Рыба ищет где глубже, а человек где лучше. Глава 2

Владимир Галин
                Глава 29.


                Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.

                « Везде хорошо, где нас нет» (Из школьного альбома»




          За 4 года , прожитых здесь,город Павлодар не стал родным. Не прикипела к нему душа.Не то небо, не то Солнце, не тот воздух, в общем не тот климат, в котором мы выросли, а главное наши родители оставались далеко и постоянно звали нас к себе. Хочется уехать в родные края , где много солнца и нет жестоких морозных зим, где живут наши родители и где нашим детям было бы лучше.

               В своём очередном письме моя мама сообщила , что в селе Петровка на месте бывшей МТС  открылась ИТК  и она настойчиво советует перевестись туда. Вслед моим подопечным я могу повторить слова любимого поэта Сергея  Есенина : «...как мало пройдено дорог , как много сделано ошибок.» Дороги, по которым мы идём, зависят от наших непродуманных поступков или же от сознательного выбора на сегодня, когда нам кажется , что так будет лучше в материальном смысле, при этом забываем народную мудрость, что « везде хорошо, где нас нет».

              Я написал новый рапорт  на имя министра МВД Киргизской ССР в город Фрунзе, где в своё время в университете училась Галя, а я к ней на свидание один раз ездил на велосипеде, с просьбой о переводе.Получил согласие, но здесь , в Павлодаре, мне снова возразили и предложили, чтобы я не ехал к родителям , а сам перевёз их на место жительства сюда.

                Но как говорится, «война войной, а обед по расписанию» , я не снижал своей служебной деятельности.  Я расширил круг шефских связей колонии с совхозами Павлодарской области с целью трудоустройства освобождающихся заключённых. Особое значение мы придавали трудоустройству освобожденных досрочно,чтобы не допустить рецидива с их стороны.

            Подготовка , а более  точно, переподготовка  трактористов-машинистов  на организованных мною курсах трактористов с этой целью, внесла свежую , живительную струю в затхлую атмосферу лагерной жизни , так как открывала конкретный путь к досрочному освобождению с гарантированным местом жительства и трудоустройства. Учебные группы комплектовались с учётом  возможного представления к условно досрочному освобождению.

           После того, как я получил письмо от Вершинина , что он уже этапирован в ИТК № 24 ,  25 мая я его навестил в колонии.

           Всё как в прежние времена, когда я только начал работать в этой колонии в 1959 году. Та же вахта, та же комната свидания , куда по моей просьбе  вызвали Вершинина.

           Он пришел не спеша,  напряжённый, спокойно переступил через порог  и поздаровался. Встреча произошла без  эмоций. На мгновение в его глазах вспыхнули радостные огоньки и тут же погасли.Сам он какой-то потускневший, с опущенными плечами. На тонкой , жилистой шее торчит большая , лобастая голова с залысинами до макушки. Одежда- чёрная роба на худом теле болтается как на колу. Вид не завидный, чтобы не сказать жалкий.

            Сердце моё больно сжалось.

           Он рассказал, что переводом доволен. « Здесь легче дышится,-сказал он.-продолжаю учиться . Работаю в в швейном цехе. Собираюсь выпускать при библиотеке лит газету.Потом рассказал о матери, которая приезжала к нему в Омск и хотела «подмазать» кое -кого, но только получился один конфуз  и что у него к ней двоякое чувство и ненавидит, и любит одновременно. Заверил меня, что будет хорошо соблюдать режим и о своём плане обязательно учиться в школе и окончить 10 классов.

          На прощание я пожал ему руку и пожелал удачи во всём, мы условились , что продолжим переписку, а время от времени я буду его навещать.

         Когда я покидал вахту, произошла неожиданная встреча с рентгенологом мед части колонии Лидией Степановной.: «А, это вы товарищ Макаров! Помните, как вы тушили пожар и задохнулись в дыму? Но мы вас отходили. !Я всё это помню. Чуткий вы человек..доброго вам здоровья.»

         Я и не вспоминал никогда об этом пожаре в  колонии .Люди, оказывается , помнят хорошее. Ну и спасибо им на добром слове.

                Х  Х  Х

     К приближающему очередному отпуску я всё явственнее стал ощущать  усталость и тела, и духа. Ожидание перемены места жительства увязывалось с надеждой на улучшения благополучия жизни и выхода из духовного кризиса. Однако  реальная надежда на перевод в Киргизию по ближе к родителям разбита в пух и прах. Начальство управления и говорить не хочет ни о каком моём переводе и напирают на мой долг перед  государством и службе на целине.

      Какие бы ожидания ни томили, ежедневные обязанности  вести порученное дело требовали активной деятельности, что я и проявлял. Обучая трактористов -машинистов для работы в целинных совхозах, у меня самого появилось желание овладеть этой специальностью и в августе во время отпуска  самому возглавить группу освобождённых на уборке урожая в подшефном совхозе.  Сказано-сделано. Я не просто наблюдал за занятиями трактористов, но и сам стал учиться на тракториста-комбайнёра.

         Стоило появиться этой мысли, как я начал переживать новые чувства беспокойства о том , чтобы в совхозе «Советский Казахстан» уродился хороший урожай и благополучно прошла уборочная страда. Я не знал, что и как будет на самом деле, но в воображении представлял, как я  встречаю рассвет за штурвалом комбайна на бескрайних полях целинного совхоза. Я получил согласие Гали, что этот трудовой отпуск проведу на уборке урожая и дополнительно подзаработаю на бытовые нужды.

          Каждый день приносит свои сюрпризы. Что вчера ещё казалось правильным и настоящим, сегодня оказывается , что благие намерения лопаются, как мыльные пузыри. Вчера ещё был полон уверенности в людях и верил их клятвенным заверениям  сделать так, как обещают, а сегодня на проверку жизнью  видишь , что это была ложь. Вот после этого — и «верти мне люди!»

            Так заехавший из подшефного совхоза Алимханов рассказал мне , что из первой группы трактористов на работе в совхозе осталась только половина, а из 18 человек, направленных на строительство клуба, до совхоза доехало только 2 , остальные по дороге разбрелись кто куда глаза глядят. Казалось бы, что ещё людям  надо было, чтобы встать на ноги — работа гарантирована, жильё предоставлено. Потрудись, осмотрись, а потом принимай решение, как жить дальше. А то остался у первого же магазина с собутыльниками и опять оказался  под кустом. На утро отойдёт от похмелья- и снова ни кола , ни двора .И покатиться, как перекати поле, пока снова не окажется за забором , и ничего не останется больше , как запеть: « ...С юных лет счастья нет,»

          К стати сказать, в этом году исполняется 10 лет со дня  Постановления партии и правительства о поднятии и освоении целинных и залежных земель.Под  фанфары и бравурные марши навезли молодых людей в бескрайние голые просторы целинных земель Казахстана. Поставили палатки и вагончики .  Навезли тракторов и сельхозтехники, Организовали  совхозы. Одновременно Строили и обустраивали центральные усадьбы совхозов и полевые станы бригад, пахали и сеяли. Первые урожаи не знали куда свозить на хранения и даже бульдозерами испорченное зерно сталкивали в Иртыш на счастье рыбам.Кроме комсомольской романтики молодых людей влекли обещанные длинные рубли, которые оказались не столько длинными , на сколько нелёгкими. Оторванные от родительского глаза, опьянённые свободой и  широкими просторами, многие ,как Лумер, оказались за колючей проволокой. За прошедшее десятилетие наиболее самостоятельные и трудолюбивые прижились и сами дали первое поколение целинников , которые подросли и заполнили начальные классы общеобразовательных школ, построенных трудолюбивыми руками их родителей. За это же время половину любителей лёгкой наживы , как палову ветром, отделило от зёрен и выдуло в города, где всегда живётся легче и лучше , чем на селе. В совхоза в основном остались специалисты и счётные работники конторы, в бригадах бригадиры и механики , а на самой технике возделывать поля и особенно убирать урожай, оказалось некому. Поэтому злободневным лозунгам стал призыв: «Живёшь на целине- умей владеть техникой!» Поэтому  мне и удалось без долгих проволочек  организовать курсы трактористов в зоне для заключённых.

             Не лучшее положение с рабочими кадрами было и на строительстве заводов и соответственной инфраструктуры городов, которые тоже , в основе своей,  начинались в чистом поле с чистого листа.

               Одним из центральных событий жаркого лета был расширенный партком  «Алюминьстроя», на заседание которого пригласили нас . работников колонии. Для пуска в намеченные сроки алюминиевого завода, остро встал вопрос о окончании и пуска в эксплуатацию ТЭЦ-1.Вопрос о пуске в эксплуатацию ТЭЦ стоял ребром-жизнь или смерть?

           На строительстве нет согласования между подрядчиками и субподрядчиками , с ритмическим  снабжением  строй материалами ,с низкой организацией труда и его оплатой.  Впервые наш «хоз орган» не валил всю вину на работу заключённых.

          Начальнику строительства Пигасову объявлен « строгий выговор». Досталось и всем субчикам. Определены новые обязательные сроки окончание строительных работ по каждому проектному объекту.
 
            Обстановка на строительстве такова, что меня не только не отпустят из Павлодара, но , возможно, и в отпуск в конце августа , могут не отпустить, чтобы я уехал в совхоз на уборку урожая.

           Всё внимание в политико воспитательной работе начальников отрядов  было соответственно сосредоточенно на мобилизации заключенных на выполнение  производственных заданий. С этой целью я подготовил приказ начальника колонии о дополнительном поощрении за добросовестный труд и сдачи объектов в намеченные сроки.

            Неожиданно из Алма- Ата позвонил Аполимов и сообщил, что запланировано в октябре на коллегии министерства послушать мой отчёт о проводимой работе, после чего возможен будет мой перевод на другое место работы. Это известие  успокоило меня и побудило продолжить работу с удвоенным  старанием.

               
              Моё личное общение с Вершининым ограничивалось нашим фактическим положением , за рамки которого переступать мне не дозволялось по закону и этикой отношений между учителем и учеником.  Поэтому наше общение в основном продолжалось благодаря письмам , которыми мы обменивались  регулярно. Мне было важно, чтобы он на ровном месте не набивал себе новые шишки. Соблюдение режима содержания самый верный путь к освобождению . Но его «третья ходка» и «характерный характер» главное препятствие на пути к досрочному освобождению.

                Главным показателем эффективности в работе  колонии являлось не допущение рецидива  освободившимися и особенно теми , кто был освобождён условно досрочно.

              И поэтом отрадно было получить из Харькова новое письмо от Лёвы Лумера. Предыдущее письмо он написал мне в день свадьбы, а в новом он сообщает, что у него родилась дочь, и он делится этой радостью со мной. Надо же, как глубоко засело в его душе то мгновение, когда он осознал , что надо жить по другому. И его благополучие меня тоже радует.

              Иное дело письма от Вершинина полные безысходности и трагизма, которые живут в нём самом.  И он , как та синичка, которая увязла лапками в чёрной смоле, расплавленной жаркими лучами летнего солнца. , и не смотря на все свои усилия, не может освободиться из плена  и отправиться в свободный полёт по синему небу.

            В предыдущем письме он сообщал, что у него всё хорошо, что он работает в швейной мастерской. А в новом о том, что готов на себя наложить руки:

         Здравствуй, Володя!
   Я не пойму , что со мной.После твоего ухода я страшно захандрил. Мне ничего не хочется делать. Не хочется жить. Не хочется смотреть на всё меня окружающее. Мозг совершенно истощён. Делаю что-нибудь, делаю без интереса, без внимания, просто  как-то механически...

      … Я знаю, читая это письмо, ты будешь испытывать удовольствие, выражаясь при этом: «Это должно было с ним произойти». Что ж, радуйся! Я ненавижу себя. Я хочу убить себя. Это требуют все мои внутренние свойства. Зачем так жить? Зачем? Зная пути к добру, предлагая себя всего и не испытывать взгляда доверия? Это ужасно! Это не вяжется не с какими правилами человеческих отношений.Кто же виноват? Хм, правильно, я.

        Я в прошлом ребёнок, познавший цену куску. Я несовершеннолетний не видевший и не знающий путей жизни , замурованный в глубину личных противоречий и обставленный четырьмя стенами.

         Всю свою жизнь я стремился к людям , надоедал им своим любопытством. Они гнали меня. Видели во мне что-то пугающее их. И чтобы как-то успокоить меня , они старались врать, плести какую-то паутину и постепенно укутывали хитро жизненными морали .

           Шли годы . Жизнь варила меня. Потом начала жаловать, и казалось бы до следующего приёма осталось не так уж много, вот, вот глотнёт.  И вдруг, Ты! Да ты встал ко мне навстречу , но слишком поздно, когда я потерял веру в людей.

          Да я сейчас очень мало расположен к тебе. И если там, ты старался идти в тон моей философии, то только лишь потому, чтобы как можно больше увидеть меня настоящим. Но я настолько был не понятен себе, что порою напивался до чёртиков с досады...

                Процедив свою жизнь сквозь рассудок,
                Я взглянул на её шелуху,
                «Осторожно, снимаю с посуды»
                И не счистить ножом не могу.
                Вот оно, что мешало мне в ногу
                Издавна по гражданке шагает
                Вот оно, что одним словам «погань»
                Называли соседи и мать.
                И смеялся над ними когда-то,
                Ставил выше познания свои,
                Но когда стал срезать эту гадость,
                Убедился в большой правде их.
                И не раз вот сейчас вспоминая
                Материнский кусок...сам скажу,
                Я мужчина душою, рыдаю
                И прощение сердцем прошу.
                Эх ты, улица ,Ёмких притонов!
                И тебя вспоминая, дрожу,
                И поэтому снова и снова
                Свою жизнь сквозь рассудок цежу.

      Такие признания Вершинина меня угнетали моим бессилием, что-либо изменить и поправить в его судьбе. И только ежедневная загруженность служебными обязанностями и личными проблемами сверх головы, отвлекали меня от его ежедневной судьбы.

        Обще известное выражение, что факты  - упрямая вещь и что против них не попрёшь. Но при этом ещё добавляют, что «факты, как кривое зеркало, всё зависит от того, с какой стороны на него посмотришь»И с этим тоже нельзя не согласиться.

         Одни утверждают, что колония исправляет осуждённого и наставляет его на путь истинный. Другие ,наоборот, говорят, что места заключения только портят человека , ломают его судьбу.

         На это можно ответить , как ответил спорящим, кто из них прав, Ходжа Насреддин: « И ты прав, и ты прав, но только каждый из вас прав по своему!»