Загадки экслибриса

Людмила Козлова Кузнецова
«Экслибрисы Аркадия Григорьевича Елфимова» – Серия «Сибирский художественный музей», книга седьмая – Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» – 2015 г  – 112 с

«Экслибрисы Дмитрия Александровича Мизгулина» – Серия «Сибирский художественный музей», книга шестая – Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска» - 2015 г – 80 с
__________________________

Когда-то давно, в  волшебную пору детства, мне не раз приходилось рассматривать экслибрисы, выполненные знаменитыми мастерами, в номерах журнала «Художник». Журнал шёл по подписке моему отцу. Именно экслибрисы навсегда оставили глубокий след в памяти, потому что каждый из них был загадкой, которую не удавалось раскрыть даже с помощью напечатанных там же комментариев  искусствоведов. Всегда казалось, что специалисты сказали не всё, утаив зачем-то самое главное. Человек – существо любопытное, и ничто так  не жжёт сознание изнутри, как неутолённое любопытство. Жизнь уводит  нас из детства предопределённым каждому путём, и уже некогда бывает вернуться  к тем вопросам, ответы на которые пока не найдены.

Спустя целую жизнь две книги вернули меня туда, где  ждали своего часа  вопросы без ответов. Обе книги  – это собрание экслибрисов  сибирских  меценатов и просветителей, писателей Аркадия Григорьевича Елфимова и Дмитрия Александровича Мизгулина, изданные в 2015 году Общественно-благотворительным Фондом «Возрождение Тобольска» шестым и седьмым томом  в серии «Сибирский художественный музей»

Обе книги предваряет цитата  В.О. Ключевского – российского историка, профессора Московского университета, академика Императорской Санкт-Петербургской Академии: «Экономическому и политическому возрождению народа всегда должно предшествовать духовное, нравственное». Вход в духовный мир владельца экслибрисов начинается прямо с обложки. Седьмой том встречает читателя  экслибрисами, выполненными украинскими художниками Мариной Купкиной, Василием Леоненко и Давидом Беккером.  Изображение нижнего уровня – рыба-кит, приютившая на спине целый город – из сказки Ершова. По очертаниям  городской крепости чудный град напоминает Тобольск – столицу Сибири. Рядом – вид Тобольского Кремля, над которым расположена уютная беседка, где гуляет юная женщина с ребёнком на руках. Прошлое, настоящее и будущее города – всё в двух миниатюрных графических работах. Над сибирским градом, плывущим  в потоке Времени, расположен портретный экслибрис с изображением  Петра Павловича Ершова – сказочника и души  Тобольска.

Под обложкой мы видим удивительную по своей  внутренней гармонии фотографию Аркадия Григорьевича Елфимова с детьми и внуками. Вот так – пройдя сквозь  символические образы на обложке,  мы попадаем в святилище семейного очага –  большую домашнюю библиотеку, где каждому есть место. Эта фотография моментально связывает нас с образом современного Тобольска, духовным символом которого давно стал Общественно-благотворительный Фонд «Возрождение Тобольска».

Мотивы великого сибирского града  многократно и причудливо, словно в системе невидимых зеркал, которая выстроена семьюдесятью художниками-графиками Сибири, России, Европы,  возникают на протяжении всей книги. Здесь и сюжеты, навеянные знаменитым  Трубящим Ангелом,  заметным  всему городу на одной из сторожевых башен Тобольского Кремля, в которых художник  «поймал» Ангела в момент его полёта на городом, как  это сделали графики Валентина Апопова и Нина Казимова из Санкт-Петербурга или Елена Павлова из Иркутска и Александр Сорокин из Красноярска. Трубящий Ангел в лучах заката запечатлен в экслибрисе Александра Быкова из Москвы. Тут и картины сибирского града-крепости в окружении таёжных сосен и кедров  Анатолия Аносова из Иркутска.

Лики престольного сибирского града, как средоточия великих  усилий  народных подвижников, просветителей, писателей и Высших Сил (сил Божьих)  заставляют книгу звучать нотами  духовного родства  с народами всей России. Имена Аввакума, С. Ремезова,  П. П. Ершова, Ф.М. Достоевского, Витуса Беринга венчают многие экслибрисы в этой книге. Трагичен и в то же время исполнен духовной силы портрет Ф.М.Достоевского московского графика  Юрия Штапакова. Лик великого писателя, мыслителя, проступающий из тьмы веков,  почти равен иконописному изображению.

Книга богата мифологическими сюжетами, наполненными глубоким философским смыслом. Здесь читатель найдёт символический образ Духовного сибирского Воина в исполнении Юрия Бычкова из Тюмени; ладью истории, уносящую человечество в потоке Времени, художника Владимира Верещагина из Санкт-Петеребурга. Экслибрис Михаила Верхоланцева из Москвы с изображением  сакральной пирамиды, грани которой заполнены текстами, говорит о том, что всё происходящее в жизни обусловлено природной иерархией и, в конце концов, всё превращается в текст летописи. Алла Джигирей из Санкт-Петербурга предлагает нам символический образ цитаты от Петра Ершова и Аввакума: «Смерти нет,  человек сам  рождает  страхи и носит их за спиной». Леонид Строганов из Санкт-Петербурга создал образ Сибири-матушки, которая  хранит  в своих глубинах великие силы Природы,  подобные  спящему могучему Медведю.

Самыми звонкими нотами  звучат экслибрисы-иллюстрации  к сказкам А.С. Пушкина и  П.П. Ершова. Знакомые каждому из нас и любимые с детства образы хитрой Царь-девицы, умного дурака Ивана, конька-горбунка, волшебного пера Жар-птицы  и сказочного града царского повсюду рассыпаны на страницах  книги. А сюжет поимки Жар-птицы на горе из серебра придуман Аркадием Григорьевичем Елфимовым и исполнен художником из Москвы Григорием Бабичем – гора, сверкающая серебряными гранями,  волшебная Жар-птица в недосягаемой высоте, но всё-таки пойманная Иваном – крестьянским сыном.

Глубоки по смыслу и символически многозначны экслибрисы, посвящённые роли книги и книгоиздания в истории  человеческого сообщества. Таковы, например, многие рисунки художника-графика из Йошкар-Олы Александра Бакулевского. Вот Путник, «читающий»  Сибирь как книгу;  человек, держащий Книгу-Солнце над головой; книга как  звучание соборных колоколов; как искушение знанием (экслибрис Лизы Елфимовой);  как  источник духовного знания  в изображении графика Германа Паштова из Красноярска; книга как отражение сложного и невероятного сознания человека – экслибрис Ивана Русачека из Беларуси. И, наконец, книга как великий Дом для всего человечества Полины Сурвилло из Москвы.

Интересны и графически изящны  текстовые экслибрисы с именем заказчика, исполненные Григорием Босенко из Молдовы.

Жизнь многообразна и непредсказуема. В ней есть место всему, в том числе и юмору и сатире. Великолепен по динамике и экспрессии сакральный танец Пролеткульта в изображении Александра Григорьева из Беларуси. Красноармеец и сочная дама  выделывают свои незамысловатые, но яростно исполняемые фигуры танца, стараясь вписать каждое своё движение в историю.

Венчают собрание экслибрисов сюжеты, посвящённые подвижнической работе Фонда «Возрождение Тобольска». Это и символические изображения  Александра Бакулевского – Дон-Кихот, держащий в одной  руке книгу, в другой – копьё;  «Мыслитель» Родена на фоне  формулы: «Если человеку суждено стать Богом, то престолом ему будет книга»;  Фонд «Возрождение Тобольска» как защитный Духовный зонт над Сибирью. Московский художник Александр Быков создал портрет председателя Фонда Аркадия Григорьевича Елфимова в виде двух зеркальных  изображений,  что символизирует постижение самого себя в духовном труде. Илья  Ключников из Новокузнецка представил  образ Фонда «Возрождение Тобольска», в виде  богатыря, оберегающего Духовное пространство Сибири. Вот так, путём  ювелирной работы художников-графиков, в книге экслибрисов нарисован всесторонний и живой портрет заказчика – человека, совершающего подвиг многолетней повседневной работы по воссозданию подлинной истории и культуры Сибири и России.

Книга экслибрисов Дмитрия Александровича Мизгулина выполнена в том же стиле, что и предыдущая. На обложке мы видим композицию из трёх экслибрисов, созданных  художниками-графиками Алексеем Литвиновым, Давидом Беккером из Украины и Еленой Павловой из Иркутска.  В нижнем ряду – портрет поэта Дмитрия Мизгулина на фоне природы и его  Лира, являющая собой триединство карандаша, как рабочего инструмента, источника света и шариковой ручки – Лира, творящая жизнь и поэзию.  Под обложкой нас встречает портрет Дмитрия Мизгулина, опирающегося на древнее компьютерное устройство, называемое счётами, с колоритной десятичной системой  исчислений  в виде  костяшек на металлических струнах. Дмитрий Мизгулин – уникальный человек, возможно, единственный в истории России банкир-поэт.

И, конечно же, главное место в книге занимают экслибрисы, посвящённые  лирическому герою  и  философскому образу   поэзии Дмитрия Мизгулина.  Григорий Бабич  символически изобразил  трагическую судьбу поэта,  как результат стоящей перед ним, но не имеющей решения задачи –   выбора  между служением поэзии и  необходимостью строить жизнь и быт. Герой сюжета  парит в воздухе между расходящимися плитами питерского моста, где и находится одно из зданий  Ханты-Мансийской банковской системы.
 
Юношеское «Я» Лирического героя мы видим в сюжете Аллы Джигирей из Санкт-Петербурга. Из уютной комнаты с новогодней ёлкой, где над книгой сидит мальчик-школьник, пока ещё не видны те далёкие 90-е, которые кардинально изменят судьбы многих и многих людей России.

Многократно повторяется в книге сюжет из биографии Дмитрия Мизгулина, в котором полярной ночью (в Мурманске) мама везёт его на санках домой из книжного магазина, а на коленях у мальчика лежит стопка только что купленных книг. Этот трогательный, почти сказочный момент воссоздали, каждый в своей неповторимой манере, художники Антон Вольгушев из Хабаровска, Григорий Бабич из Москвы,  Николай Домашенко из Санкт-Петербурга,  Борис Романов из Украины.
Лирический герой поэзии Дмитрия Мизгулина – это и  мальчик-душа, парящий над миром земли в сюжете Григория Бабича;  и образ в  рисунке Александра Бакулевского, где поэт  изображён в виде кентавра, навсегда соединённого с прекрасной девой Поэзией. Это и таёжный медведь, озарённый светом пролетающей в небе Музы – художника Михаила Коновалова из Москвы;  и Ангел, приносящий удачу,   художницы из  Беларуси Ольги Крупенковой; и поэт, несущий солнце над головой, Алексея Литвинова из Украины. Это и портретные экслибрисы самого Дмитрия Мизгулина работы Николая Саутина из Санкт-Петербурга. Но главным из них  является образ поэта и его лирического героя, поднявшихся  к Духу Святого Архангела Михаила  - в сюжете Надежды Шабановой из Санкт-Петербурга.
Многие мотивы экслибрисов посвящены символическому образу Поэзии. Художник-график Анатолий Аносов из Иркутска видит Поэзию как субстанцию, соединяющую земной и небесный миры. Экслибрис в исполнении Александра Бакулевского, где изображён лик Святого, отсчитывающего Время  с помощью песочных часов, говорит о том,  что жизнь быстротечна и поэту нужно спешить в поисках Духовного пути. В другом сюжете того же художника изображён  Пан, играющий на дудочке – символ Поэзии как мелодии Природы. Мир эдемской гармонии как источник вдохновения преподносит нам Robert Baramov  из Болгарии. Поэзия в образе летящего Пегаса, несущего солнце на крыльях, изображена в сюжете Николая Домашенко из Санкт-Петербурга. Владимир Зуев из нижнего Тагила создал образ Музы поэта – женщины  в первозданном наряде, убегающей из кухни.
Интересен и глубок сюжет Марины Купкиной  из Украины. Художница видит Поэзию в образе женщины-Зимы, рисующей хрупкие узоры на льду. Однако письмена её  вечны, ибо девиз Поэзии  – «Multa paucis» (Многое в немногих словах). Леонид Курис из Израиля даёт динамический образ поэтического труда в виде Кузнеца Счастья, вдохновляемого Пегасом. Василий Леоненко из Украины представляет творчество  как разговор с Богом, что точно отражает суть поэзии Дмитрия Мизгулина.  Крылатый Пегас, летящий в потоках Мироздания – образ, созданный Алексеем Литвиновым из Украины. А вот  символический образ поэтического вдохновения от Анастасии Мельниковой из Украины – Муза в виде прекрасной молодой женщины, слушающая стук часов в тихой комнате, ожидает Поэта. А перед ней стоит летучая ладья,  которая вознесёт  творца в небесные сферы. Муза поэта может предстать и прекрасной юной Венерой, сибирячкой в клубах банного пара, как это увидел художник Олег Набока из Украины в одном из стихотворений Дмитрия Мизгулина.

Поэзия как отпечаток мгновения; как рука, созидающая мир; как триединство: линия-символ-слово; как Свобода на баррикадах; Любовь как  Ладья Поэзии; Поэзия как Любовь, пронизывающая весь мир  –  образы, созданные художниками Николаем Неймешем из Украины, Еленой Павловой из Иркутска, Владой Предеиной из Первоуральска, Тамарой Романовой из Санкт-Петербурга, Анной Тихоновой из Беларуси и Hujber Gunter из Чехии.

Сюжеты, отображающие роль книги как источника мудрости, силы и света  в жизни человека – одна из главных тем в собрании экслибрисов Дмитрия Мизгулина. История Отечества,  храмы и монастыри Сибири, сказочные сюжеты книг для детского чтения –  всё это Знаки, говорящие о личности коллекционера, книгоиздателя,  человека, имеющего государственное мышление. Сюжеты с портретом великого русского мудреца и поэта Фёдора Ивановича Тютчева венчают книгу экслибрисов Дмитрия Мизгулина.  И рефреном, где-то за  далью времени, звучат  пророческие слова великого русского поэта: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. У ней особенная стать, в Россию можно только верить».

Богатейший материал – творения художников-мастеров, великолепная полиграфия,  талантливый редактор – кандидат культурологии Нина Ягодинцева из Челябинска – всё это делает обе книги шедеврами издательского искусства, которые достойно продолжили уникальную книжную серию Общественно-благотворительного Фонда «Возрождение Тобольска» – «Сибирский художественный музей».

Войдя в пространство  двух названных книг, обжившись в нём,  начинаешь понимать  самое главное – то, что экслибрис это не просто символический  книжный Знак, но  ключ к духовному миру того, кто заказал изображение художнику. В собраниях экслибрисов Аркадия Григорьевича Елфимова и Дмитрия Александровича Мизгулина  возникает сам собою образ человека, боготворящего знания и готового на великий труд ради создания и сохранения книги, этого светоча человечества.  Экслибрис, художественные достоинства которого подробно описаны в трудах искусствоведов,  всё равно остаётся загадкой – до тех пор, пока  этот Знак не будет использован как Ключ к духовному миру  владельца библиотеки, где экслибрис и найдёт себе место и станет инструментом, подобным  Печати Веков.

Людмила Козлова,
Г. Бийск, Алтай