Чужая душа-потёмки. Глава 30

Владимир Галин
            Глава 30

                Чужая душа — потёмки.

                «...По плодам их узнаете их...»


             Нет худа без добра, как и добра без худа. Хочешь, не хочешь, а приходиться согласиться , что колония,(лагерь, зона) не только лечит, но и калечит заключённого, и сколько она приносит пользы, столько и вреда, потому что в одно и то же место собираются люди за разные преступления , с разными характерами и разными жизненными установками.А как известно, дурные примеры более заразительны, чем положительные. Такова природа человека с его неуёмными желаниями к лени и наслаждениям . Самый короткий путь к райским  кущам лежит через кабак. Напился - и море по колено! Хорошо веселье, да тяжело похмелье.

         Каждый день, по приезду в колонию, переступив порог вахты в жилую зону, сражу погружаешься весь с головой в море людских судеб: «один кричит  арбуза, другой-солёных огурцов» В обязательный час приёма по личным вопросам приходиться выслушивать не менее 15-20 человек и тут же принимать решения. Так, например, Турсунбаев, осужденный за хищение к 4 годам лишения свободы, по состоянию здоровья в свои 55 лет просит трудоустроить дневальным в жилом бараке.

          Гергеев 1931 года рождения, в свои 31 год осужден за хулиганство, просит работать монтажникам.

          Пагасян  1939 года рождения , болят глаза , просит устроить на лёгкий труд.

          Жинько 1942 года рождения , осужденный за кражу к 6 годам , просит разрешить личное свидание с женой. Включён в график.

         Баляшов, 1929 года рождения , осуждённый  за авто аварию по ст. 217 к 2 годам лишения свободы , просит представить на условно досрочное освобождение.

          И так далее , и тому подобное. Но есть и желающие  в беседе не только облегчить свою душу, но и поспорить, и предъявить свои претензии. Приходят с напсанными текстами. Во всяком деле есть свои правдолюбцы.

          Так Иващенко написал: «...Вы не видите или сознательно закрываете глаза на тот факт, что очень многие сидят невинно. Допустим, человек сделал преступление . Его наказали, посадив в лагерь. А  создали  ли ему условия для исправления? « Да , создали»,-скажите вы. Вот эти условия. Человека делают рабочей скотиной, всячески подавляют его как личность. Обстановка лагеря делает человека духовным калекой. Влияние окружающей среды очень велико. И человек , лет 10 находящийся под влиянием этой среды, выходит из лагеря  озлобленным , духовно опустошенным , так  как вся лагерная жизнь построена на подлостях, обмане, раздоре в лагерной среде, организуемой администрацией лагеря, (например секция общественного порядка)

           Подлым человека делает лагерная жизнь. Чем больше он сидит, тем подлее становится.

        Сам я никого не грабил, ни с кого часы не снимал.Я просто оказался невольным участником преступления. Суд этого не учёл и сознательно загубил мою жизнь. Теперь все дороги на долго закрыты передо мной. Да , сознательно, чтобы на моём примере воспитать молодёжь. Но учатся на своих ошибках , а не на чужих.

         Я хочу учиться, а есть ли условия для моей учёбы? Вечерняя школа и библиотека работают ограниченное время. С работы я прихожу в 6 часов, а отбой в 10 часов.В моём распоряжении очень мало времени, а после отбоя меня гонят спать, угрожая карцером.

        А как живут у нас в стране рабочий класс, низы общества? Вывод один-на много хуже других. Газеты пишут о повышении покупательной способности масс. Факты говорят обратное.  И вот эти условия жизни очень много людей толкают на преступления. В тюрьме сидел с главным бухгалтером . На его иждивении 7 человек и он был вынужден был пойти на грязные махинации , чтобы кое-как обеспечить свою семью. Гуманный и справедливый советский суд  вынес ему справедливый приговор-5 лет лишения свободы. А что будет с его детьми?Они безусловно пойдут по пути отца.

         В лагере очень много сидит молодёжи. В стране созданы условия для молодёжи. И тем не менее очень много молодых людей совершают преступления.»

         На все его аргументы у меня были свои контраргументы , однако мои доводы отскакивали как горох от стены.  И себя он считал не виновным , что часы снял друг, а он стоял рядом. Он мне своими утверждениями очень напомнил "борца за правду и справедливость" Солженицына, со своей "кочкой" зрения и отстаивал прежде всего себя, свою невиновность, но при этом выставлял себя бескорыстным защитником  не справедливо обиженных Советской властью , которая впервые в мировой истории выражала и защищала интересы трудящихся, которые были унижены и бесправны перед своими господами. Что же касается хищений бухгалтера, то по одёжки протягивай ножки.



          Совсем другое мнение высказал Мартынов , осужденный за авто аварию к 3 годам лишения свободы тот самый, что ни на есть , рабочий класс. Он тоже пришёл с написанным заявлением после отбытия половины срока.:

           «Пробыв в колонии 18 месяцев в колонии, я увидел много такого , о чём будучи на свободе, я не имел даже представления . Я здесь в лагере постоянно нахожусь среди некоторых людей , отошедших от правильного понимания жизни, среди людей, которые будучи на свободе неоднократно совершали преступления. Наносили ущерб государству, а так же мешали жить честным гражданам.

           С первых дней отбывания своего срока наказания  я понял, что администрация колонии , не утомимо изо дня в день трудится над нашим перевоспитанием, чтобы  вернуть нас в жизнь честными и трудолюбивыми гражданами  в семью тружеников Советского государства, и не совершать больше ошибок, которые мы совершали раньше по своему недопониманию .

          Здесь ,в колонии , нам прививают любовь к труду, уважение к своим товарищам. В колонии у нас организованы курсы проф тех обучения различным специальностям. В частности идёт массовая подготовка специалистов сельского хозяйства трактористов. Налажены занятия в общеобразовательной школе, где заключённые повышают свои знания.

            В нашем отряде № 4, в котором я нахожусь с первых дней прибывания в колонии , произошли изменения в лучшую сторону благодаря настойчивого разъяснения нашего начальника отряда, какими мы должны быть . Отряд с каждым месяцем стал добиваться лучших показателей в работе, а так же и в дисциплине.Нашим трём бригадам присвоено звание «Бригада  высоко производительного труда и примерного поведения»

         Я хочу привести в пример таких заключённых как Пятибратов, Насырин, Марков, Спирин, Бова и другие, которые приобрели различные специальности , повысили свои знания в школе, и некоторые из них уже освободились условно досрочно и трудятся в совхоза Павлодарской области.

         В отряде я сблизился со многими заключенными , которые в наших душевных беседах с большим сожалением вспоминают свою прошлую  неправильно прожитую жизнь. И как жаль, что только в настоящее время мы поняли,как  нам нужно было жить и трудиться на свободе, чтобы не быть обузой честным Советским  гражданам .

         Я хочу сказать о себе. Как я жил, работал и проводил свободное время. По правде сказать , это была не совсем нормальная жизнь. Работал я шофёром в г. Павлодаре в одной из автобаз.Находясь на линии за рулём автомобиля, я очень часто пренебрегал правилами уличного движения , хотя и хорошо знал их, часто ездил нарушая эти правила и даже употреблял спиртные напитки за рулём.

          И вне рабочее время часто увлекался выпивкой и приходил домой в нетрезвом состоянии , причинял неприятности своей семье. Вот такой неправильный образ моей жизни и послужил причиной к аварии ,которую я совершил  в результате опорочил имя гражданина. И только в колонии до моего сознания дошли совершенные мной на свободе ошибки.

          С тех пр прошло много времени , я много пережил и понял , каким должен быть настоящий Советский человек.Большую роль в этом с играли хорошие товарищи из среды заключённых, а главную  повседневный воспитательный труд администрации, который не прошёл мимо меня.»

           Сознание людей , их жизненная установка , восприятие окружающей действительности , отношение к себе и людям зависят не от образованности и учёности , а от  чего-то неосязаемого, от того , видимо, что даётся нам свыше и называется -душой.


           Лето 63 года прокатилось на одном дыхании и безвозвратно кануло в Лету. Жизнь коллектива в полторы тысячи душ,насильственно собранных в одно место, требовала постоянного и непрерывного воздействия твёрдой и справедливой воли.

         Весь контингент был разделен на самостоятельные отряды с автономным местом проживания. Внутри отряда создавались рабочие бригады. Бригадиры и культорги назначались приказом начальника колонии по предложению начальников отрядов. В каждом отряде организовывались прямым голосованием Советы коллектива бригады и Секция внутреннего порядка. Их работу организовывал и контролировал начальник отряда.

           Представители всех отрядов входили в состав Совета коллектива колонии. Через работу этого Совета администрация колонии проводила  свою политико- воспитательные мероприятия и разрешала конфликтные ситуации среди заключенных.

          Положение  жизни и дел в отряде во многом определялось личностью начальника отряда , его грамотностью и душевными качествами. Его честностью и самоотверженностью в исполнении служебного долга.

           За лето было проведено два организованных выпуска условно досрочно освобождённых и направленных их на работу в целинные совхозы. Были  и положительные результаты закрепления работников на селе, были и потери, которые уже зависели от самих освобождённых

           Определённую роль на решение вопроса о условно досрочном освобождении заключённых играли и письма ближайших родственников и особенно жен и детей. Примером этому может служить  письмо Данильченко Надежды Николаевны.  Она писала:
         « Обращение. Прошу вашего содействия об ускоренном освобождении моего мужа Данильченко Николая Евстафьевича так как я сейчас нахожусь в очень тяжёлом положении и имею двоих детей , одному 6 ,а другому 3 года. Оба маленькие, а сама работаю обрубщиком стального литья, выполняю непосильную работу, которую мужчина не каждый сделает.

           И я в настоящее время всё здоровье угробила , а ещё снизили расценки  и моя жизнь очень заметно материально ухудшилась, да при том ребёнок без конца болеет по 2 раза в месяц нахожусь на больничных листах по уходу за детём.

           Я получила от начальника лагеря письмо , в котором мне написано о моём муже, что поведение хорошее , а а нормы выработки нет. Возможно он  в такой бригаде не выполняемой, а один не вытянет всю бригаду.

          Я по себе сочувствую, работали мы в бригаде один на одного , а работы нет , так может и так , а возможно он ленится сам , так вы покажите это письмо ему , он должен понять , что я обращаюсь к вам не ради нашего удовольствия , а ради детей , которые должны быть воспитаны как настоящие дети Советского Союза честными и трудолюбивыми, как подобает советским гражданам , но не такими отшельниками , которые нечестным трудом зарабатывают блага, а потом попадают в исправительные лагеря.

         Он в каждом письме ко мне раскаивается и говорит , что понял все свои глубокие ошибки и больше никогда не повторится то, что он сделал.

         Я вас убедительно прошу ради маленьких детей в его досрочном освобождении . Возможно переведите его в другую бригаду , которая выполнимая , и я уверена, что он будет работать хорошо и безотказно.

            Поэтому прошу вашей помощи поставить моих детей на жизненный путь , у которых есть отцы и матерья.

         С уважением ….Данильченко.»

   
          Такие письма играли обоюдную положительную роль. Мы лучше понимали своих подопечных, а они нас и между нами устанавливался консенсус для взаимной пользы. И таким образом достигалась главная цель наказания -возмездия и исправления.

          Положительную информацию приносили письма в адрес  сотоварищам передаваемых через начальников отрядов.  Освобождённый Филин писал: «Пётр Алексеевич , здравствуйте! Привет всем работягам. Вот я и в совхозе. Уже сегодня первый день работал. Из 15 человек , которые должны были ехать сюда, доехало  10. Раскрепили всех по тракторам , машины все на ходу, а вот как пойдёт работа , кто её знает.

        Старых трактористов нет, одни пацаны из школы. Питание в бригаде хорошее, в день обходится 1 рубль, 1 рубль 20 копеек., первое , второе и третье.

       Новостей нет никаких, чтобы интересовало вас. Я работаю в отделении , которым управляет бывший з/к , он тоже отбывал срок в нашей ИТК -23.

        Передаю привет работягам. Доверие начальника отряда постараюсь оправдать. На этом сегодня закончу. Мой адрес : Павлодарская область , Железинский р-н, село Коморово, общежитие.


            Приходится соглашаться , что мир это театр, в котором все люди актеры и каждый играет в нём свою роль . Или вот. Характерное для многих:

           « Здравствуй , Петрович! Извини, что я оказался таким поросёнком и до сих пор не написал ни одного слова.Но ей-Богу, когда сам выйдешь на свободу, поймёшь , почему это произошло.

            Итак всё по порядку. Освободились!. На выходе я что-то перестал нравиться Никулину. Короче, я от него отвернулся. Он на прощанье на меня наорал. Терплю. Поехали за паспортами. Даванули одну на троих. Потом до 11 ночи сидели в «Иртыше». В 12 уехали. Весь следующий день хлестали по чёрному! С вокзала с трудом пришёл домой. Ну а тут всё,как полагается.

            Неделю пил , потом бросил и пошёл на работу. Но здесь так запил, что лишь сегодня остановился. И то после крупного скандала дома. Работаю в базе на машине. Думаю съездить в Кургальджио за рыбой.

            Работать стало трудно . Урожая нет. Не хватает даже на семена. Сена нет. Будут подбирать и заскирдовать солому. Сейчас идут дожди и уборка пака и уборка пока не начинается.

             Как идут у вас дела? Как работа? Как там отношение со штабом СВП ?
 Привет и большое спасибо Макароау.
      
          Ну вот , кажется, и всё.


         Одно меня беспокоило, что это письмо написал бывший активист , осужденный по статье 217 за авто аварию опять работающий шофёром и любителем приложиться к бутылке, о чём он так смачно написал.

       Не всякому слуху верь, не каждому правду сказывай, учит народная мудрость, и правильно. Как правило , слухи деморализуют,и это мы испытали на себе, когда в разгар трудовых усилий по завершению строительства алюминиевого завода, появились слухи, что наша колония будет переведена в другое место, но когда и куда ни кто толком  не знал и ответить не может , но все об этом говорят.

          В конце июля в Целинограде проводился двухдневный семинар и партактив краевого Управления внутренних дел, куда ездил я. Вернулся я не удовлетворённым. Этот семинар никакой профессиональной и духовной зарядки мне не дал.

            Неопределённость с дальнейшей судьбой  колонии и отсутствие перспективы , сказывается на понижении тонуса в работе коллектива сотрудников. Угнетающе на меня действовали и появившиеся жалобы начальника колонии , уважаемого мною ст. л-т Аничкина. На неудавшуюся судьбу, на постоянные переезды и мытарства по местам дислокаций колоний. Ни чем я ему помочь не мог, а постоянные его стенания стали вызывать у меня раздражение  и досаду от бессилия. В органах он служит с 1947 года. За 15 лет своей службы он всё ещё оставался в звании старшего лейтенанта.

           Добросовестный и безотказный он,очевидно, не мог постоять за себя . А известно, если дитя не плачет, то мать не разумеет.Все его сослуживцы перегнали его по званиям. Ему остаются одни воспоминания о своей беспокойной службе.

           Напряженное состояние сохранялось и в международном положении. Правительство Китайской Народной Республики категорически отказалось поддержать Договор о запрещении испытаний ядерного оружия и тем самым ещё больше осложнились межгосударственными отношениями , возникшие в 1956 году после « разоблачения культа личности Сталина» С этого же года по радио перестали транслировать песню: «Москва- Пекин, -братья на век...»