я тебя никогда не видел раньше, ты давно на корабле?
Артур:
- Всего месяц. Я работал в моторном отсеке. А ты?
Влад:
- Вот оно что! А я – радист.  Я почти постоянно находился в рубке. Правда, на этом корабле плавал уже несколько лет. Сразу после войны.
Артур:
- Ты воевал?
Влад:
- Бывало.
Артур:
- Я тоже воевал. Вот смотри, память на всю жизнь.
Артур показывает ранение.
Влад:
- Не дай Бог жить с такой памятью.
 Я из Ростова, а ты откуда?
Артур:
- Я из Чечни,из  Шатоя
Влад:
- О, как. Знакомые места.
Артур:
- Ты бывал там?
Влад:
- Да, я ж там воевал ещё в первую войну.
 Артур:
- В первую войну убили моего отца, разрушили дом. Нам с матерью и младшими сёстрами пришлось скитаться.
Влад:
- Время такое было.
Артур:
- При чём здесь такое время? Я  и мой отец не хотели воевать!  Ты хоть знаешь, как мы жили?
Влад:
- Расскажи, буду знать.
Артур:
- Ну тогда  слушай. У нас была большая семья, дом красивый, сад. А теперь этого ничего нет!
Влад:
- Дай мне весло….
Артур:
- Нет, ты послушай
Влад:
- Хорошо, только дай мне весло. Ты устал уже, теперь моя очередь грести, а ты говори.
Смена декораций.






Действие второе
Горы.
Артур:
- Я вырос в большой семье, всё у нас было хорошо, пока не распался СССР. Все стали разделяться, говорить о независимости, о суверенитете, работы не было.  А потом  началась война.  Отцу пришлось пойти воевать, его убили. Я был старшим сыном. Я тоже не хотел воевать. Но забота о семье теперь легла на мои плечи. Я не знал, как  и где мне заработать, как прокормить семью? Один знакомый предложил мне работать на него, он платил хорошие деньги, я согласился. Всё шло нормально, но один раз на меня напали и отобрали груз.
Выходит хозяин:
- Где мой товар?
Артур:
- На меня напали и обворовали.
Хозяин:
- Почему ты позволил себя ограбить? Я же дал тебе автомат! Ты должен был стрелять!
Артур:
- Я не могу убивать людей, простите!
Хозяин:
- Простить?! Да ты хоть знаешь, сколько мне это стоило?
Артур:
- Нет, не знаю. Но я всё отработаю.
Хозяин:
- Ты отработаешь? Если бы я так не уважал бы твоего отца – я не взял бы тебя в дело.  Да ты за всю свою жизнь не заработаешь столько. Ты должен был сражаться, но сохранить мой товар! Ты – не мужчина! Слизняк!
И как ты собираешься мне отдавать мои деньги? А? Твой отец нашёл бы, а ты? Может, твоя семья тебе поможет?
Артур:
- Я – мужчина!  Скажите, что мне нужно сделать, я всё сделаю!
Хозяин:
- Хорошо. Я дам тебе шанс. Ты поедешь  со мной и  моими людьми  куда скажу. Тебе придётся пострелять. Запомни, это не игрушки, если не убьёшь ты, убьют тебя! Кто тогда прокормит твою семью?
Артур:
- Хорошо, я сделаю всё, что Вы скажете. Я буду стрелять, если так надо.
Хозяин:
- Собирайся, завтра на рассвете отправляемся. Нужно кое с кем рассчитаться. Долгов скопилось много.
Хозяин ушёл.
Артур:
- Хозяин был с нами, когда мы пришли на место. Он  считал, что его компаньоны  – настоящие мужчины. Но нас ждали в засаде и расстреляли, как щенят. Я тогда быстро упал и прижался к земле. Пули совсем близко врезались в песок. А я лежал и думал, что если останусь жив, то уеду отсюда, наймусь матросом на корабль и буду плавать в океане и не видеть гор, которые насквозь пропитаны кровью.

Крики чаек.
Смена декораций.
Артур:
- Давай теперь я буду грести, а ты передохни пока.

                Действие третье
Влад:
- Знаешь, тебе не понравится то, что я скажу.
Артур:
- С чего ты так решил?
Влад:
- Потому что я воевал под Шатоем. И там, под Шатоем,  погиб мой брат. Его взяли в плен и распяли на кресте. Наша мать не смогла этого пережить.
Влад потёр лоб и продолжил:
-  Ты говоришь, что не хотел стрелять. Я и мой брат тоже не хотели воевать.  На войне не думаешь, кто прав, кто неправ. Ты выполняешь приказ. Ты знаешь, что впереди враг, которого нужно уничтожить. И это обязанность – убить врага. И я убивал.
Артур:
- Ты убивал. И многих ты убил?
Влад:
- Я не считал. Но мне до сих пор снится война и мой брат.
Артур:
- Ты знаешь, там погиб мой отец. Его убил такой, как ты. А вдруг это был ты? Я должен ненавидеть тебя.
Влад:
- А моего брата мог убить твой отец. Или ты.
Артур:
- Но ты ведь мог отказаться идти воевать!
Влад:
- Знаешь, когда бесчинствуют бандиты, убивают, грабят, когда поступают хуже зверей, твой долг очистить землю от этой мерзости. Чтобы люди могли мирно и спокойно жить.
Артур:
- Но вы пришли на МОЮ землю, на МОЮ Родину! МОЙ город и МОЙ дом разрушены.
Влад:
- Почему? Это и моя земля и моя Родина. А война – она есть война.
Артур:
- Если бы не вы, мой отец был бы жив!
Влад:
- А вы убили моего брата!

  Появляется Жизнь:
- Остановитесь! Что вы делаете? Из всей команды затонувшего корабля только вы двое остались в живых! Зачем бередить прошлое и разжигать ненависть  из-за того, что никто уже не в силах изменить? Глупцы, вы не цените  дар, который есть у вас, - это Жизнь!  Знайте же, что в великом океане  шансы спастись  в одиночку слишком малы.   

Артур:
- Скажи, только честно, ты же мог не убивать?
Влад:
- Честно? Мог. Но я даже не думал об этом, я выполнял свой долг. И если будет нужно еще , я поступлю точно также. Потому что Родину свою нужно и беречь, и защищать.
Артур:
- Я не хочу плыть с тобой в одной лодке.
Влад забирает весло:
- А я не дам тебе больше весло. Ты всё равно не умеешь грести.
Артур забирает весло себе:
- Отдай! Это весло теперь моё!
Влад:
- Вот и отлично. Если это весло твоё, то эта лодка моя!
Артур:
- Подумаешь, его лодка! Без весла она никогда не приплывёт туда, куда надо.
Влад:
- Но зачем лодке такое весло, которое само по себе и ему всё равно, куда направлять лодку. А вдруг это путь к гибели? Веслу всё равно?
Артур:
- А если лодке не нужно весло, пусть себе сама плывёт по течению, может, куда-нибудь и приплывет.
Влад:
- Отлично. Можешь  больше не грести. Пусть лодка плывёт по течению.
Артур:
- Тогда я сам  уже не хочу находиться в этой лодке. Плыви, лодочка, плыви!
Артур выпрыгивает из лодки и начинает плыть самостоятельно, одной рукой он держится за весло. Артур остаётся один в лодке.

  Действие четвёртое
Шум океана, крики чаек. Влад размышляет вслух. В это время Артур удаляется от него.
Влад:
- Мне уже всё равно. Воды нет. Еды нет. Документов нет.  А может, и меня уже нет? Может, эта жизнь только снится мне? Эй, жизнь! Ты слышишь меня? Ау, жизнь!
Жизнь:
- Чего расшумелся. Я всё вижу и слышу. Я всегда рядом. Только люди меня не замечают. Люди начинают обо мне думать лишь тогда, когда теряют меня. Так зачем ты звал меня?
Влад:
- Жизнь! Мне очень плохо. Я остался один. Моя мать умерла,мой брат погиб. Я хотел жить в мирной, большой стране, иметь семью, свой дом, растить детей,  и вот теперь я должен умереть здесь, но ведь я ещё даже и не жил! Жизнь, если я умру здесь, посреди океана , мне не за что будет тебя благодарить! Что я видел под этим небом? Если ты  бессмысленна и жестока, за что тебя любить и ценить? Скажи, жизнь! За что?
Жизнь:
- Вот ты сидишь в лодке, а рядом с тобой плывёт человек, у которого шансов выжить гораздо меньше, чем у тебя. С глубины поднимается акула, которая через минуту растерзает твоего попутчика. Спаси человека, помоги ему и спасёшься сам. Зачем тебе лодка, если  нет весла? Спеши, ты ещё можешь ему помочь.
Влад спохватывается:
- Артур, плыви скорее ко мне! Там  акула! Ты можешь погибнуть!!! Артур, пожалуйста, скорее плыви. Это  не моя – это НАША  лодка, только вместе мы сможем выжить, Артур, давай руку, скорее! Залезай! Ох, ну, слава Богу.
Влад помогает Артуру залезть в лодку.
Артур:
- Спасибо тебе, брат. 
Влад:
- Да не за что..
Артур:
-Если бы не ты, меня уже не было бы в живых. Мы теперь, как братья.
Влад:
- И тебе спасибо. Если бы ты не затащил меня в эту лодку, я не спасся  бы в шторм.
Артур:
- Ты отдохни, давай я теперь буду грести. А хочешь, я тебе расскажу, какая у меня мама?
Влад:
- Расскажи! Она, наверно, у тебя очень красивая?
Артур:
- Да. Мама у меня замечательная. И сёстры у меня красавицы. Когда  вернёмся, я обязательно тебя с ними познакомлю, договорились?
Влад:
- Ты знаешь, у меня тоже отца убили. Он преступников ловил, честным был, вот ему и отомстили. Хороший он был человек, правильный. Давай не будем больше говорить о войне!
Артур:
- Давай не будем. В конце концов, мы не виноваты, что была война, она никому не нужна! Давай забудем, нам нужно подумать о нашей жизни.

Появление жизни:
- Что ты опять зовёшь меня, человек! Твоя жизнь отныне в твоих руках. Посмотри – впереди земля. Ты помог человеку, нашёл друга, теперь и я буду помогать тебе. Ты понял меня, человек?  Спасение людей в их единстве.  Я – Жизнь, мать всем живущим на Земле и все люди – мои дети. Вот только не надо на меня больше жаловаться. Отныне всё зависит только от вас.
Влад:
- Спасибо, Жизнь, я всё понял.

Артур встревожено:
- Тебе плохо? Ты заболел? С кем ты разговариваешь?

Влад:
- Мне хорошо, ты не представляешь, как мне хорошо! Как нам хорошо! Я вижу землю, впереди земля!

Артур:
- Ура, Земля! Земля!
Влад:
- Мы доплыли.

Артур:
- Я верил, что мы спасёмся!
Влад:
- Я тоже верил! Я знал, что если мы будем вместе, то обязательно спасёмся!

Выходят на берег. Радуются.
Влад:
- Человеку нельзя быть одному, только вместе люди могут спастись.
Артур:
- По одному люди слабы, а вместе мы – сила.
Влад:
- Это наша Земля. Вот тебе моя рука, брат.
Артур и Влад берутся за руки:
- И  тебе моя, брат.
Влад:
Пойдём, поищем воду и еду.
Артур:
- Пошли. Интересно, где мы сейчас находимся?
Влад:
- Надеюсь, мы это узнаем. Здесь красиво, а вон и родник. Осторожней, здесь колючки.
Артур:
- А вот ягоды, на малину похожи.
Влад:
- Смотри, там вдали какой-то свет. Может быть, там люди?
Артур:
- Побежали!
Влад:
- Погоди. Я одну минутку. Я сейчас.
Подходит к краю сцены:
- Жизнь, спасибо тебе! Ты лучшее, что только может быть у человека. Я понял, что нужно помогать людям и делать добро, тогда и твоя жизнь станет лучше.
Артур:
И ещё, нужно беречь друзей, потому что наши друзья – наша сила!  Я понял, что не смотря  на  войны, бедствия, катастрофы, люди должны оставаться людьми, братьями, помнить, что в трудную минуту наша помощь  может спасти чью-то жизнь.