Словарь Литературный Санкт-Петербург ХХ век

Михаил Окунь
«Литературный Санкт-Петербург ХХ век». Энциклопедический словарь в 3 томах. СПб., 2015

Из отзыва об издании:

Три изданных тома включают в себя более 1750 имен прозаиков, поэтов, драматургов, переводчиков, литературоведов, литературных критиков и издателей Петрограда — Ленинграда — Петербурга.
.................................................
Новый, единственный и уникальный по своему составу энциклопедический словарь создан с целью ввести в научный и читательский оборот значительное число прежде не учтенных и не зарегистрированных в иных словарях имен петербургских литераторов. По замечанию главного редактора и составителя словаря Ольги Богдановой, «соблюдение классического „триединства“ — времени, места, действия — позволяет объединить под одной обложкой историю одного города, одного века и одного вида художественного творчества: Литературу Санкт-Петербурга ХХ-го столетия».

6.01.2015
Сайт Прочтение http://prochtenie.ru/news/28011


ОКУНЬ Михаил Евсеевич — поэт, прозаик, журналист, переводчик.
Родился в семье инженеров. В 1968 окончил среднюю школу и поступил на веч. отд. ЛИТМО. По окончании перв. курса призван в армию. После демобилизации перевелся в ЛЭТИ на радиотехнич. фак-т (окончил в 1976 по специальности «радиотехника»).
С 1976 по 1990 работал в научно-исследовательских ин-тах и КБ на различных инженерных должностях. Имеет науч. ст. и изобретения. В 1990–91 работал лит. консультантом в ЛО СП СССР. С 1991 по 2002 – ред. в еженедельниках «Невские ведомости», «Невский глашатай», в изд-ве «Тритон», корр. ж. «Экономика и управление». Одновременно как ред. и сост. сотрудничал с изд-вами «Азбука» и «Продолжение жизни».
Перв. публикация – очерк «Первый день» в газ. «Смена» от 19.10.1967. Cтихи выходили в альм. и колл. сб. «Молодой Л-д» (1983, 1984, 1989), «Молодые поэты Л-да» (1984), «Невские просторы» (1986), «Поэзия» (1987), «Истоки» (1989), «День поэзии» (1989), «Молодая гвардия – 88» (1989), в ж. «Смена», «Аврора», газ. «Веч. Л-д», «Моск. комсомолец», «Смена» и др.
Принимал участие в 17-й (1983) и 18-й (1987) конференциях мол. литераторов Северо-запада. По рекомендации конференции в 1988 «Лениздат» выпустил перв. сб. стихов О. – «Обращение к дереву».
В кон. 1980-х — нач. 90-х вел ЛИТО «Арсенальная набережная» при з-де «Арсенал» и в Юсуповском дворце, входил в состав молодёжной редколлегии при ЛО изд-ва «Сов. писатель» по подготовке поэтич. изданий молодых авторов.
В 1990 изд-во «Молодая гвардия» выпускает вт. кн. О. «Негромкое тепло» (в конволюте с кн. четырех др. авторов). В предисл. к кн. Н. Полякова пишет: «Стихи пронизаны тонким нервом. И этот нерв, туго натянутый, звучит, как струна при малейшем прикосновении».
Переводы О. с англ. яз. молодых американских поэтов, делегация кот. посетила Л-д в 1990, выходят в сб. «Манхэттен на Неве» (1990), а переводы болгарских поэтов – в ж. «Нева» (1990).
В 1991 вступил в СП СССР, а в 1992 – в СП СПб. В 1992 избран в бюро секции поэзии, был ее секретарём.
В 1990-е печатал стихи и прозу в альм., сб. и ж. «Сельская молодежь», «Васильевский остров» (1991), «Ключ» (1995), «URBI» (1995–97, 2000, 2002), «Петрополь» (1992, 2000), «Питерbook плюс» и др. С 1992 становится постоянным автором ж. «Звезда», с 1999 – ж. «Урал». Стихи О. в пер. на английский (пер. Дж. Кейтс) выходят в международном ж. поэзии «The Plum Review» (Вашингтон, Филадельфия, Лондон, Брюссель; 1992. № 4; 1994. № 7).
В 1993 выходят кн. стихов «Интернат» и сб. рассказов «Татуировка. Ананас» (два сб. коротких рассказов, соединенных под одной обложкой). В предисл. к сб. «Интернат» А. Пикач пишет: «Стихи О. не любят резкий режущий свет. Резкий звук. Он хочет вслушиваться в гармонию мира и души, не всегда их обнаруживает, но оболочка его стиха похожа на матовый свет, печаль прячется в самоё себя, в глубину текста…».
В 1998 выходит сб. стихов «Ночной ларёк». Рецензенты сходятся во мнении, что он становится этапным для поэта. П. Крусанов пишет: «Михаил О. – поэт мягкий и созерцательный, счастливо лишенный назойливой декларативности и докучного гражданского пафоса – в новой книге, словно персонаж Пу Сунлина из его “Лисьих чар”, внезапно обернулся к читателю своей безжалостной, брутальной, ”звериной” стороной. В его стихах появилась боль и страсть, достойная этого слова, – действительность ранит, и ранит жестоко, поэт перестал скрывать эту пропись и бросил действительности своего рода вызов: по-прежнему ничуть не обличая, он сознался, что знает всё или почти всё об уготованных капканах и волчьих ямах» (Питерbook плюс. 1998. № 10). Ему вторит критик А. Алов: «Игра на “снижение” вполне удается поэту, ибо наследуется здесь эстетика блоковского прожигания жизни (“Я пригвожден / К трактирной стойке…”) – из петербуржцев Михаил О. делает это как никто лучше» (Питерbook плюс. 1999. № 2). Сб. номинировался на премию «Северная Пальмира» (1999) и в том же году вошел в short-list премии «Честь и свобода» СПб. Русского ПЕН-клуба.
Журналистские материалы О. на темы истории и культуры печ. в газ. «Час пик», «Невское время», «Лит. Россия», «Невские ведомости», «Невский глашатай», «Петербургский литератор» и др., в ж. «Искусство Л-да», «Экономика и управление», «Калейдоскоп». Некот. статьи пер. на английский и опубл. в российских англоязычных изд. Член Союза журналистов СПб. с 1995, Международного союза журналистов (IFJ) – c 2000.
В 2002 выпустил сб. стихов «Слова на ветер». Е. Сатаева пишет: «”Душевность” вышла из моды, интерес к человеческой личности возбуждается лишь ее “конкретными” достижениями, и по этому поводу Михаил О. никаких иллюзий не питает: “Не спрашивай, как встарь: “Ты кто?” / Никто. Не числи человеком”. Более того, он разрушает и последнюю иллюзию: “Да что объяснишь / На языке человечьем?!”. После таких признаний название сборника уже начинает казаться оптимистичным. Ветер, он все-таки может и донести слова до чьего-то слуха…» (Питерbook плюс. 2002. № 10).
В сб. «Одна в постели: Петербургская эротич. проза» (2001) входит 16 рассказов. В. Попов пишет в аннотации: «Увиденное Михаилом О. поражает своей точностью, пронзительностью. Галерея женских портретов бьет по мозгам. Те ужасы и запретные радости жизни, о кот. многие лишь слышали, проходят перед нами в этой книге. И портрет самого героя нарисован с небывалой для нашей литературы откровенностью: городской сорокалетний плейбой, ищущий приключений, а находящий трогательные картины настоящей жизни…». Критик П. Кириллов (К. Кобрин) называет О. «питерским Генри Миллером» (Питерbook плюс. 2000. № 3).
Переехав в 2002 на жительство в Германию, О. продолжает активно печататься не только в российских, но и в русскоязычных зарубежных изд. Стихи, проза, мемуарные материалы выходят в ж. «Звезда», «Нева», «Волга», «Урал», «Крещатик», «АКТ – лит. самиздат», «Зинзивер», «Интерпоэзия» (США), «Literarus» (Финляндия), «7 + 7Я» (Берлин), «Партнер» (Дортмунд), «EDITA» (Гельзенкирхен), альм. «ВЕК – ХХI», «Белый ворон», сб. «Совр. эротич. проза» (2004), «Эра Эроса» (2009), «Честь и радость» (2010), «Котэрра» (2011), антологиях «Петербургская поэтич. формация» (2008), «Тени Европы» (2009), «Земляки» (2009), «Антологии одного стихотворения» (Кн. 1, 2011; Кн. 2, 2012), «Собрание сочинений» (Т. 3, 2012) и др.
Представляя О. зарубежному читателю, О. Бешенковская пишет: «Я бы даже сказала, что он – антиромантик. Во всех своих пяти вышедших книжках. И при этом – поэт. Серьёзный поэт, честный, горький, своеобразный» (BW Новости. 2004. № 11).
В 2003 О. принимает участие в конкурсе ж. «ELLE» на лучший рассказ в честь 300-летия СПб. и становится одним из победителей. Рассказ «Ураган Фомич» входит в итоговый сб. «Мой Петербург» (2003).
Критик Евг. ИZ так отзывается о поэзии О.: «Это трезвая и спокойная поэзия, без малейшего пафоса, без пророческих поз и бреда богопознания (кажется, в психиатрии имеется такой диагноз). Михаил О. не нуждается во “всеевропейской известности”, он не кричит о крайностях и не приделывает своему пегасу маргинальные рога. Этот поэт говорит о том, как ничего по сути не происходит, о том, что он не умер и что он один (не одинок, а один). Нет здесь никакой “молодости”, кот. что-то там “бросала” кому-то “на кронштадтский лед”. Здесь есть “Ведь невозможно жить без сердца, / А вот поди же ты – живу”. Это и семантический, и чисто поэтический парадокс, когда вот так» (Лит.-философск. ж. «Топос». 30.6.2004.)
В 2007 в русско-немецком изд-ве «Edita Gelsen» (Гельзенкирхен) выходит сб. стихов О. «Чужеродное тело». А. Кузнецова в отзыве о сб. пишет: «Михаил О. – поэт, остро переживающий бесследность – поэзии, жизни, отдельного человека, поэтического поколения: “Ведь не может птичья стая, / Воздух крыльями кромсая, / В небе свой оставить след”» (Знамя. 2007. № 6). Сб. входит в short-list Бунинской премии (2007). В том же году О. составляет для изд-ва 7-й выпуск альм. «ВЕК – ХХI», куда входят произведения 33 авторов из разных стран.
В 2008 выходит кн. рассказов и повестей О. «Ураган Фомич». «Проза жесткая, пристальная, без особых приемов достигающая эффекта пронзительности» – отзывается на выход кн. А. Кузнецова (Знамя. 2008. № 10). Критик О. Рогов пишет: «Проза Михаила О. продолжает традиции питерских малых форм… Погруженность в быт, ироническая дистанция, такие понятные и в то же время абсурдные на поверку, поступки персонажей – все это формировало для читателя чуть подправленный по отношению к заоконной реальности некий привычный и родной универсум, в кот., несмотря на его дискомфортность, все же можно было жить, отгородившись от назойливого и бездарного официоза» (Волга. 2008. № 3/416). Книга номинируется на Русскую премию (2008), лит. премию «НОС» (2009), входит в long-list Бунинской премии (2008), удостаивается золотой медали 2-го Международного конкурса совр. лит-ры «Лучшая книга – 2010» (Берлин, 2011) в номинации «Малая проза».
В long-list Бунинской премии 2009 и 2010 вошли очерк «Под стеклянным потолком» (EDITA. 2009. № 1) и подборка ст. «Финский залив» (Literarus. 2009. № 4).
В 2011 выходит сб. стихов «Средь химер». Рецензиями на сб. отзываются ж. «Знамя», «Зинзивер», «Дети РА», «Крещатик», «Literarus», «Лит. учеба». Э. Сокольский пишет: «Написанные в строгих классических традициях (автор не позволяет себе шатания размера, ритмического сбоя, приблизительных рифм), стихи эти неизменно живые; и даже строки, простые до тривиальности, подчиняются общему эмоциональному состоянию поэта, позволяющего себе намеренную опрощенность высказывания, тем самым предельно разрушая дистанцию “автор – лирический герой”. У О. нет случайных – или, если сказать по-другому, “лишних стихотворений”…» (Дети РА. 2012. № 1/87).
О. принимал участие во Второй Довлатовской Международной конференции (СПб., 1–3 сент. 2011). Его д-д вошел в итоговый сб. конференции «Сергей Довлатов: лицо, словесность, эпоха» (2012).
Оригинальные стихи О. на немецком яз. включаются в антологии совр. нем. поэзии.
Лауреат премии ж. «Урал» (2006) в номинации «Поэзия», дипломант 5-го Международного лит. волошинского конкурса (2007).

Соч.: Обращение к дереву: Стихи. Л., 1988; Негромкое тепло: Стихи / Предисл. Н. Поляковой. М., 1990; Татуировка. Ананас: Сб. рассказов. СПб., 1993; Интернат: Стихи / Предисл. А. Пикача. СПб., 1993; Ночной ларек: Стихи. СПб., 1998; Английский выучим играя: Стихи для детей на рус. и англ. яз., в соавт. СПб., 1999; Слова на ветер: Стихи. СПб., 2002; Чужеродное тело: Стихи. Гельзенкирхен, 2007; Ураган Фомич: Рассказы и повести / Предисл. В. Попова. Гельзенкирхен, 2008; Средь химер: Стихи. Гельзенкирхен, 2011; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12 - 26 янв. 2013. СПб., 2012.

Лит.: Крусанов П. «Ночной ларек» в лит. салоне // Питерbook плюс. 1998. № 10; Алов А. Горечь реальности // Питерbook плюс. 1999. № 2; Звягин Е. Играем всерьез // Питерbook плюс. 1999. № 7; Сатаева Е. Слова на ветер // Питерbook плюс. 2002. № 10; Чупринин С. Словарь Новая Россия: мир лит-ры. М., 2003; Кузнецова А. Ни дня без книги // Знамя. 2007. № 6; 2008. № 10; 2011. № 5; Рогов О. Сны с открытыми глазами // Волга. 2008. № 3 (416); Чупринин С. Зарубежье: русская лит-ра сегодня. М., 2008; Леонтьев А. Мучительная музыка // Literarus (Лит. слово). 2011. № 3; Шпаков В. Выйти из пике // Крещатик. 2011. № 54; Кутенков Б. Средь химер // Лит. учеба. 2011. № 5; Слепухин С. Михаил Окунь. «Средь химер» // Зинзивер. 2011. № 10 (30); Сокольский Э. Михаил Окунь. «Средь химер» // Дети РА. 2012. № 1 (87).

В. Шпаков

Энциклопедический словарь "Литературный Санкт-Петербург ХХ век". Том 2. (с.731 - 733).