Великий народ

Лев Израилевич
 Хасидскому раввину  Исраэлю Спире Господ сподобил пережить адские условия  одного из нацистских концлагерей. В своих мемуарах он вспоминал, как фашисты каждый вечер устраивали себе иезуитское развлечение. Они встречали колоны, идущих с работы узников, громогласным вопросом:

“Какой самый великий народ на земле? И несчастные люди, естественно, должны были орать:”Немецкий.“ Затем звучал следующий вопрос: Kакой самый ничтожный, и всеми проклятый народ на земле”. На этот вопрос евреи должны были кричать ещё громче:“ Евреи”.

Сосед Исраэля по нарам, французский адвокат Горовец, однажды сообщил, что изловчился раздобыть две ампулы цианистого калия. “Одну для себя, одну, для вас”, - сказал он.  Спасибо,- ответил рабби Спира,- но я не могу воспользоваться ядом. Мой отец был раввином, мой дед был раввином, мой прадед тоже был раввином, и я присоединяюсь к ним в Мире Истине, когда наступит мой час.

Но приду я туда вместе со всеми евреями. Я не могу появиться перед моими почтенными предками как убийца. Пусть даже собственной жизни. ”В тот день нацисты как всегда развлекались своим любимым занятием. Однако на усиленный мегафоном громогласный вопрос коменданта лагеря:” Какой самый великий народ на земле ? “ вдруг неожиданно для всех раздался одинокий, но громкий голос: “Евреи!!!”

Наступила гробовая тишина. Несколько секунд молчали все, и эсэсовцы, и узники. Комендант повторил вопрос, на что тот же голос ещё громче ответил:”Еврейский народ – самый великий народ в мире”. Нацисты бросились в толпу. Вскоре они обнаружили тело адвоката Горовица.На его лице застыла улыбка победителя. Его открытый рот, казалось, продолжал беззвучно повторять величие еврейского народа.