Синяя борода - 2

Николай Хребтов
                СИНЯЯ БОРОДА – 2

Напротив нас через улицу жила одинокая пара дед Ефим и тётка Фёкла. Вот они-то и забрали нас, сирот, к себе.
Я уже в школу ходил, а остальные  еще сидели дома. Учился хорошо, одни пятёрки.
 Как-то в школу приехала  инспектор из районо, и мне, как отличнику, подарили валенки на вырост и телогрейку.
 Вот так меня приодели, и я закончил семь классов. Летом помогал дяде Ефиму пасти коров, а зимой пошел учиться в соседнюю деревню в восьмой класс. Определили, как сироту, в интернат, где я не только просто жил, но еще и питался. Не очень уж нас там раскармливали, но с голоду  не умер, и восьмой класс закончил на одни пятерки.
 Вечерами к нам в гости приходили местные ребятишки и девчонки. Я читал им наизусть Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Твардовского. По текстам читал «Аэлиту» Толстого, «Граф Монте-Кристо», «Два капитана», «Белую Берёзу» Михаила Бубённого. И много еще всякого. А ребятишки ЗА это частенько баловали меня салом и домашним хлебом.
       А малЫе мои так и жили у Дяди Ефима.  И жилось им не так уж плохо. Добрые люди не обижали сирот.
  Летом в отпуск к ним приехал племянник тетки Фёклы. Увидев такое прибавление в их семействе, очень удивился и принял в нашей судьбе довольно деятельное участие.
 У мамы была замужняя бездетная сестра. Она жила в то время вместе с мужем  на Колыме по договору  «Дальстроя».
 Но связи с ними у мамы не было никакой. Когда они уезжали, тетка сказала маме: будет плохо – напишу. Ну, а раз не пишет, значит, хорошо живет.
 И вот этот  Племянник, звали его Виктор, поехал в город, нашел эту контору, которая вербует, и через них узнал адрес колымчан. Будучи там же, в городе, написал им заказное письмо, обрисовав ситуацию.
Через месяц пришел ответ, в котором тётушка очень сожалела о случившемся. Но  до конца договора оставалось еще очень далеко.
 Тем не менее, они с мужем разторгают договор и приезжают. Ни я, ни мои сестры с братиком  их ни разу не видели, а если и видели так не помнили. Однако, дело сложилось так.
 Тётушка  с мужем  и с помощью дяди Ефима, пристроили к нашей избушке еще трехстенок, и вскоре мы переехали в свои партаменты и зажили дружно.
  Тётушка оформила опекунство и стала получать на наше содержание 12 рублей каждый месяц.
По колымским меркам это были просто копейки, но тётушка сумела сколотить некоторую сумму, и купила мне сапоги, брюки рубашку и кепку. А братику к школе тоже кое-что перепало…

Прошло пять лет. Сверстники мои собрались служить Родине, а меня, как сироту, комиссовали. И я остался… с белым билетом. Как я переживал! Думал, в Армии  научусь какому-нибудь ремеслу и вернусь домой  как настоящий парень!
Больше всего мечтал стать шофёром. Шофёр в деревне – это кое-что! Но увы..
 А тут началась компания "Даёшь целину!" И я , будучи комсомольцем, решил: вот где моя судьба!
 Но председатель колхоза отказался дать справку на получение паспорта. Ему тоже руки рабочие нужны:
 - Ишь ты! На целину он собрался! Вон запрягай быка Егорку, цепляй бороны и вперед! Вот  тебе и целина!
 Но дядька мой, теперь наш дядя Григорий, посоветовал пойти в райком комсомола. И я пошел!
  Двадцать километров пешком да через Обь на пароме,- и я в райкоме.
Секретарь посмотрел на мою внешность и остался недоволен. Я бы, говорит, направил тебя в Колывань на курсы механизаторов, но боюсь, что машину ты завести не сможешь. Мал и тощ. Вот так. А потом подумал и говорит:
  - А знаешь что? Направлю-ка я тебя на курсы киномехаников. Закончишь и лети на свою целину!
 Во как! Да разве я мог мечтать о чем-то еще!...
   И вот я курсант школы киномехаников. Группа готовится специально для целинных   земель.
И учился я с большим интересом. Заодно посещал разные кружки, чтобы научиться фотографировать, снимать на камеру и записывать на магнитофон, получить права на мотоцикл.
 И всё успел!
 По путевке комсомола еду в новый целинный совхоз Пролетарский. Вот где я нашел своё место, и как пригодились мне все мои курсы!
 Всё дальнейшее я написал в дневнике «Помню и Люблю».
Читайте, кому интересно.
 Правда, в дневник всё не уложишь, да и требования тогда были уж очень принципиальны: то много сюжетов с «ужинами». Уберешь – приходи, опубликуем. То роль партии не достаточно прописана. Добавишь – приходи.
  Пока переделывал да ходил, пришел другой хозяин страны, с новым мышлением. Тот вообще сказал, что затея с освоением новых земель – авантюра века.
  Вот так и попал мой дневник на сайт «ПРОЗА.РУ»
А что не вошло в дневник – всё осталось в моих рассказах. Здесь все персонажи – настоящие, даже кое-кто еще жив.
  Братик мой  стал офицером и служил до самой пенсии в командировках: то на Кубе, то во Вьетнаме, то в Афгане, то в Германии.
  Сестры выросли под тётушкиным крылом, закончили семилетку, вышли замуж в родной деревне. Растили детей, теперь трясутся над внуками.
 Я люблю приезжать к ним в гости на своем авто, с подарками. Снимаю их всех на видео, потом колдую над монтажом. Всё собираюсь выложить в интернет. Но  времени не хватает! А надо спешить, финиш-то не так уж и далёк.Успею ли.
 Уж внучку привлекаю, но нынешние детки только посмеиваются надо мной:
 - Деда, ты в каком веке живёшь!? Посмотри на календарь!
               Она у меня такая…
                ***
   

                2015.