Впадаю в детство

Юрий Кондратов
Теперь я знаю, почему говорят, что с возрастом человек впадает в детство. Сам стал таким.. Это как закон философии о переходе количества в качество. Стоило перейти рубеж 60, получить пресловутый билет в безответственную жизнь, как потянуло на воспоминания, да так, что захотелось об этом написать. Кому, зачем?… В первую очередь себе, да может внуки почитают…
Толчком написания стала моя история со сменой паспорта. При оформлении документов на пенсию, оказалось, что паспорт не соответствует всем остальным документам, более того, свидетельство о рождении тоже … А несоответствие состоит в написании названия села, в котором я родился. Монастырка, так оно звучит и пишется сейчас. Так записано во всех документах, кроме паспорта и свидетельства. Свидетельство заполнено рукописью, выцветшими, расплывчатыми чернилами, с трудом, под увеличением, прочитывается с. Манастырск. Почему так? Писарчук с манией величия или с похмелья.? В паспорт название трансформировалось в село Манастырка. Хождение по мукам закончилось, паспорт поменян, а воспоминания пробудились.
   Модные сегодня гадания по гороскопу не для меня. И всё потому, что причуды с моим рождением продолжаются, но теперь вопрос переходит в дату рождения. Домашняя легенда гласит, что истинная дата рождения декабрь, а чтобы в армию пошёл более взрослым, в свидетельство записали февраль следующего года. Так ли это(?), проверить трудно, но домашние всегда поздравляют в декабре, а коллеги в феврале, так и живу... по 2 дня за год, и 120 дней рождения позади..         Есть еще две истории, связанные с датой рождения, про которые хочется написать. Первая это прием меня в школу.  Так как учеников было много , а мест в школе ограничено, меня родившегося по документам в феврале, в 6 лет в школу не приняли. Друзья мои при деле, а я болтаюсь по улице. Тетя моя этого стерпеть не смогла, и используя свои связи, а работала она тогда истопником в школе - была такая должность (в каждом классе были печки на дровах, которые нужно топить),  договорилась с учительницей первого класса, что я буду просто сидеть на последней парте. И я, как тот Филиппок, первую четверть пробыл вольнослушателем, потом уж меня аттестовали и узаконили... Так что первый мой день учебы был понедельник 12 сентября 1955 года. 
История вторая, грустная. Учился я уже в 4-м классе и запросили от нашего района двух мальчиков для поступления в Суворовское училище.  В Суворовские училища в то время отбирали детей офицерского состава и из детей сирот, родителей к этому времени у меня уже не было и выбор пал на меня.  Отбор проводился в Томске военно-медицинской комиссией.  Мои антропологические данные и состояние организма, комиссию устроили, но набирали ребят только 1948 года рождения. Конечно были слёзы переживания о  не сбывшейся мечте...,  но жизнь продолжалась. Если бы приняли, то вероятно учился бы вместе с ныне известным полковником ГРУ орденоносцем (два Ордена Мужества и Красной Звезды) Владимиром Квачковым, осужденным сначала за попытку покушения на А.Чубайса, а затем за организацию военного переворота.. Может быть ..., но в истории нет сослагательного наклонения.

Несколько слов о генеалогическом древе..
Бабушку мою, по матери, звали Александра Гавриловна, 1885 г.р., крестьянка Вологодской области. По столыпинской реформе, в начале века, переселилась в Сибирь, в Томскую губернию. Мамонтова по фамилии первого, и Кондратова, по фамилии второго мужа, имя которого, Михаил. Мне, по наследству от деда, достались фамилия и отчество. В моём свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк, хотя говорят, что в соседней деревне жил один пасечник, меня, правда, к пчёлам никогда не тянуло(!). С таким же успехом он мог быть и капитаном дальнего плавания.
В тридцатых годах дед заболел, и его не стало. Бабушка осталась одна с пятерыми детьми, старшему 20, младшей 5 лет. Бабушка прожила до 72-х лет, и до последу ходила со мной по соседним кОлкам собирать грибы-ягоды.
Мама моя была средним ребенком, в детстве она упав с качелей сильно ударилась головой. Со временем боли стали невыносимы, но школу и курсы бухгалтеров она закончила, однако большую часть времени лежала в больнице, и в возрасте 35 лет её не стало. Диагноз: лейкемия. Мне в то время было 8 лет. Старшая сестра мамы - Мария, оформила опекунство, и воспитывала меня до окончания школы. Прожила она трудную жизнь, посвятив себя ухаживанию за близкими, в 1996 её не стало.

О школьных друзьях писать легко и приятно, есть время, желание, почему бы нет. Тем более призма времени, как хорошая косметика, скрадывает негатив детских обид и приукрашивает события. Так уж заведено.
Детство и юность прошли в сибирском селе Шегарка Томской области. Место всегда считалось ссыльным и многие мои друзья тех лет были из их числа. Ещё в годы войны в нашу местность на поселение выслали большую группу латышей. Со временем они обустроились, говорили по русски, но жили обособлено.. взрослые, но не дети! Илгон, Алвил, Марис, Андрей.. пацанва, друзья раннего детства. Где вы сейчас, вспоминается ли, и как (?) вспоминается, то время.. Разрешили им вернуться на Родину в 1956. Большинство уехало, хотя у многих уже были свои дома. Родители Алвила подарили мне стопку книг Агнии Барто из серии "Мои первые книги". Роскошный подарок, такое не забывается. Некоторые семьи остались, в том числе и упомянутый Марис Лаува, всю жизнь проживший в селе и проработавший в нашей районной газете.
Описываемое время, это середина 50-х, начало 60-х годов,... прошло всего чуть больше 10 лет как закончилась мировая война, страна уже оправилась от разрухи, но до сытых 70-х ещё далеко. Радостным событием было появление дома радио. По улице поставили столбы, натянули провода, в сельмаг из города завезли приёмники... Стало веселее, семьёй слушали разные передачи. Запомнилась передача про изыскателей трассы Абакан-Тайшет с песней «Держись геолог, крепись геолог». Слушали вечерами под свет керосиновой лампы и отблесков горящей печки, на плите которой румянились ломтики картошки и затем поедались вместе с кожурой. Электрический свет провели позже, когда учился уже в 8-м классе.
Восемь классов мы заканчивали в «старой» восьмилетней школе. Восьмой класс был выпускным, и нас ориентировали поступать в училище и техникумы, что бы раньше получить профессию. Но была и «новая» 11-летняя школа, открытая в 1959г. Я недолго колебался между Приборостроительным техникумом (другие и не рассматривал) и учёбой в школе, и выбрал школу. Нужно сказать, что наше поколение социологи относят к послевоенному пику волны рождаемости и девятых классов в школе, было целых четыре, а в год выпуска 1966 (год реформы-переход на 10 летку), наша сельская школа выпустила 8 (восемь!) классов.

Продолжение…После полугодовой немоты, появилось желание продолжить писание.  Память расходный материал и невосполнимый.. Давние события проявляются под пеленой прожитого, и уже сомневаешься, а не придумал ли ты это. Ну да ладно.. что пришло в голову, то и опишу.
В райцентр Шегарка мы переехали летом 1953 года. Первую зиму мы прожили в здании инкубатора, комнатка примыкала к  другой, где под под теплом ламп  высиживались цыплята. Все члены семьи работали в инкубаторе, мама с бумагами, а бабушка и тётя с цыплятами, причём тётя достигла таких производственных высот, что её фото с цыплятами было помещено в районной газете. Вырезка из той газеты хранится как реликвия.
конца повествованию и не видно…