Прекрасное далёко...

Юрий Ош 2
                Из цикла "Сны"
                --------------------

   Весна, май. Детский сад. В зале выступают дети по случаю выпуска в старших группах. Дети поют: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…» Моя дочка, с белыми бантами, в праздничном платьице, крутит-вертит туда-сюда глазёнками и старательно выговаривает-распевает слова песни о прекрасном далёком. Чувствую, как горячий ком подступает к горлу…
   Накануне первого сентября. Скоро моей дочурке – первый раз в первый украинский класс. Первая встреча с учительницей. Мамы и папы с малышами. Говорит учительница, на русском языке. Фамилия у неё кавказская. А будет учить наших детей украинской мове. Учительница взволнована, растеряна. Мамы и папы галдят, вскакивают с мест, вступают меж собой в спор. Все возбуждены. Злые лица. В спорах то и дело слышатся слова: мова, Рух, партократы, русификация… Малыши испуганно таращат глазёнки. Худенькая девочка за первой партой захныкала, заплакала. Её мама, такая же худенькая, как и её дочурка, успокаивает девочку, а сама, вижу, тоже расстроилась. А расстраиваться есть отчего: они – семья переселенцев-чернобыльцев. Им говорили: всюду вас встретят тепло и забота людей на земле украинской. На земле украинской… А здесь галдёж такой подняли, мову свою знать не знают, знать не хотят и боятся, чтобы их дети мову эту узнали. Разве ж это земля украинская?.. Учительница успокаивает мам и пап. Предлагает слово детям: пусть они что-нибудь скажут, расскажут. Моя дочурка встаёт, подходит к классной доске, поворачивается лицом к мамам и папам и вдруг тоненьким, звонким голоском поёт: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…» Чувствую, снова, как тогда, весной, в детском саду, горячий ком подкатывает у меня к самому горлу…
                01.09.1990 г.