Казачьи фронтовые дороги

Димитрий Крылов

Знаете сегодня, наверное, хоть и трудно начать этот разговор, но надо. И не только потому, что грядет юбилей нашей общей Победы. Но и для предотвращения фальсификаций и недомолвок по поводу борьбы с захватчиками земли русской. Автору часто приходилось и увы приходится слышать нелестные высказывания об участии представителей казачьего народа в этой борьбе. А ведь все не так однозначно.

Если оставить в стороне казачий корпус Гельмута фон Панвица, который кстати на Восточном фронте и не воевал, то окажется, что казаки практически повсеместно и поголовно защищали свою родину, а не поддерживали немецко-фашистских захватчиков. Этому подтверждение – фронтовые дороги и жизненные изломы судеб казаков. Приходилось слышать и от серьезных историков, что важность конницы как военной силы в веке двадцатом постепенно сходила на нет, и государство потеряло интерес к поддержке казачьих формирований и общин. Может это и так,  и власть советская продолжая политику расказачивания даже не призывала казаков на службу в РККА. Об этом любят сегодня вспомнить.

Но почему то очень не любят замечать и совсем иные аспекты. Что призыв казаков в Красную армию перед войной был восстановлен. Что именно конники Белова и Доватора своими смелыми и умелыми рейдами внесли перелом в битве под Москвой. Что широчайшее партизанское движение не обошлось без участия и представителей казачьего народа наряду со всеми прочими нашими отечественными малыми народами,  на чьи плечи легла вся тяжесть войны в глубоких тылах врага. Мы ведь и сегодня гордимся действиями партизанской армии того же Ковпака. Что в рядах советской армии в годы великой отечественной войны была сформирована Казачья пластунская дивизия. А пластунам было вполне официально разрешено ношение старинной казачьей формы. Может и потому что кровь она у всех одного цвета и крови своей казаки на полях сражений в период Великой Отечественной Войны за свою Родину пролили тоже немало.

Вот вспомним опять нашего Старейшину – Шелудько Петра Васильевича. На фронтах войны с первых дней. Награжден был неоднократно и за бои под Сталинградом в том числе. И это не картинка показанная младшим Бондарчуком и оплеванная фронтовиками. Это страшная, правда о войне и смерти. Это то, о чем Петр Васильевич не любил вспоминать за все годы мирной жизни и службы. До Сталинграда судьба его, можно сказать, хранила, а тут казачина был серьезно ранен. После излечения – служба в СМЕРШе, успешная борьба с вражескими разведчиками и диверсантами и снова боевые награды.

Или казак Тищенко И.П. Сподвижник самого легендарного Щорса, его начальник штаба. В 1943г. Зам.начальника тыла Ленинградского военного округа. Судьба выдала много коллизий, но он прошел все военные дороги. Включая и войну в Дальневосточном регионе. Или казак Алексей Иванович Некрасов. На фронтах войны с первых дней, участвовал в защите морских ворот отчизны - базы в Либаве. Неоднократно ранен, и после очередного ранения теперь уже тяжелого комиссован вчистую. И это только навскидку взяты фамилии тех, о ком помним и знаем. И как то получается, что война прошла катком по всем семьям нашей страны и по казачьим тоже. И сегодня, возрождая казачий дух и традиции и об участии в войне казаков не на стороне немецко-фашистских захватчиков, следует, думаю помнить.

6.03.2015
Писал все это Димка опираясь на семейные архивы, в семьях по которым катком прошла война еще можно найти и снимки и воспоминания. И поэтому то что происходит сейчас еще более отрадно. К юбилею нашей общей Победы в Великой Отечественной Войне казаки общин Братства "СПАС" в республике Коми и за ее пределами организуют памятные экспозиции. Это для кого то война просто вторая мировая. а для нас она Великая Отечественная. Еще раз отмечу - мы живы сегодня потому что наши деды тогда в 1945 победили. И о их ратных подвигах мы помним
на фото Алексей Иванович Некрасов после войны (фото из семейного архива)